Путеводная звезда

18.12.2024 25 мин. чтения
Крюкова Елена
Рецензия Елены Крюковой - поэта, прозаика и искусствоведа, лауреата международных и российских литературных конкурсов и премий, литературного критика «Печорин.нет» - на книгу Юниора Мирного «Город для тебя».

Мы все живём в людском мире – в людском море. Соблазн для писателя, манящий маяк, мощный магнит – вечный его замысел и умысел – создать многонаселённый мир.

Мир людей и правда похож на океан – в нём запросто можно утонуть. Важно быть опытным моряком. Необходимо иметь под рукой лоции, чтобы проложить кораблю судьбы верный путь.

Извивы, изгибы, сплетения-сочетания судеб непредказуемы. И это тоже влечёт: создать огромное мозаичное панно, широкую, как небо, роспись, где люди узнавали бы близких по духу людей. И узнавали бы не только их лица (портреты, внешность, черты и приметы здесь не главное): узнавали бы друг друга ИЗНУТРИ.

Когда-то, в XX веке, многими было сказано (а может, и предсказано), что психология станет главной наукой XXI века. Психологический портрет часто оказывается важнее портрета реального, физического, трехмерного.

И перед литературой XXI века встает крайне важная задача: попытаться погрузиться в сложность, архитектоническое многоголосие, полифоническую многослойность взаимодействия людей.

Оговоримся: писатели брались за решение такой задачи и раньше. Но сейчас, как ни в какую другую историческую эпоху, в соотношении «Мир Видимый – Мир Невидимый» откровенно лидирует второй. И на его изображении ставится откровенный нравственный и художественный акцент.

В романе Юниора Мирного «Город для тебя» поставлена именно такая непростая задача.

У решения этой задачи – вектор столь же эстетический, сколь и социальный. Общество всё больше ощущает на себе груз психологических проблем. Люди порой не умеют разобраться в простейших психологических ситуациях. Топологические душевные и духовные связи часто нарушены, и невосстановимо. Общество больно, оно болеет разъединённостью, а любой человек внутри социума так или иначе страдает от одиночества, причём часто находясь в самой «народной гуще» и в самой сердцевине событий.

И, возможно, не зря автор цитирует в книге шлоку из «Живой Этики» Елены Рерих: если человек дошёл до обрыва надежды, до края отчаяния, он невольно обращается не к людям, не к современникам, а к высшим силам, к Богу, ибо в них – тайна жизни.

«Ты пришёл ко Мне. Ты нашёл двери Мои.
Ты познал, как бессветен стал ум и как ушла твоя радость.
Ты познал, как стучащийся будет допущен,
И допущенный будет оправдан.
И ты нашёл лучшие двери и воззвал, не видя конца бегства.
И приму Я стучащегося и скажу ему:
Я сохранил твою радость,

Бери свой сосуд и трудись. (...)».

Юниор Мирный задаёт себе, автору, и нам вопрос: что такое один, отдельно взятый человек? Что такое группа людей? Что такое большое объединение людей – то, что в православной древности носило название «соборность»? В советские времена был в невероятной моде коллективизм; установка на укрепление коллектива, на решение проблем сообща насаждалась, приветствовалась, пропагандировалась.

Но что же такое, с точки зрения современного индивидуума, отдельного взятого человека и его судьбы, то людское море, громадный коллектив социума, с которого мы начали наши раздумья? Могут ли быть воистину счастливые поселения, социально счастливые города, бесспорно счастливые страны?

Для начала попробуем представить себе мир, где всё происходит по приказу свыше – самодержавному, единоличному. Ну что ж, скажете вы, это всё уже показано в череде антиутопий, в «1984» Джорджа Оруэлла и в подобных этой классике антиутопии книгах. Нет, в таком мире нам жить неохота. Но как же, в какой конкретный цвет окрашен психологический портрет человека – одного, одинокого, не толпы, не группы? Ведь психология убийцы разительно отличается от психологии праведника. А психология владыки – от психологии раба.

Культура издавна занималась делением психофизиологических типажей на виды и подвиды, пытаясь классифицировать их: от традиционной классификации древнегреческих врачей, вписавших характеры в некую психоэмоциональную таблицу (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), до ярлыков-характеристик, удачно «приклеенных» к определённым типажам философом и социологом Эрихом Фроммом: рецептивный, эксплуататорский (иначе агрессивный), накопительский и рыночный, – вот вам диапазон попыток определить, на какие же «общеупотребимые» типы делится всё психологическое людское море; и мы должны учесть то, что, кроме Фромма, разработкой этих вопросов занимались многие философы и врачи: Карл Юнг, Льюис Голдберг, Иван Петрович Павлов, Джон Холланд, Макс Вебер и другие.

При чем же тут художественная литература? И бытие писателя? И новая книга молодого писателя Юниора Мирного?

Сейчас наступило такое время, что не только в сугубо научной, но и в художественной литературе можно и нужно касаться тематики непременного нахождения человеком радости. Радость – ярчайшее психологическое состояние, прекрасная (и жизнетворная!) эмоция, испытываемая человеком. Вспомним, что в знаменитом романе «Туманность Андромеды» Иван Ефремов писал о том, что в далёком будущем на преображённой, лишённой войн и ужасов Земле возникла Академия Горя и Радости. Постоянное измерение их соотношения явилось важнейшим условием счастливой жизни в изображённом Ефремовым будущем. А Юниор Мирный погружается в психологию индивидуума, показывая нам его способности, его скрытые возможности, не познанную им самим собственную духовную силу:

«В тот раз наша музыка рассказала людям (и присутствовавшим, и посмотревшим потом в записи) о том, что организм живого существа несёт в себе один замечательный навык. Это навык самоисцеления. Лекарство необходимо только в том случае, когда последствия сбоя в организме зашли за определённую черту. До той же поры нужно давать организму возможность самостоятельно вернуться в состояние исходной гармонии. И, разумеется, важнейшую роль в этом деле исцеления будет играть неразрывная связь внутреннего и внешнего – психической энергии и материального тела. Тогда союз этих двух начал восторжествует, – а фармацевтические магнаты потерпят крах. (...)».

Прерогатива художественного текста, в особенности романа, – «лихая закрученность» сюжета, неоспоримо опирающаяся на сверхзадачу книги. Такая сверхзадача в романе Юниора Мирного «Город для тебя», безусловно, есть. И она пылает, как путеводный маяк, над всем текстовым массивом книги, отсылая нас не только к естественным эмоциям, испытываемым от сюрпризов сюжета, но и к формату изучения, исследования, размышления. Такое при чтении бывает нечасто. Авторы стремятся больше развлекать и удивлять; они боятся поучать. Или опасаются в открытую «окунать» читателя в омуты психологии либо возводить на снежные вершины философии.

Но ведь еще вышеупомянутый Иван Антонович Ефремов говорил, в своих письмах и интервью, о том, что он намеренно вкладывает собственные научные идеи и философские раздумья в формат увлекательного приключенческо-детективного романа. Юниор Мирный следует этому завету прекрасного фантаста советской эпохи.

Стремительность остросюжетного повествования захватывает. И она становится превосходным фоном, почвой, на которой запросто можно вырастить философскую мысль; над поворотами событий можно не просто задуматься – они могут стать некой отправной точкой для реального изменения собственной жизни.

Так книга незаметно начинает «лепить» читателя. Могут сказать: да ведь каждая хорошая книга занимается созданием эмоциональной и нравственной «скульптуры души» того, кто читает её!

Но ещё – и это важно понять! – характеристики загадочных героев могут меняться. Тот, кого мы считаем негодяем, может проявить себя как благородный творец. А тот, кого мы видим воином, сражающимся за справедливость, может оказаться рыцарем Тьмы. Как разгадать другого? Кто носит маски? А кто их надевает на безвинных?

Героиня романа, следователь Нина Гаранина, сталкивается с драмами внешними – когда напряжённо разгадывает тайну тех, кто занимается опасными для цивилизации разработками, – и с драмами внутренними – они знакомы всем без исключения людям. И автор показывает нам, что происходит с живой душой, когда она поднимается над суетой, доверяется могуществу жизни и открывается любви...

««А что будет, – задумалась Нина, – если, к примеру, Помыслов перестанет внутренне бороться с ощущением собственной безполезности? Если он ПОЗВОЛИТ СЕБЕ ПОБЫТЬ БЕЗПОЛЕЗНЫМ? А я сама перестану противиться ощущению себя непонятой и нелюбимой? Что, разве «безполезность» и «нелюбимость» – это причина быть вычеркнутыми из Жизни? Нет! Мы всё равно являемся неотъемлемой частью Единой Жизни даже если в нас что-то и несовершенно! Да услышат меня господа перфекционисты!».

В этот миг Нина испытала необычайную любовь ко Всему Сущему. Она больше не боялась быть не понятой, никому не нужной и никем не любимой…

«Я люблю Жизнь – и благодарю её за то, что она позволила мне познать, что такое быть нелюбимой! И я разрешаю себе быть нелюбимой! Я с готовностью принимаю этот жизненный урок! И также я принимаю этот урок физической несвободы, пока я заключена под стражу», – словно прокричала душа девушки.

И тут какой-то незримый свет начал наполнять собою всё существо Нины. И этот Свет был самою Любовью... (...)».

Герой романа, Дмитрий Помыслов, – писатель. Мы не знаем, насколько в создании образа Дмитрия были сильны личные жизненные впечатления автора, насколько это возможный автопортрет. Как бы там ни было, писатель, писательство – это та профессия, с набором своих технологий и тонкостей-подробностей мастерства, которая одновременно является и мощным призванием, осуществлением крупной жизненной миссии. Второй герой (и трудно сказать, кто из них герой главный, Дмитрий или Иван...) – Иван Звонимиров. Символичны имя и фамилия этого персонажа, несущего в романе особую смысловую нагрузку. Звон, кругами расходящийся по всему миру, на самом деле неслышимый. Его слышат те, кто начинает глядеть внутрь себя. С кем Звонимиров и его друзья работают.

Значит ли это, что круг друзей и соратников Звонимирова – круг посвящённых?

И насколько посвящённость, посвящение в сакрал, объединение людей, знакомых с перечнем духовных тайн, скрытых от широких масс, может изменить пространство, Время, Землю, народ, человечество?

И главное: КТО такие все эти посвящённые? И КТО такой Звонимиров?

Финал романа приоткрывает читателю эту тревожную тайну. Одну из тайн книги.

«(...) Или же… это сделал я сам? Я что, сам был и Помысловым, и Звонимировым, и Правиным, и Римской в одном флаконе?

Я не мог в это поверить…

– Взгляните на пятый кадастровый паспорт, – кивнула в сторону документов Гаранина.

Я взглянул… Гостиница, которой, как я всегда считал, владел Звонимиров, на самом деле – на праве собственности – принадлежала мне!

– Вспоминаете что-нибудь? – Гаранина чуть приподняла одну из своих аккуратно оформленных бровей.

Я не находил ничего, что бы ей ответить. (...)».

Так ли это? Действительно ли писатель Помыслов страдает диссоциативным расстройством личности – или сюжет внезапно повернёт иначе, непредсказуемо?..

Психологическая остросюжетная композиция властно забирает читателя в свою орбиту.

Мы, в первой четверти XXI века, уже много чего знаем о целой веренице эзотерических учений, об учителях, что впрямую занимались и занимаются психологической переделкой травмированного или нравственно заблудившегося человека. Мы великолепно представляем, что любой священник в храме любой веры работает с прихожанином, как хороший психолог. Но именно сейчас, в наше непростое время, возникла необходимость обрести такую социальную помощь, которая будет крепко связана с психологическими трудностями человека, а еще – с выбором им самим своей судьбы.

Да ведь человек всё время находится перед выбором. Более того: он живёт в состоянии постоянного выбора. Так же, как Время измеряется часами, минутами и мгновениями, пространство твоей жизни измеряется твоими поступками.

Что стоит человеку сказать самому себе: «...я решил не бежать от трудностей...»?

«– Смотри, Дима: своими «концертами» мы стараемся помочь людям начать мыслить иначе, – с неглубоким вздохом произнёс Иван, – мы пытаемся сделать так, чтобы они всматривались не во внешние проявления людей, а во внутренний мир каждого человека! Мы хотим, чтобы люди открыли Царство Света в самих себе! А также чтобы они узрели подобное же сияние и в других людях! Но для этого сначала необходимо сбросить внешнюю «кожуру» – то, чем люди привыкли себя – и друг друга – видеть. И, Дима: как ты можешь мечтать об этом сам, если сразу же видишь в Гараниной именно жандарма? Почему образ Нины-полицейской так легко скрыл от тебя Нину-человека?

Мне стало стыдно. Не до конца изжитые личные страхи удерживали меня от того, чтобы сделать шаг навстречу интересному мне человеку. И я решил не бежать от трудностей: я позволил своему страху быть; я наблюдал, как он щиплет мои нервы… Я воспользовался тем самым алгоритмом (методом имплозивной терапии), о котором мне предстояло рассказывать Гараниной в допросной уже совсем скоро… И на тот момент, готовясь дать Ивану свой окончательный ответ, я принял решение не исходя из собственной боязни, а руководствуясь побуждением своего сердца.

– Я обязательно встречусь с ней! (...)».

А ведь это точная иллюстрация древней максимы, высказанной тибетскими монахами:

«Научились ли вы радоваться препятствиям?»

(Надпись на одном из высочайших тибетских перевалов. Процитирована И.А. Ефремовым в книге «Дорога ветров»).

Пространство-время обладает спокойствием (незыблемостью, гармонией, находится в своеобразном вечном гомеостазе), и в то же время оно чревато взрывами, вспышками, убийствами, болью, кровью, войной. Какова будет война ближайшего будущего? Оно может наступить уже сегодня.

Да, фантасты писали о том, что будет создано психотронное оружие. Вспомним пророческий роман Александра Беляева «Властелин мира». И никто не поручится, что такое оружие уже не создано. Юниор Мирный смело упоминает, пусть в художественном, не политическом и не публицистическом тексте, об опасности, нависшей над планетой. На то нам и дан художественный текст, чтобы «под покрывалом Майи» сюжета и образов мы разгадали социальные точки громадной, зашкаливающей температуры.

Кто же такие Хозяин и Мать? Следователь Нина Гаранина пытается их найти. По её версии, именно эти люди сделали психотронное оружие. Конечно, имена здесь символические; разгадать их вроде несложно; один – сугубый властелин (и, возможно, и вправду – мира!), другая – мать клана, опекунша тайного рода, продолжательница дела владыки, если он внезапно погибнет.

А может быть, это совсем другие люди?

И теперь внимание: люди ли они?

Может, надо вдуматься в их прозвища, как в метафору, как в архаический символ-знак, и понять, что в действительности стоит за ними?

И на чьей стороне правда, истина?

«(...) – Звонимиров работал не на двух уголовных авторитетов, как вас науськивал ваш агрессивный и безсердечный начальник. Иван всегда трудился во имя Господа Бога – и во благо Матери-Природы!

– Что за глупости?.. Я не верю вам… – Гаранина как-то нервозно помотала головой.

– И мы не изобретали никакого психотронного оружия, – продолжал я с грустной улыбкой. – Мы пытались донести до людей ту Божественную Музыку, которая берёт своё начало от самих Высших Сил! Ту, которая является произведением самого Отца Небесного и Матери Природы! Если же вам, Нина, в силу ваших привычек, режут слух эти слова, я выражусь иначе: мы доводили до слуха людей жизненные вибрации из глубин самой Природы! Мы хотели, чтобы люди расслышали эту Музыку Жизни! И не только ушами, – но в первую очередь своими сердцами! (...)».

Ситуация переворачивается. Это и есть метанойя, преображение.

И, преображённые вместе с героями, мы идём дальше. Входим в раскрытые двери новых судеб и новых нравственных положений.

И что самое интересное: при чтении этой книги охватывает чувство, что она не столько художественная, сколько документальная.

Под подоплёкой сугубой выдумки таится боль настоящего, страдание живой правды.

За выстроенной самим героем, писателем Дмитрием Помысловым, лечебной, музыкальной, исцеляющей, спасающей человечество системы психологического воздействия встают действительные разработки таких систем, таких схем, способных управлять бытием Мира Внутреннего.

Вектором сознания, направленным от страдания – к радости.

А как отличить Добро от Зла? И как пройти по лезвию бритвы (опять вспомним метафорику Ивана Ефремова...) между Сциллой уничтожения и Харибдой тотального гипноза?

Обратившись к стилистике автора, надо отметить, что язык его энергичен, упруг, местами откровенно романтичен, а вербальные смыслы поданы с учетом внимательно изученных им книг, где показана работа человеческого духа. Понятно, что духовность так или иначе присутствует в любой серьёзно, ярко и вдумчиво написанной книге. Но особенность «Города для тебя» в том, что эта книга и правда духовная. Сюжет здесь лишь прикрытие философской архитектоники. Эпиграфы из Н.К. Рериха, А. де Сент-Экзюпери, из писем Махатм тоже о многом говорят: в первую очередь о заданных духовных ассоциациях, подключая которые к чтению, мы можем объемно и точно определить не только место героев книги в возможном ходе земной цивилизации, а собственное место в пространстве-времени современной культуры, в современном обществе.

Прозаический текст книги время от времени перемежается стихами. И они выглядят здесь уместно, перекликаясь с цитируемыми шлоками «Живой Этики» и фрагментами из «Цитадели» Антуана де Сент-Экзюпери. Стихи есть лирика, а лирика – всегда предельная откровенность и сокровенность. Стилистика авторских стихотворений здесь непритязательна, проста, но за этими простыми словами стоит чувство доверия к живому миру, к живым людям – современникам, со-мгновенникам...

«(...) Считаешь ты, что жизнь пуста,
Когда успехов нет, признанья…
И славы жаждешь неспроста:
Так одиноко без вниманья…
Но, друг, прошу, услышь меня:
Любовью от толпы не веет.
Тепло сердечного огня
Лишь изнутри тебя согреет.
Так разожги огонь в СЕБЕ,
Даря любовь, не жди ответа.
Не пустота живёт в тебе,

А сам ты – целая планета! (...)»

В редкой книге сюжет обходится без любви.

Да, Юниором Мирным в «Городе для тебя» традиционно изображена любовь. Мужчина и женщина – вечный символ Тайны Двойного. Читатель востребует в сюжете любовь, она для него воистину путеводная звезда; проживая жизнь героев, мы находим и чувственную, и нравственную опору именно в портретах любви.

И ведь именно любовь создаёт, созидает подлинного человека. Того, кто будет искать и находить не только, следуя канонам восточной философии, путь к себе, но и открывать пути спасения для многих, находить способы помочь, поддержать людей.

Человек на Земле – вот самое драгоценное в мире. Человек мыслящий есть человек чувствующий. В романе Юниора Мирного люди не только мыслят, борются, ищут, сомневаются, отчаиваются, но и, конечно же, любят. И снова любовь, как во времена первохристиан и апостола Павла, становится краеугольным камнем совокупного бытия.

«(...) Когда Дмитрий подошёл к Гараниной, он нежно прикоснулся ладонями к её щекам – и поцеловал в губы. И Нина ответила на этот поцелуй. Она была счастлива.

– У тебя же сегодня день рождения, Дима… – тихо сказала Гаранина. – Я только сейчас об этом вспомнила!.. С днём рождения тебя! (...)».

Любовь – это свобода. Оказавшись в застенке, но продолжая любить, человек улетает душой в широкие небеса.

Это и есть настоящая работа чистого человеческого духа. Она приближает нас к чувству бессмертия.

А Город, упомянутый в названии и изображённый в книге, – это тоже символ-знак. Город – не только нагромождение домов, зданий, разноликой архитектуры, бешенства дорог и трасс, толкотни в магазинах и транспорте, бессчётных детективных историй. Город – это ещё и общность людей.

И, представьте, каждый человек в Городе, в современном мегаполисе, хочет быть свободным. А его все сильнее зажимают тиски долга, повинностей, непосильного труда, мелких ненужных дел. Как освободиться? Как раскрепоститься? Как сделать так, чтобы тебе не было стыдно за твою неправильную жизнь и перед людьми, и перед собой?

И как найти в бездне Города родную душу? Единственную?

Приходя домой после работы, житель Города смотрит в зеркало. А может, он там видит не себя, а другого?

Человек может отразиться в другом человеке – не в зеркале. Надо просто заглянуть другому в лицо. Погрузить взгляд в другие глаза.

И вдруг ты сам посмотришь на себя.

Парадокс, но ведь все люди – родня. Родные – все, только мы об этом не догадываемся.

Или догадываемся слишком поздно.

И наш Город – это, по сути, город любви. Таинственный Небесный Иерусалим, но там, в небесном чертоге, построенном по законам любви, можно жить отнюдь не после смерти, а при самой что ни на есть живой, великой, полнокровной, твоей собственной жизни.

«(...) – Нина, ты сама должна решить, во что ты веришь, – строго ответил Дмитрий. – Ты можешь посчитать, что ты сумасшедшая, раз видишь все эти чудесные перемены в своей жизни. Либо можешь посчитать, что ты окружена друзьями и единомышленниками, которые разделили с тобой одну мечту – построить этот чудесный город. Выбирай: очнёшься ли ты завтра в тюрьме обыденности, как это случалось уже тысячи раз? Или же ты, наконец, проснёшься свободной – и идущей к своей светлой мечте! Я сам выбрал второе. Самый страшный враг, о котором я писал в стихах – это даже не Чернобродов. Куда страшнее заблуждение человека о собственной слабости и отчуждённости. И ключи от дверей этой тюрьмы всегда находятся при самом человеке. Это – Воля, Сознание и Любовь. Именно они даруют нам свободу. И я очень люблю тебя, Нина – и очень хочу, чтобы ты была счастлива! И я дарю тебе этот подарок, о котором ты так долго мечтала – этот Город для Тебя!».


Крюкова Елена: личная страница.

Юниор Мирный. Родился в городе Новосибирске. По образованию лингвист. Работал более десяти лет в банковской сфере. Увлекается психологией и самосовершенствованием, черпая и применяя полезную информацию из всех источников – от психотерапии до духовных учений. Через свои произведения делится собственным опытом с читателями. С 2019 года публикуется на Ридеро и на площадках партнёров сервиса самопубликации. Вышло три романа: «Хозяин дома», «Город для тебя» и «Непотерянный край».

3048
Автор статьи: Крюкова Елена.
Русский поэт, прозаик, искусствовед, член Союза писателей России, член Творческого Союза художников России, профессиональный музыкант (фортепиано, орган, Московская консерватория), литературный критик «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9770
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8902
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7379
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5819

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала