От личного к историческому. О романе Валерия Петкова «Хибакуша».
26 апреля исполнится тридцать четыре года с момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции — одной из самых крупных техногенных катастроф мира. Прошла уже треть столетия, однако тема Чернобыля продолжает оставаться актуальной. За тридцать с лишним лет снято несколько десятков документальных и художественных фильмов, посвященных аварии. В последние годы появились и сериалы. В 2014 году на канале ТНТ вышел мистический сериал Андерса Банке «Чернобыль. Зона отчуждения». Через пять лет режиссёр Алексей Мурадов снял для НТВ сериал «Чернобыль» . Всемирный успех и широкий резонанс получил одноименный американо-английский мини сериал, снятый в том же 2019 году режиссёром Йоханом Ренком для телеканала НВО (США). Поразительно, но всеобщий интерес к чернобыльской аварии увеличился настолько, что количество туристов из разных уголков света, приезжающих в «мертвый» город Припять близ Чернобыльской АЭС, за последнее время выросло аж в пять раз!
Увы, трагедия не перестает постоянно напоминать о себе. Сроки завершения строительства нового саркофага над четвертым энергоблоком АЭС неоднократно переносились, — ученые и экологи били тревогу. И лишь прошлым летом он был сдан в эксплуатацию. А совсем недавно — 5 апреля — в зоне отчуждения загорелся лес. Уровень радиации в центре пожара превышен более чем в 16 раз, возможно ухудшение радиационной обстановки в близлежащих областях...
Чернобыльская катастрофа нашла отражение не только в актуальных новостях и кинематографе. Создавались театральные постановки, компьютерные игры, музыкальные композиции и видеоклипы. Не осталась в стороне и литература.
Новый роман Валерия Петкова «Хибакуша» (М.: ИД «Городец», 2020) — далеко не первое литературное произведение, посвященное Чернобылю. Самая известная книга об этой катастрофе — наверное, «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич. Она построена на свидетельствах ликвидаторов аварии — пожарных, физиков, врачей и политических деятелей.
«Хибакуша» — роман без сомнения автобиографический. Валерий Петков через считанные дни после катастрофы сам оказался в Чернобыле, поэтому может смело говорить от первого лица. Писатель, как и его герой, с мая по июль 1986 года был заместителем командира роты радиационно-химической разведки на ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Именно поэтому «Хибакуша» во многом стоит на стыке документального и художественного повествования.
Многие замалчиваемые в свое время факты теперь уже стали достоянием истории. К примеру, сегодня все знают, что некоторое время после аварии власти пытались скрыть от народа уровень ее серьезности. В первых числах мая 1986 года офицеров запаса — героев романа Петкова — везли в зону отчуждения якобы просто на очередные учения. Понимание реальной ситуации пришло лишь тогда, когда до Чернобыля оставалось всего ничего. Герой-рассказчик видит: их отправляют туда, откуда люди несколько дней назад стремительно бежали. Тут раскрывается самое ценное в романе — психология персонажа, его чувства. Любимые жена и дочка — настоящее счастье — остались где-то за спиной...
Героя «душила злость на происходящее от невозможности его изменить», но, как офицер советской армии, он едет в самое пекло, чтобы выполнять приказ, не пытаясь ни поспорить, ни удрать. Хотя рядом попадались и такие. Персонаж вспоминает случившуюся на его глазах истерику: сержант, отказывающийся ехать «на смерть» кричал: «У меня двое детей маленьких! Кто их будет кормить потом? <...> Не поеду я никуда! — визгливым голосом, — сказал же — не поеду! И хер с ней, с присягой... Трибуналом!..»
Наблюдения героя за людьми вызывают у читателя сильные эмоции. Вот местная жительница, оставшаяся в зоне отчуждения и искренне радующаяся тому, сколько вишни уродилось. Вот мужик, который с тяжелым сердцем вынужденно отстреливает брошенных оголодавших собак. А вот с головы до ног пропитанный радиацией шофер, «дошедший», но продолжающий работать, — ему за службу обещали без очереди дать квартиру в Киеве.
Упоминает Петков и о мародерах, и о «липовых чернобыльцах» — полковниках, ни разу здесь не побывавших, но выправивших себе «пособия по триста рублей в месяц». И все же были и настоящие герои — те, кто спасал других, буквально прикрывая собой: один нашел наиболее «чистое» место для разбивки военного лагеря, другой сам отправлялся к разрушенному реактору, не пуская в ад подчиненных. А центральный персонаж романа рвался в зону, словно в бой.
Параллели с войной идут через весь сюжет. Отличие одно — в Чернобыле неприятель был невидим. Кажется, будто легко побеждаешь врага, однако тот умудряется ранить каждого «противника» без исключения. Некоторых — смертельно... Писатель постоянно забегает вперед, в будущее, где проявляются последствия этих «ранений». И все эти «забегания» касаются того, как воздействие радиации отразилось на герое. Здоровью выживших во многом посвящена вторая половина романа — после «зоны».
Герой объясняет жене, что «хибакушами» в Японии называют «тех, кто оказался под бомбами в Хиросиме и Нагасаки, чудом выжил». Отсюда – название романа Валерия Петкова о чернобыльской катастрофе.
Во второй половине романа автор в свете произошедшего рассуждает на темы прогресса, размышляет о человеке и природе, пытается разобраться, понять для себя, кто виноват, и что делать: почему случилась катастрофа и правильно ли ликвидированы ее последствия.
«Война» закончилась. Осталось личное. Огромную трагедию писатель обрамляет моментами радости. Близкие люди по-прежнему рядом. И это — самое главное... А уроки Чернобыля человечество не забудет никогда.
Станислав Секретов: личная страница.
С обзором других книг о Чернобыльских событиях можно ознакомиться в статье Юлии Великановой «День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах».
Интервью-воспоминание об Александре Акимове - начальнике смены 4-го энергоблока, который в тот роковой день выполнял на станции свои служебные обязанности, не жалея жизни, возглавил работы по предотвращению катастрофы, ликвидации ее последствий, эвакуации людей: «Герои-ликвидаторы Чернобыльской АЭС. Александр Акимов – человек, увлеченный чтением».