Об издании:

Российский ордена Дружбы народов литературно-художественный журнал «Дон» основан в апреле 1925 года по инициативе А. А. Фадеева. Название «Дон», предложенное М. А. Шолоховым после войны, имеет предшественников – «Лава», «На подъёме» и «Литературный Ростов».

Ныне красные буквы названия «Дон» на белом поле обложки журнала словно несут на себе начертанное пушкинской рукой слово «Донъ» – символ и смысл издания. У него богатая биография и легендарное имя, подкреплённое высоким уровнем художественности опубликованных произведений.

В журнале печатались В. Маяковский, А. Фадеев, М. Шолохов, С. Михалков, Р. Гамзатов, В. Кожинов, Ю. Кузнецов, В. Распутин, В. Белов, В. Крупин, Б. Можаев, А. Солженицын, А. Калинин, А. Софронов, Б. Примеров, А. Прасолов, Л. Васильева, Л. Аннинский, С. Куняев, В. Лихоносов, В. Личутин, Е. Евтушенко, М. Тарковский.

Своё предназначение издание видит в соединении двух веков отечественной литературы на родине Чехова и Шолохова. Публикуются авторы не только «от самых от окраин до Москвы», но и представлены наши соотечественники.

Слово «Дон» сродни удару колокола. Оно собирало и собирает людей, возвышает душу. Журнал стремится соответствовать высокому имени. Русская и советская классика – родники издания. Произведения современных авторов дают стремнинный ход журнальной реке.

«Дон» обрёл своё лицо, определяемое, прежде всего, достойными именами. Редакция стремится представлять добротную отечественную прозу и высокую поэзию, координируя в определённой степени литературный процесс и помогая новым талантам. Регулярными стали целевые номера, блоки авторов из разных мест, а также «Книги в журнале». На основе журнала создано книжное издательство.

Ранее «Дон» был органом различных писательских сообществ. Ныне это независимое издание, в редколлегию которого входят авторитетные писатели.

Редакция:

Главный редактор – Виктор Петров, поэт, лауреат Всероссийской литературной премии им. М. А. Шолохова и журнала «Юность», обладатель «Золотого Витязя».

Редколлегия:

Анатолий Аврутин (г. Минск), Владимир Алейников (п. Коктебель), Магомед Ахмедов (г. Махачкала), Владимир Боряринов (г. Москва), Андрей Воронцов (г. Москва), Наталья Калинина (х. Пухляковский), Владимир Крупин (г. Москва), Александр Нестругин (с. Петропавловка), Михаил Попов (г. Архангельск), Вячеслав Сухнев (г. Москва), Михаил Тарковский (с. Бахта), Аршак Тер-Маркарьян (г. Москва).

Обзор номера:

«С Богом граничит Россия»

Выпуск журнала «Дон» № 10–12 за 2022 год производит впечатление целостного и лаконичного высказывания. В нём явно преобладают тексты религиозной и военно-патриотической тематики. На своих страницах журнал «Дон» традиционно представляет творчество победителей Международного славянского форума «Золотой Витязь», а также его основателя и президента Николая Бурляева, эссе которого «Боже!.. Чувствую руку твою…» посвящено выдающемуся кинорежиссёру Андрею Тарковскому, чьё 90-летие отмечается в этом году.

Открывает номер большая подборка стихотворений Анатолия Аврутина «Краснозвучная Русь». Глубокая философская лирика помогает читателю настроиться на поэтический, но вместе с тем серьёзный патриотический лад. Поэт много размышляет о судьбе Родины и русского народа. Отмечает их двойственность и противоречивость:

Почему всегда права Отчизна,

А страна так часто не права?

Россия существует как бы в двух измерениях: реальном, материальном и надмирном, духовном:

Государство корчится в ГУЛАГе,

А Держава по небу летит.

Любовь автора к родной стране не похожа на ура-патриотизм, она глубинна и зачастую мучительна. Поэт продолжает искать своё место в мире, вспоминает о детстве и юности, осмысляет пережитое, подводит некие итоги. Вслед за образом Руси предсказуемо возникает образ матери – той, без песни которой поэт не знает, живёт он или нет.

Далее в выпуске следуют «Невыдуманные рассказы» Сергея Шойгу. В наше непростое время публикация рассказов министра обороны – решение, безусловно, направленное на поддержку армии и государства. Таким образом, широкая публика может узнать Сергея Кужугетовича в новом качестве – писателя, пусть не маститого, а вполне себе начинающего, но не бездарного. Рассказы – зарисовки по следам реальных событий. Сюжеты их разнообразны, как сама жизнь: смешное соседствует с трагическим, а мелочное – со страшным и величественным. Вот шофёр, который из пустого бахвальства утопил в реке собственную машину (рассказ «Запорожец»). Или герой другого трагикомического рассказа, главный инженер сибирской стройки, едва не замерзший морозной ночью («Не доехал»). А рядом – трагедия Нефтегорска, увиденная вблизи и описанная в одноимённом рассказе. «Нефтегорск рухнул в час ночи. Именно рухнул. Землетрясение, почти восемь баллов. Уцелело всего несколько зданий: отделение милиции, часть школы, часть администрации. Школа и все пятиэтажки, построенные из шлакобетонных панелей, легли, оставив внутри себя спящих, любящих, ждущих». Далее идёт подробное, но сухое описание человеческих страданий и смертей. Зафиксированы также чудеса – например, спасение младенца из-под завалов, когда никто уже не чаял найти девочку живой. А следующий рассказ «Олимпийцы» – о попытке трудового перевоспитания московских проституток – снова скорее юмористический. «Охота» – своего рода собрание охотничьих баек. Так из разнородных фрагментов складывается картина целой эпохи – переломной для нашей страны.

Лучше всего о «Невыдуманных рассказах» написал Сергей Шулаков в своём послесловии под названием «Полное доверие». Критик подробно проанализировал каждый текст, дав высокую оценку их искренности и информативности. «Перед нами удивительно разносторонний писатель, до такой даже степени, что возникает обманчивое ощущение мнимого отсутствия цельности текста. Одно наблюдение, другое, а в ином рассказе и сразу несколько... Однако трактовка здесь может быть единственная – другие невозможны из-за общественных и организаторских заслуг автора – мы видим в писателе удивительно цельного, состоявшегося человека, которому по плечу любая задача, в том числе и большинство художественных. Цельность, в данном случае, понятие сложное, оно включает в себя функцию всеохватности».

Далее опубликованы переводы стихов абазинского поэта Керима Мхце, выполненные Андреем Галамагой. Подборка носит название «Трогай, поезд судьбы…». Поэт чувствует себя плотью от плоти своего народа, его глашатаем. Он сравнивает себя то с огородным пугалом «средь стылой земли абазинской», то с каскадёром, который готов рисковать жизнью ради блага народа-актёра. Возникает мотив жертвенности:

Я стану калекой, не думай про жалость.
И если умру за тебя, не скорби,

Живи, мой народ, обо мне не печалясь.

А в заключительном стихотворении подборки автор просит прощения у своего «печального народа» за всё, что не сумел сделать. Общая тональность стихов меланхолическая, лейтмотивом звучит тема разлуки, прощания.

«Четыре рассказа» протоиерея Александра Авдюгина – это одновременно грустные и смешные зарисовки из жизни священников. По-своему поучительные, но без навязчивого морализаторства. Первая история – «Истопник» – про непростую жизнь сельского батюшки, которому приходится брать на себя в том числе и грязную работу. «Уклейка» – о том, что «хобби это не только любимое дело, которым на досуге занимаются, но ещё и пристрастие». В этом рассказе много юмора, однако он заставляет задуматься «о бренности человеческого жития». «Мы не могли не встретиться» – воспоминания о советском времени, когда поиск обычной Библии оборачивался чередой приключений. А чудесная встреча в финале – явное свидетельство Промысла Божьего. И последний рассказ – «Козлиная история» – просто очень смешной и добрый.

Вслед за этим в номере опубликована подборка стихов Алексея Шорохова «Кто живёт войной…». Поэт метафизически трактует события на Донбассе. На языке символов рассказывает о трагедии войны: вот ребёнок качается на качелях, а вот уже «его юная мать» качает «пустую качель». В стихотворении «Скрябинские этюды», посвящённом русским лётчикам, поэт не столько спрашивает, сколько констатирует:

И кроме небесной отчизны
И дедов, таранивших сталь,
Что есть у них – без укоризны

Глядящих в родимую даль?

Он пытается осмыслить русскую историю и своё место в ней. Тревожные предчувствия терзают его, и поддержка – только вера в Бога:

Накануне войны лишь одно утешением служит,

Накануне зимы, накануне дороги… к Тебе.

Источником вдохновения служит и русский фольклор: обращает на себя внимание «Чёрный ворон горловский» – переделка народной песни на новый лад. Поэт глубоко прочувствовал то, что чувствуют «те, кто живёт войной», кроме того, он обладает собственным видением русского пути, а потому стихи его неординарны и многоплановы.

Владислав Черемных в начале рассказа «Звёздочка» не зря вспоминает «Фёдора Михайловича» – текст представляет собой современное переложение рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Аналогичный сюжет: рождественская ночь, умершая мать и никому не нужный ребёнок, который мечтает о празднике, но вместо этого замерзает на улице. Только декорации поменялись: мы видим аптеку, супермаркет, тортик «Сказка», двухэтажные бараки… Автор словно хочет нам сказать, что века проходят, а сущность людей не меняется, теми же остаются их горести и радости. Звёздочка, за которой бежал мальчик Вася, оказалась Рождественской Звездой, свидетельствующей о Рождестве Христовом. «Вася сидел на мусоре и смотрел в небо. Там, в квадрате бака, мигала звёздочка. Вася закрыл глаза, потом открыл и протянул руку к звёздочке. Звёздочка оказалась у него на ладошке – сидит и мигает. Стало светло... Вася вздрогнул и проснулся». Это пробуждение для мальчика означает смерть – встречу с матерью и Христом.

В статье Вячеслава Лютого «Вывести русскую литературу из подполья» автор задаётся вопросом: «Почему ни критиков, ни филологов не заботит такая проблема, как умирание изящной словесности, деградация художественного языка». Пишет про «разлом русской истории по линии 1991 года», который «отпечатался и на собственно филологической практике». Рассуждает о роли Союза писателей России в литературном процессе и о том, что эта организация должна делать в идеале. Определяет роль критика: «Критик должен выделить в произведении самое главное и прояснить взаимоотношения всей плоти текста – с его сердцем». В качестве составляющих литературного процесса автор статьи рассматривает и литературные премии – тоже, по его мнению, нуждающиеся в реформации.

Статья народного артиста РСФСР Александра Михайлова «Сергей Михайлович… Сергей… Серёга…» посвящена книге «Серёга» руководителя партии «Справедливая Россия – за правду» Сергея Миронова. Михайлов подробно анализирует представленные в этой книге рассказы, даёт характеристику каждому, отмечает интересные особенности текстов. Он уважительно пишет о Миронове как о человеке: «Сергей – человек надёжный, в нём есть осторожность, он огульно не бросается словами, чувствуя ответственность не только за себя. На экране, когда он в эфире, не всё видно, совсем мало показывают его как человека. Но я всегда вижу, что ему не стыдно смотреть людям в глаза». В статье также звучат призывы вернуть нашу культуру, восстановить Россию.

Затем в номере представлено эссе Николая Бурляева «Боже!.. Чувствую руку твою…», посвящённое великому кинорежиссёру Андрею Тарковскому. Красной нитью через весь текст проходит тема жертвоприношения – по мнению Бурляева, именно так понимал свой творческий путь и сам Тарковский. В эссе много личного – Тарковский и Бурляев вместе работали на съёмках, и знаменитый артист не раз говорит о том, что любил Тарковского, восхищался им и преклонялся перед его талантом. Великого режиссёра он сравнивает с древнегреческим драматургом: «Как некогда Эсхил, русский кинорежиссёр Андрей Тарковский, во второй половине XX века, первым в мировом кинематографе начал возводить души зрителей к Богу, делая это своим, доступным только ему кинематографическим языком». Бурляев подчёркивает вечный духовный поиск Тарковского, его устремлённость к трансцендентному, отразившуюся во всех его работах. Подробно проанализированы фильмы Тарковского в хронологическом порядке. В тексте много субъективного – однако благодаря этому он эмоционально заряжает читателя, позволяет увидеть в Тарковском живого человека – ищущего, противоречивого. В эссе встроены также дневниковые записи Бурляева, подчёркивающие достоверность описываемых событий.

Исторический очерк «Православие в Америке» митрополита Павла Фокина посвящён миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на Аляске. Начинается он с истории образования Кадьякской миссии в XVIII веке. В качестве важных вех отмечены канонизация первого американского святого, создание епархии. Митрополит Павел описывает жизнь первых подвижников-миссионеров. Особое внимание уделено истории архиепископа Антонина Покровского, воспоминания которого «В Северной Америке» опубликованы далее. Из этих мемуаров мы узнаём удивительную историю «робинзонады» архиепископа, когда в результате кораблекрушения он оказался один на безлюдном берегу и чудом выжил, проведя около двух недель на морозе без крыши над головой. Только вера помогла ему выжить. Долго ещё эта история будоражила умы простых американцев. «Сверхъестественное сохранение моей жизни и здоровья произвело сильное впечатление на всех. Многие расспрашивали меня о тех страданиях, которые я переживал во время кораблекрушения и тринадцатидневного пребывания на пустынном скалистом берегу под открытым небом в зимнее время и без пищи. Я говорю по-английски очень слабо, но, видимо, интерес к чудесной силе Божией, проявленной в моём спасении, был так силён, что все слушавшие старались понять мою речь».

Ещё одно жизнеописание-житие авторства священника Дмитрия Трибушного «Ученик святого праведного Иоанна Кронштадтского» – о протоиерее Дмитрии Пескове, которого ещё при жизни почитали как старца. В жизнеописании приведено много свидетельств очевидцев о чудесах, сотворённых этим удивительным человеком: его предсказаниях будущего, способности читать мысли окружающих. Интересно, что батюшка был человеком начитанным, очень любил книги. «Обычно во время проповеди батюшки плакал весь храм». Важно отметить, что отец Дмитрий обрёл приют на Донбассе и предсказал братоубийственную войну в этих землях, что, как видим, сбылось.

Очерк Геннадия Жигарева и Арсения Замостьянова «В пространстве будущей России» посвящён «важнейшему перекрестку мировой истории, ставшему колыбелью многих народов». «Эта колыбель цивилизаций – Алтай, Монголия, северные окрестности современного Китая». Авторы последовательно описывают древние народности: скифов, сарматов, авар, булгар, хазар, половцев, а также сохранившиеся до наших дней: чукчей, якутов. Читателю предлагают углубиться в историю для того, чтоб понять, что «огромное евразийское пространство – это уникальный перекресток разных цивилизаций, народов, религий. <…> Огромная кастрюля, в которой варились будущие державы и народы, рождавшиеся от смешения разных этнических и культурных стихий. Результаты того исторического опыта сказываются и в наше время».

Если говорить про общее звучание материалов, опубликованных в выпуске № 10–12 журнала «Дон», то авторами выдержана серьёзная, а подчас исповедальная тональность. Явственно слышится призыв общества к консолидации. Читателям предложено экзистенциальное осмысление выпавших на долю нашей страны испытаний. На вопрос, в чём спасение России, даётся ответ: в православии и народности.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


282
Величко Елена
Родилась в 1993 г. в г. Королёве Московской области. В 2016 с отличием окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Член координационного бюро Совета молодых литераторов Московской области СПР. Руководитель Литературного клуба «Феникс» и Союза молодых литераторов «Финист», победитель и лауреат литературной премии им. С.Н. Дурылина (2015, 2017), победитель премии им. Роберта Рождественского (2015), межрегионального поэтического конкурса «Россия – земля моя» (2019), Конкурса молодых авторов Московской области «Живая память Великой Победы» (2021). Публиковалась в журналах «День и ночь», «ПОЭЗИЯ. Двадцать первый век Новой эры», «Маяк», альманахах «Пятью пять», «Муза», «Литературное Подмосковье», газете «День литературы» и др.

Популярные рецензии

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
8338
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
6075
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
6064
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
4831

Подписывайтесь на наши социальные сети

 
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии.
Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
 
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»?
Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.
Вы успешно подписались на новости портала