Екатерина Барбаняга о рассказах Владимира Чернявского «Возвращение» и «Патина»

22.12.2022 7 мин. чтения
Барбаняга Екатерина
Рецензия Екатерины Барбаняги - критика, журналиста, преподавателя, организатора литературно-образовательного проекта для детей «Талант: Литература», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Владимира Чернявского «Возвращение» и «Патина».

Герой рассказа «Возвращение», немолодой мужчина по имени Герман, решается на сложное путешествие – в свое прошлое. Не в буквальном смысле, конечно. Герман возвращается в город своего детства и юности, маленький южный городок, из которого бежал в смутные девяностые, опасаясь за свою жизнь. Можно было бы назвать это путешествие ностальгическим, актом примирения с прошлым и обретения сладостных воспоминаний, если бы не одно обстоятельство: Германа ведет в город детства новость о смерти друга. Друга, которого он предал, и память о котором все эти годы мучила его.

«Лужи мелькали перед капотом, прерывистая разметка слилась в сплошную белую линию. Дорога резко ушла вправо, за холм. Герман сбросил скорость и вывернул руль. На мокром асфальте внедорожник пошел юзом и, накренившись, вылетел на встречную полосу».

Благодаря авторскому, прерывистому, построению текста и коротким предложениям, наполненным действием, читатель сразу может почувствовать напряжение рассказа. Речь автора звучит как быстрое биение сердца, как резкие движения. Может быть, интуитивно, а может, и осмысленно Владимир Чернявский смог найти единственную органичную форму для воплощения психологического состояния героя. Им движет тревога, он мечется между воодушевлением, радостью и страхом. Все вокруг него начинает наполняться призраками, а ожидание покоя получает грубый, отрезвляющий ответ реальности. Ничего не осталось от прошлого, кроме свершившегося факта: его предательства. Даже зная наверняка, что преданный им человек лежит в могиле, Герман не ощущает освобождения. Он снова покидает город – уже навсегда.

Текст написан хорошим художественным языком, наполнен красивыми сравнениями, например, памяти со старой тканью, а воспоминаний с прорвавшейся запрудой. Хотя повествование ведется от третьего лица, скорее напоминает внутренний монолог героя. Это погружает читателя в его внутренний мир и дает возможность прочувствовать каждый момент происходящего через эмоции героя. Получается сильное сближение. Во многих описанных обстоятельства видно знание деталей, это придает тексту качественную плотность. Чувствуется работа автора над фразой.

Рассказ «Возвращение» хорош тем, что оставляет внутреннее послесловие. В нем, сравнительно небольшом рассказе, нахлестываются одна на другую несколько важных тем. Во-первых, поиск утраченного оазиса – детских воспоминаний, простоты и безопасности жизни, понятного устроения ее. Но, как писал поэт Геннадий Шпаликов: «Никогда не возвращайся / В прежние места». Каждого из нас, кто решит испытать заново то, что чувствовал в детстве, ожидает фиаско. Однажды это понимает каждый, и каждый внутренне переживает эту трагедию по-своему, но всегда болезненно. В чистую белую рубашечку ребенка уже никогда не нырнуть, и город, изначально узнаваемый по деталям из прошлого, может оказаться очень жестоким. Он уже не такой, и ему нет дела до тебя, он живет своей жизнью. Это удар номер раз, который получает от реальности Герман.

Во-вторых, вопрос выбора и нравственных ценностей. Что есть «нравственность» в сложных, кажущихся безвыходными, обстоятельствах, а порой и угрожающих жизни? В истории Германа и его друга Виктора, которые «попали на деньги» в (не будем закрывать глаза) бандитские девяностые годы, сколько отразится личных историй реальных людей? Многие оказывались перед подобным выбором: спасти себя или тонуть вместе. Совсем непростой вопрос именно потому, что затрагивает реальные истории, и боль, которую носит и пытается глушить в себе герой рассказа – реальная боль людей, переживших лихие годы.

Наконец, третья тема – невозможность вычеркнуть из своей жизни ни единого штриха. Будь то что-то положительное или наоборот – разрушающее. Так устроена жизнь – ничего в ней не перепишешь. Иллюзия, что какие-либо обстоятельства способны «смыть пятно позора», даже такие сильные обстоятельства как человеческая смерть – это все равно лишь иллюзия. Герою хочется, чтобы смерть Виктора вымыла мусор из его души, из памяти его города – и тогда все будет хорошо, но этого не происходит. И теперь уже не слова, претензии, угрожающая месть мучают Германа, а образы в его голове, память, которая хранит все карты, все исхоженные дорожки. Это второй удар, который не может выдержать герой. Он заводит свой внедорожник и с той же тревогой, что преследовала его на пути в город, покидает его. Покидает, потому что во второй раз бежит от прошлого или покидает, потому что чувствует себя лишним в чужом теперь городе? Финал остается открытым.

Во втором рассказе, названном «Патина» (значение слова «патина» ведет к понятию «налет, образованный со временем»), Владимир Чернявский снова возвращается к теме несмываемых грехов прошлого. В отдаленный, находящийся в эпицентре военных действий, городок Горловка Донецкой республики, приезжает молодая журналистка Дарья – работать над интервью с местным знаменитым врачом. Изначальный интерес девушки – вопрос смены личностных приоритетов в обстоятельствах войны. Однако не все так просто, на самом деле журналистку привели к врачу личные и трагические события – потеря близкого человека и желание мести. Именно этот мужчина, спасающий жизни чужих ей людей, считающийся героем сегодня, в свое время стал причиной смерти ее сестры-двойняшки.

Виктор Николаевич, тот самый врач, в прошлом которого затаились серьезные «скелеты», осознает свою вину, но и понимает: ничего уже не изменить. Он нашел свой способ искупления от мук совести – помощь людям, пострадавшим от  войны. Простит ли судьба ему теперь старые ошибки? Автор показывает: не простит. Она заявится в виде молодой журналистки и направит пистолет в спину. Динамичная кульминация и неожиданная концовка, равно как и в рассказе «Возвращение», не дают прямых ответов. Выстрел прогремел, но попал ли он в виновного или случилась осечка? Может, гонимая местью, Дарья покончила с собой? Есть ли надежда на прощение и душевный покой? Автор не дает ответа. Как известно, литература вообще не дает ответов, она лишь задает вопросы. Сложные и болезненные.

Думаю, оба рассказа Владимира Чернявского достойны более широкого внимания, а потому с радостью буду их рекомендовать к публикации.


Pechorin.net поздравляет автора: рассказы Владимира Чернявского опубликованы в журнале «Юность» (№5, 2022). Прочитать рассказы автора можно здесь.


Владимир Евгеньевич Чернявский, родился в 1974 году в г. Укмерге ЛитССР. Победитель Всероссийского литературного конкурса к 110-летию Игнатия Рождественского, литературного конкурса к 160-летию со дня рождения А. П. Чехова, конкурса «Бумажный слон 12», конкурса «Кубок Брэдбери2020». Рассказы автора публиковались в журнале «Байкал», «Аврора», «Север», конкурсных сборниках «Мю Цефея», «Квазар», в сборниках издательства «Перископ». Живет в г. Москве.

Другие рецензии Екатерины можно прочитать здесь и по этой ссылке.

759
Автор статьи: Барбаняга Екатерина.
Критик, журналист, преподаватель, организатор литературно-образовательного проекта для детей «Талант: Литература».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
8845
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
7752
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
6638
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5238

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала