«Подъем» № 3, 2022
Литературно-художественный журнал «Подъем» издается в Воронеже с 1931 года. Выходит ежемесячно. Тираж 1000 экз. Журнал содержит следующие рубрики: «Проза», «Поэзия», «Критика», «Писатель и время», «Культура и искусство», «Духовное поле», «Перед лицом истории», «Между прошлым и будущим», «Память», «Далёкое-близкое», «Приметы времени», «Истоки», «Судьбы», «Исследования и публикации», «Точка зрения», «Путевые заметки», «Мнение читателя», «Обратная связь», «Платоновский фестиваль». Среди авторов журнала были Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Борис Васильев, Владимир Карпов, Юрий Гончаров, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Ольга Кожухова, Егор Исаев, Павел Шубин, Анатолий Абрамов, Гавриил Троепольский, Анатолий Жигулин, Василий Песков и многие другие известные мастера русского слова.
Иван Щёлоков — главный редактор, Вячеслав Лютый – заместитель главного редактора, Владимир Новохатский – ответственный секретарь, Сергей Пылев – редактор отдела прозы, Илья Вовчаренко – редактор (компьютерная верстка, дизайн, администратор сайта), редакционная коллегия: Анатолий Аврутин, Борис Агеев, Виктор Акаткин, Валерий Аршанский, Дмитрий Ермаков, Виталий Жихарев, Геннадий Иванов, Диана Кан, Алексей Кондратенко, Александр Лапин, Дмитрий Мизгулин, Владимир Молчанов, Александр Нестругин, Евгений Новичихин, Юрий Перминов, Александр Пономарёв, Владимир Скиф, Светлана Сырнева, Лидия Сычёва, Андрей Шацков, Владимир Шемшученко, Галина Якунина.
В ожидании нового «Подъема»: по долинам и по взгорьям
Несомненная и главная вершина номера – рассказ Александра Кана «Правила игры». Редко получаешь истинное удовольствие от прочтение короткой современной прозы, но писательское восприятие мира Александром Каном настолько оригинально, а творческий метод так хорош, что невольно увлекаешься, на первый взгляд, бесхитростно рассказанной историей. Повествование образно, метафорично, поэтизированно; не уверен, воспримет ли автор мои слова в качестве комплимента, но умение точно выразить реальность, метко и в нужной дозе применить деталировку интерьера и образа, приближает его творчество к лучшим коротким рассказам Николая Успенского и Василия Слепцова – замечательных художников слова и реальностиXIX века.
Автор, призывает нас оставаться самими собою, задумываясь о главном, не следовать нелепым правилам чужой игры, установленным для морального оправдания человеческих пороков.
Борис Екимов. «Новый двор». Житейские истории»
В нескольких житейских историях, подмеченных и рассказанных Борисом Екимовым, вы не найдете ярких сюжетов, обжигающих драматизмом образов: короткие рассказики-лилипутики о доброте человеческой, о природе, о мудрости, об умении жить в нашем непростом общежитии – все есть в этих текстах: и тепло, и радость и «… горечь скорого расставания, которое навсегда».
Метко и к месту автор использует просторечья и местные жаргонизмы, которые добавляют повествованию достоверности и колорита: например, тютинное дерево (южнорусское название шелковицы), согласитесь, звучит и даже ощущается мягко и по-домашнему.
Роман Леонов. «Русский пастырь. (Служение Церкви и народу)»
Настоящие отцы церкви – люди во всех случаях достойные подражания. К таким служителям церкви, несомненно, можно отнести архиепископа Рижского и Латвийского Филарета (в миру — Александра Михайловича Лебедева) о трагичном жизненном пути которого рассказывает читателям Р. Леонов.
Екатерина Наговицына. «Жизнь на кромке»
Автора можно искренне поблагодарить за желание поделиться своими так дорого добытыми знаниями о войне, взглядом участника боевых действий, что называется, от первого лица. Сюжет повести привлекает множеством неожиданных поворотов, любовью автора к своим героям, желанием передать читателям эту любовь ценой сопереживания.
При этом характеры героев пунктирно намечены, но не проработаны и не раскрыты глубоко, стилистика речи и поведенческие особенности наводят скорее на мысли об аналогии с американскими боевиками. Повышенное внимание автора не только к мелким, но и к микроскопическим несущественным деталям, особенностям интерьера, описание которых, загромождающее основную линию повествования, мешает восприятию повести на одном дыхании, а по объему составляет, вероятно, до трети самого произведения: иногда создается впечатление, что герои по ходу повествования все время пьют шампанское и размышляют о государственных наградах.
Стилистически и лексически шероховатости, многочисленные просторечия: волнительно, всельники (вместо вселившиеся), потемну (вместо затемно) и т.п. не только не добавляют колорита, а предполагают более тщательную проработку материала.
Повесть написана неровно, при наличии очень сильных фрагментов, приковывающих и удерживающих внимание, изобилует проходными слабыми сценами.
Жаль, что упреки одного из героев по поводу Божественной «несправедливости» не находят в повести исчерпывающего авторского опровержения и эта линия, несмотря на формальное завершение, так и повисает в воздухе:
«– Куда?
– Не знаю. Может быть, к Богу.
– К Богу?! Он и так забрал у меня жену! Он все у меня забрал!
– Нам многое не понять. Пока не понять».
Сама постановка таких вечных вопросов подразумевает возможность быстрого профессионального роста прозаика Екатерины Наговицыной. В качестве пожелания: рассказ с рабочим названием, скажем, «Командировка», а не затянутая повесть с претенциозным «Жизнь на кромке» (кстати, почему «на кромке» или «кромке» чего?), произвел бы, на мой взгляд, более целостное впечатление и был бы чрезвычайно хорош.
В четырех коротких рассказах, логично объединенных общим названием «Радость трех поколений», Наталия Баранова простым языком повествует о трансформации жизненных ценностей и преемственности трех поколений: детей, взрослых и стариков.
Юрий Макаров. «Свои»
Три коротких рассказика-зарисовки, которые обязательно рекомендую прочесть, на первый взгляд о простых банальных вещах, но на самом деле о глубоких человеческих отношениях и непреходящих ценностях.
Надежда Мирошниченко. «За перевалом»
Отдыхаешь душой и довольствуешься малым, прикипая вместе с Надеждой, к таким стихам:
Ты же всегда умела обходиться малым.
«Тайны Памяти» Николая Беседина близки каждому, лиричны и просты, поэт предлагает читателю не только песенность стихов, но и свои глубокие, выверенные мысли об осени жизни:
От нас уходит вечная любовь.
Вячеслав Ар-Серги. «Удмуртские молитвочки твои»
Пейзажная лирика с емкими образами, удачными метафорами, к сожалению, без поражающих воображение откровений, изобилующая однородными рифмами, которые существенно снижают качество стихов и скрадывают новизну их восприятия.
«В размагниченном времени» Геннадия Иванова не только угадываются истины мудрости, житейского опыта, но и желание бескорыстно поделиться ими с читателем.
Валерий Черкесов. «На старой вишне вновь небесный цвет»
К лирическим эпизодам, умело созданным Валерием, трудно что-либо добавить, они дарят то спокойное тепло, то радостный азарт жизни:
но ангел фонариком красным сигналит.
Олег Мошников. «Пружинное сердце»
Сердце не обманешь, да это и не требуется поэту, когда он настолько приблизился к пониманию жизни:
В хлябь облетевшего листа.
Дмитрий Колесниченко. «Плацкарт на верхней полке»
Не только плацкарт, не только дорога, в этих стихах много от бесконечного пути:
От близости очередной войны.
«О тех, кто долго ждет и верит до конца»
Восемь разных поэтов предложили свои стихи рубрике «Общая тетрадь». Восемь поэтов – восемь судеб, восемь стилей, восемь взглядов на жизнь, восемь строк – таких разных и непохожих в одной (общей) тетради, прочтем из каждого и сердцем услышим эту общность:
Марина Рощина: зеленая трава сквозь павший утром лист.
Павел Колядинцев: стройный ливень пошел, точно бравый солдат.
Олег Лузанов: прокричат в облаках клич прощальный пернатые стаи.
Ольга Полянская: не прожить того мне, что уж миновало.
Юрий Токарь: в этой песне бедой и надеждой стирается разность между стуком сердец и теченьем извечным времен.
Виктор Шипилов: за окном полощет дождь, сколько мне еще отмерено?
Александра Алидарова: на пустынный сад гляжу с балкона, хоть эссе про осень напиши.
Татьяна Воронова: как и закат над рекой, и луга, и весна, и ожидание дня, что не создан еще.
Петр Чалый. «А я стою средь голосов земли…» (Земное и небесное в творчестве Алексея Прасолова)
Полезное напоминание о творчестве Алексея Прасолова и других самобытных поэтов периода «хрущевской оттепели».
На исходе 1970-х известный литературный критик Вадим Кожинов взялся «посчитать», по его же словам, «подлинных поэтов». В сборнике «Страницы современной лирики», вышедшим в 1980 году в издательстве «Детская литература» астрономическим тиражом в 75 тысяч экземпляров, легко разместились двенадцать (по числу апостолов), по сути, книжечек «избранного» замечательных, но малоизвестных авторов, в большинстве – из российской глубинки.
Жизнь показала, что примечание к книге «Для старшего поколения» оказалось не актуальным, так как стихи Алексея Прасолова, Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Жигулина, Глеба Горбовского, Станислава Куняева, Анатолия Передреева, Василия Казанцева, Алексея Решетова, Олега Чухонцева, Эдуарда Балашова, Юрия Кузнецова, многих из которых уже нет рядом с нами, ныне востребованы и созвучны людям самых разных поколений.
Это замечательные поэты, большинство из которых стали по-настоящему известными, нашли свой творческий стиль. Трудно в полной мере согласиться с мнением Петра Чалого, что этих поэтов оттеснили на задний двор в литературе тех лет иные «классики» – шумливые «эстрадники», щедро облагодетельствованные властью, которую они вскоре разом дружно и предадут. Ибо не всем власть, что называется давала путевку в жизнь, многие пробивали дорогу к читателю своим талантом, индивидуальностью и трудолюбием, и не все оказывались предателями этой власти.
Николай Блохин. ««Демон» в коровинских декорациях. (Как создавалась важнейшая театрально-декорационная работа Константина Коровина)»
Поучительный рассказ о творчестве художника К. Коровина в Большом театре.
Очень важно, что Анатолий Кряженков в «Преодолении» рассказал о своих впечатлениях от прочтения новой книги Николая Карташова «Маресьев» из серии ЖЗЛ.
«После госпиталя Маресьева направили в дом отдыха, где он научился танцевать на протезах. Когда к поправляющим здоровье воинам прибыла комиссия Центрального авиационного госпиталя ВВС, офицер обратился к начальнику, полковнику медицинской службы Василию Миролюбову, с просьбой разрешить летать на боевых самолетах. При этом пояснил, что у него искусственные ноги, но уже хорошо владеет протезами. Маресьев для убедительности пригласил членов комиссии на вечер, где он будет танцевать. Позже вспоминал: «Они здесь меня увидели. Говорят: «Считайте, все наши голоса за вами. Приедете в госпиталь, хирург посмотрит, скажет свое веское слово, если будет ничего, то пройдете».
Об этом известном эпизоде реабилитации Маресьева в санатории ВВС у меня сохранилось памятное воспоминание непосредственной участницы событий – моей родной тети – москвички Нины Алексеевны Тютиной (по фильму медсестры Зины), которая работала в доме отдыха ВВС и учила Алексея Петровича танцевать.
Обучение танцам давалось нелегко, с болью, слезами, матом, но железный характер Маресьева взял верх.
Виталий Мухин. «Бытие, определившее сознание. (Из цикла «Русские за рубежом»)»
Автор набрасывает идеализированный потрет современной Австралии, как будто сошедший с ярких, но стародавних рекламных буклетов, в правдоподобность которого верится с трудом. Тяжелый стилистически этнографический очерк – информационная справка, лишенная оригинальности: неожиданных образов, резких поворотов сюжетных линий и литературных находок.
Следующее признание могло быть сделано только человеком, оторванным от реальной жизни, который не может в своем идеальном далеке отличить настоящую войну от «медийной»:
«Да, – признается герой рассказа Вадим, – после событий в Крыму и в Донбассе в 2014 году у нас имелось некоторое недопонимание с украинцами. Был даже случай, когда на этой почве развелась русско-украинская пара, но все это быстро прошло, поскольку люди поняли, что стали заложниками медийной войны... Вообще украинцы молодцы. У них тут большая община, которая начала расти еще в тридцатые годы прошлого века. Как и у нас, у них богатая культура и национальные традиции, которые они пытаются здесь сохранить. Есть у них в Брисбене и свои церкви – униатские, католические, православные».
В качестве справки позволю себе напомнить, что Австралия весь XIX век была английской колонией, в которой нещадно попирались права аборигенов, число которых неуклонно стремится к нулю, а значительную часть населения нынче составляют потомки иммигрантов из Великобритании и Ирландии, преимущественно ссыльных преступников, которых высаживали на восточном берегу партиями, начиная с 1788 года. На территории страны постоянно размещается порядка двух десятков военных баз США и число их неуклонно растет.
Валерий Аршанский. «Шахматная сюита. (Страница из истории журнала)»
Мемуаристика – вещь непредсказуемая, – трудно привлечь внимание читателя к событиям давних дней, даже если автор был их свидетелем или участником, поделиться своим личным взглядом на происходящее, дать объективную оценку, тем более, если эти события, что называется, местного значения. Теплый доверительный рассказ В. Аршанского об эпизоде из жизни журнала «Подъем» безусловно будет интересен, но скорее всего узкой читательской аудитории неизменных и постоянных почитателей журнала.
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.