"

Об издании:

«Наш современник» - журнал писателей России. Издается в Москве с 1956 года. Выходит 12 раз в год. Тираж 4000 экз. Публикует прозу, поэзию, критику, публицистику. Главные достижения «Нашего современника» связаны с «деревенской прозой», опубликованной в журнале. Среди авторов: Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, Ю. Казаков, В. Лихоносов, Е. Носов, В. Распутин, В. Солоухин, В. Сорокин, В. Чивилихин, В. Шукшин и другие.

Редакция:

Станислав Куняев (Главный редактор), Сергей Станиславович Куняев (заместитель главного редактора, зав. отделом критики), Александр Юрьевич Сегень (зав. отделом прозы), Карина Константиновна Сейдаметова (зав. отделом поэзии), Андрей Николаевич Тимофеев (редактор отдела критики), Елена Николаевна Евдокимова (заведующая редакцией). Общественный совет: Л. Г. Баранова-гонченко, А. В. Воронцов, Т. В. Доронина, Л. Г. Ивашов, С. Г. Кара-мурза, В. Н. Крупин, А. Н. Крутов, А. А. Лихановю, Ю. М. Лощиц, С. А. Небольсин, Д. Н. Николаев, Ю. М. Павлов, И. И. Переверзин, З. Прилепин, Е. С. Савченко, А. Ю. Сегень, В. В. Сорокин, А. Ю. Убогий, В. Г. Фокин, Р. М. Харис, М. А. Чванов, С. А. Шаргунов, В. А. Штыров.

Обзор номера:

Памяти поэта Николая Рубцова

(о журнале «Наш современник» № 1, 2021)

Начинается январский номер с Михаила Грозовского и его подборки стихотворений — «Сплетенье любви и печали». Традиционная поэтика, вечные темы, стандартное решение проблем, — всё как обычно.

Вот, например, стихотворение, где уголовник Олег («матёрый человек» из города Певек) объясняет лирическому герою, что в русском языке есть всего три глагола: не верь, не бойся, не проси. И объясняется это во время тяжёлой разгрузки бруса. Лирического героя такая данность не устраивает:

Мы разгружали мокрый брус
на пирсе ледяном,
и я, беря тяжёлый груз,
поймал себя на том,
что не Олеговы твержу
глаголы наизусть,
а сил у Господа прошу,
и верю, и боюсь,
и в каждый вслушиваюсь звук,
дойдя до неба вплоть.
— Одно из двух, одно из двух, —
прошелестел Господь.

Следом идёт подборка небезызвестного Николая Брауна (как раньше говорили, сына своего отца; а заодно и известного почитателя Сергея Есенина). И в его стихах мы встречаем упование на Божью милость, на утешение молитвами:

Пусть надзиратели и солдаты
Найдут при обыске в бараке,
Вытащат из-под рубашки <...>
Что-нибудь да останется
Из необходимого
Для жизни здесь — Акафист
Богородицу, великопостный
Канон Андрея Критского; конечно,
Канон Пасхальный и ещё
Хранимое отдельно
Последование мертвенных
Мирских тел, которое читаем
По собрату, замученному здесь...

Некоторое разнообразие привносит в молитвенный настрой Иван Волосюк. Всё в его нестандартной для журнала поэтике предполагает выделывание коленцев (то игра слов возникнет, то обработка мемов, то шаловливая аллюзия):

Что красота сидит в глазу,
не объяснят нам и за деньги.
Так генерал гулял в саду,
где вишни стали в две шеренги.
Там не было ни певчих птах,
ни мелкой божией коровки,
а только пятна на крылах,
удобные для маскировки.
В земле чужие к нашим льнут,
для мёртвых больше нет устава,
а он спокойно ходит тут,
где лёгкий свет и воздух алый.

Продолжается публикация биографии Вадима Кожинова, над которой трудится Сергей Куняев. Работа эта и проще предыдущих книг (можно поговорить с людьми, знавшими известного критика), и сложней (жизнь Кожинова преподносит сюрпризы: найдётся ли место его общению с андеграудными поэтами? удастся честно рассказать о спорных эпизодах?). Отрывок из этого номера посвящён защите памятников архитектуры, в которой принимал деятельное участие Кожинов. Находится место размышлениям о поэзии как таковой, о Владимире Соколове, Анатолии Передрееве и Николае Рубцове. И всё с одним основным посланием: надо разделять «русское» и «советское».

Отдельно стоит сказать о прозе. В номере неожиданно постмодернистский приём от Андрея Убогого (в этом году писатель выдвинут на Патриаршую премию!) — отрывок из романа «Доктор» в виде выдержки из словаря. Рядом три рассказа протоиерея Ярослава Шипова (художественный текст от священнослужителя — это определённый тренд, вскоре это будут изучать в вузах на филологических факультетах — слишком много прецедентных текстов): тексты простые, ностальгические, душевные.

Отдел «Патриотика» в этот раз представляет нижегородского писателя Олега Рябова — серьёзного прозаика, автора нашумевшего романа «КОГиЗ», коллекционера и издателя. С рецензией на его книгу «Когда-то в городе Горьком» (НН.: Деком, 2020) выступает Евгений Эрастов, препарируя «лабораторию» Рябова и выделяя мифотворчество, реализм и исторические рассказы.

В журнале опубликован некролог об Александре Казинцеве. Напечатаны воспоминания и соболезнования Дмитрия Филиппова, Андрея Тимофеева, Елены Тулушевой, Юрия Лунина, Ирины Михайловой, Кристины Кармалиты, Яны Сафроновой, Карины Сейдаметовой, Марии Знобищевой и Платона Беседина. Редакция републикует юбилейное интервью Казинцева — из газеты «Завтра» (2018).

Закрывается номер публикациями о титане русской литературы — Николае Рубцове (отчасти и об Иосифе Бродском).

«Эхо трагедии 1971 года» — опубликованное письмо Людмилы Грановской к Виктору Лихоносову, в котором женщина, убившая вологодского поэта, пытается повиниться, выразить почтение, загладить вину. Выглядит и жутко, и страшно, и больно. «Пилигримы» — статья Станислава Куняева о жизненных и творческих пересечениях Рубцова и Бродского, а также об их «паломничествах» и «странствиях». Эта статья уже ранее выходила на страницах «Нашего Современника». Полагаю, ее републиковали к юбилею Рубцова...  «Именем Рубцова мы будем узнавать друг друга» — статья Сергея Лагерева об общении с Анатолием Лукьяновым, известным партийным деятелем, который знал Рубцова.

В целом все материалы выглядят органично и направлены на почтение памяти поэта.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

Демидов Олег

Поэт, критик, литературовед. Куратор литературной мастерской Захара Прилепина. Работает преподавателем словесности в Лицее НИУ ВШЭ. Окончил филологический факультет МГПИ (2011) и магистратуру по современной литературе МГПУ (2019). Победитель V фестиваля университетской поэзии (2012). Дипломант премии им. Н.В. Гоголя (2019). Составитель нескольких книг и собраний сочинений Анатолия Мариенгофа и Ивана Грузинова. Автор трёх поэтических сборников – «Белендрясы» (2013), «Акафисты» (2018) и «Странствия» (2021), а также двух биографий – «Анатолий Мариенгоф: Первый денди Страны Советов» (2019) и «Леонид Губанов: Нормальный, как яблоко» (2021). Печатался в журналах «Homo Legens», «Звезда», «Волга», «Октябрь», «Новый мир», «Нижний Новгород», «Сибирские огни», в «Учительской газете», а также на порталах «Свободная пресса», «Перемены», «Сетевая словесность», «Rara Avis: открытая критика», «Лиterraтура» и «Textura».