От личного к историческому. О романе Валерия Петкова «Хибакуша»

26.04.2020 6 мин. чтения
Секретов Станислав
Рецензия Станислава Секретова на новую книгу о Чернобыле – роман Валерия Петкова «Хибакуша», которая возвращает нас к трагическим событиям 26 апреля 1986 года.

От личного к историческому. О романе Валерия Петкова «Хибакуша».   

26 апреля исполнится тридцать четыре года с момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции — одной из самых крупных техногенных катастроф мира. Прошла уже треть столетия, однако тема Чернобыля продолжает оставаться актуальной. За тридцать с лишним лет снято несколько десятков документальных и художественных фильмов, посвященных аварии. В последние годы появились и сериалы. В 2014 году на канале ТНТ вышел мистический сериал Андерса Банке «Чернобыль. Зона отчуждения». Через пять лет режиссёр Алексей Мурадов снял для НТВ сериал «Чернобыль» . Всемирный успех и широкий резонанс  получил одноименный американо-английский мини сериал, снятый в том же 2019 году режиссёром Йоханом Ренком для телеканала НВО (США). Поразительно, но всеобщий интерес к чернобыльской аварии увеличился настолько, что количество туристов из разных уголков света, приезжающих в «мертвый» город Припять близ Чернобыльской АЭС, за последнее время выросло аж в пять раз!

Увы, трагедия не перестает постоянно напоминать о себе. Сроки завершения строительства нового саркофага над четвертым энергоблоком АЭС неоднократно переносились, — ученые и экологи били тревогу. И лишь прошлым летом он был сдан в эксплуатацию. А совсем недавно — 5 апреля — в зоне отчуждения загорелся лес. Уровень радиации в центре пожара превышен более чем в 16 раз, возможно ухудшение радиационной обстановки в близлежащих областях...

Чернобыльская катастрофа нашла отражение не только в актуальных новостях и кинематографе. Создавались театральные постановки, компьютерные игры, музыкальные композиции и видеоклипы. Не осталась в стороне и литература.

Новый роман Валерия Петкова «Хибакуша» (М.: ИД «Городец», 2020) — далеко не первое литературное произведение, посвященное Чернобылю. Самая известная книга об этой катастрофе — наверное, «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич. Она построена на свидетельствах ликвидаторов аварии  — пожарных, физиков, врачей и политических деятелей.

«Хибакуша» — роман без сомнения автобиографический. Валерий Петков через считанные дни после катастрофы сам оказался в Чернобыле, поэтому может смело говорить от первого лица. Писатель, как и его герой, с мая по июль 1986 года был заместителем командира роты радиационно-химической разведки на ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Именно поэтому «Хибакуша» во многом стоит на стыке документального и художественного повествования.

Многие замалчиваемые в свое время факты теперь уже стали достоянием истории. К примеру, сегодня все знают, что некоторое время после аварии власти пытались скрыть от народа уровень ее серьезности. В первых числах мая 1986 года офицеров запаса — героев романа Петкова — везли в зону отчуждения якобы просто на очередные учения. Понимание реальной ситуации пришло лишь тогда, когда до Чернобыля оставалось всего ничего. Герой-рассказчик видит: их отправляют туда, откуда люди несколько дней назад стремительно бежали. Тут раскрывается самое ценное в романе — психология персонажа, его чувства. Любимые жена и дочка — настоящее счастье — остались где-то за спиной...

Героя «душила злость на происходящее от невозможности его изменить», но, как офицер советской армии, он едет в самое пекло, чтобы выполнять приказ, не пытаясь ни поспорить, ни удрать. Хотя рядом попадались и такие. Персонаж вспоминает случившуюся на его глазах истерику: сержант, отказывающийся ехать «на смерть» кричал: «У меня двое детей маленьких! Кто их будет кормить потом? <...> Не поеду я никуда! — визгливым голосом, — сказал же — не поеду! И хер с ней, с присягой... Трибуналом!..»

Наблюдения героя за людьми вызывают у читателя сильные эмоции. Вот местная жительница, оставшаяся в зоне отчуждения и искренне радующаяся тому, сколько вишни уродилось. Вот мужик, который с тяжелым сердцем вынужденно отстреливает брошенных оголодавших собак. А вот с головы до ног пропитанный радиацией шофер, «дошедший», но продолжающий работать, — ему за службу обещали без очереди дать квартиру в Киеве.

Упоминает Петков и о мародерах, и о «липовых чернобыльцах» — полковниках, ни разу здесь не побывавших, но выправивших себе «пособия по триста рублей в месяц». И все же были и настоящие герои — те, кто спасал других, буквально прикрывая собой: один нашел наиболее «чистое» место для разбивки военного лагеря, другой сам отправлялся к разрушенному реактору, не пуская в ад подчиненных. А центральный персонаж романа рвался в зону, словно в бой.

Параллели с войной идут через весь сюжет. Отличие одно — в Чернобыле неприятель был невидим. Кажется, будто легко побеждаешь врага, однако тот умудряется ранить каждого «противника» без исключения. Некоторых — смертельно... Писатель постоянно забегает вперед, в будущее, где проявляются последствия этих «ранений». И все эти «забегания» касаются того, как воздействие радиации отразилось на герое. Здоровью выживших во многом посвящена вторая половина романа — после «зоны».

Герой объясняет жене, что «хибакушами» в Японии называют «тех, кто оказался под бомбами в Хиросиме и Нагасаки, чудом выжил». Отсюда – название романа Валерия Петкова о чернобыльской катастрофе.

Во второй половине романа автор в свете произошедшего рассуждает на темы прогресса, размышляет о человеке и природе, пытается разобраться, понять для себя, кто виноват, и что делать: почему случилась катастрофа и правильно ли ликвидированы ее последствия.

«Война» закончилась. Осталось личное. Огромную трагедию писатель обрамляет моментами радости. Близкие люди по-прежнему рядом. И это — самое главное... А уроки Чернобыля человечество не забудет никогда.

Станислав Секретов: личная страница.

С обзором других книг о Чернобыльских событиях можно ознакомиться в статье Юлии Великановой «День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах».

Интервью-воспоминание об Александре Акимове - начальнике смены 4-го энергоблока, который в тот роковой день выполнял на станции свои служебные обязанности, не жалея жизни, возглавил работы по предотвращению катастрофы, ликвидации ее последствий, эвакуации людей: «Герои-ликвидаторы Чернобыльской АЭС. Александр Акимов – человек, увлеченный чтением».

1961
Автор статьи: Секретов Станислав.
Родился в 1986 году в Москве. Окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета. Участник Форумов молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья и семинаров-совещаний молодых писателей Союза писателей Москвы. Финалист премий «Дебют», «Литблог» и «Неистовый Виссарион». Стипендиат Министерства культуры РФ. Заведующий отделом общества и культуры литературного журнала «Знамя». Как критик дебютировал в 2005 году в журнале «Новый мир». Автор более 100 рецензий, обзоров, статей и эссе в журналах «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Урал», «Волга», «Нева», «Homo Legens», а также в «Независимой газете», «Учительской газете», газете «Санкт-Петербургские ведомости» и других изданиях. Критик Литературного проекта «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41298
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17016
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9475
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8764

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала