Об издании:

Литературный журнал «Нева» издаётся в Санкт-Петербурге с 1955 года. Периодичность 12 раз в год. Тираж 1500 экз. Печатает прозу, поэзию, публицистику, литературную критику и переводы. В журнале публиковались Михаил Зощенко, Михаил Шолохов, Вениамин Каверин, Лидия Чуковская, Лев Гумилев, Дмитрий Лихачев, Александр Солженицын, Даниил Гранин, Фёдор Абрамов, Виктор Конецкий, братья Стругацкие, Владимир Дудинцев, Василь Быков и многие другие.

Редакция:

Главный редактор — Наталья Гранцева, зам. главного редактора - Александр Мелихов, шеф-редактор гуманитарных проектов - Игорь Сухих, шеф-редактор молодежных проектов - Ольга Малышкина, редактор-библиограф - Елена Зиновьева, редактор-координатор - Наталия Ламонт, дизайн обложки - А. Панкевич, макет - С. Былачева, корректор - Е. Рогозина, верстка - Д. Зенченко.

Обзор номера:

Прошлое не отпускает

Февральский номер «Невы» представил на суд читателя разнообразные прозаические и стихотворные произведения, критику и публицистику, исторические очерки и эссе, объединенные тематикой бережного отношения к русской культуре и прошлому нашей страны.

Грустный и одновременно светлый лейтмотив повторяется в каждой стихотворной подборке, в рассказах и повестях номера. Драматические переживания прожиты и прочувствованы нашими современниками, но взгляд авторов устремлен не вперед, а брошен в недавнее и далёкое прошлое. Если бы пришлось выбирать эпиграф для данного номера, я бы остановилась на стихах Евгения Каминского: «Было время, когда жизнь кипучей волной прибывала... А теперь даже время на убыль пошло, торопясь».

Номер открывают стихотворения Александра Городницкого, посвященные Эрмитажу. Мы пройдем по Рыцарским залам, окунемся в атмосферу Ван Дейка, Рафаэля, Тициана, Антуана Жана-Гро. Эрмитаж сегодня, в музейную ночь, и в героическое блокадное время смотрит на нас из глубоких и прочувствованных текстов коренного ленинградца, когда-то создавшего неофициальный гимн музея. Новые стихи Городницкого не уступают уже известным читателю произведениям.

***
Памятью о прошлом душу грею.
Если одолеет вдруг невзгода,
Вспомню в Эрмитаже галерею
Восемьсот двенадцатого года.
Там при лентах, голубых и алых,
Славою заслуженной согреты,
На меня взирают генералы –
Яркие парадные портреты,
Что когда-то матушку Россию

Уберечь смогли от супостатов.

А строки из последнего стихотворения подборки перекликаются со знаменитыми «Атлантами».

***
Припоминайте иногда
Бойцов безвестных Эрмитажа,
Что в те жестокие года,
Вернув музею облик прежний,
Отчизны отстояли честь,
И значит, жить еще надежде,

Пока такие люди есть.

В стихотворениях питерского поэта Евгения Каминского образы прошлого встают перед читателями в мощных по силе воздействия поэтических строках. О мучениках, погибших по воле властей, о жизни, убивавшей кайлом непокорных, о детской поруганной мечте о коммунизме и всеобщем счастье, о бесчисленных шагах по улицам столицы… Это темы лирической подборки Е. Каминского.

Валерий Скобло вспоминает не только о веселых винах, выпитых в юности и бесшабашном поэтическом кураже, но и о деле Зильберберга 1934 года, наивной покорности и попранной вере.

И как вместе с поэтом не попросить Всевышнего дать нам сил:

***
Жизнь горька, солона...
Так порою горька – не сглотнуть.

– Подсласти ее, Боже, хотя бы на миг и чуть-чуть…

Тюменский поэт Евгений Витченко вторгается в плеяду авторов северной столицы с циклом стихов «Аварийный ангел», уверенно заявляя о своем творчестве. Молитвенность, постижение невыносимой простоты жизни, одиночество бытия, путешествие сквозь ад сомнений открываются нам в его стихах.

Мостиком-переходом из поэтической картины мира в прозаическую, призванным объединить два мощных тела искусства слова, служит небольшая повесть Владимира Алейникова «Было слово». Сам автор относит произведение к жанру «проза поэта». Стремление быть ближе к высоким небесам и желанной свободе приводит советских бунтарей в объединение «СМОГ». Автор – один из основателей первого и самого известного в СССР творческого объединения «Самого Молодого Общества Гениев», которое расшифровывалось и по-другому. Будни, искания, пути и ссоры участников этой полуподпольной организации всплывают в мемуарной повести В. Алейникова, которая будет интересна не только историкам литературы, но и всем, кому небезразлична судьба российской словесности.

Возбужденные, говорливые, инициативные, бескомпромиссные, яркие, непохожие, разные и внутренне свободные люди объединились, чтобы нести свое слово миру: «Выговориться хотелось – всем сразу, теперь дорвавшимся до этого выговариванья, выкрикиванья нестройного, всеобщего, дикого шума, повального, без передышки, без пауз, гвалта и гама, – и нестройный хор голосов, который назвать бы следовало не хором, а просто ревом, сотрясал унылые стены в скромненьких блеклых обоях…». К чему это привело – история всем известная, но как же мастерски она рассказана на страницах номера «Невы»!

Проза подхватывает ностальгический мотив, звучащий у поэтов. Самое крупное произведение номера «Нетерпеливый шаг тени» Николая Хлестова – это воспоминания о рутине из жизни партийного функционера. Герой повести – блеклый и неприметный чиновник, сотрудник гигантского ведомства. Не трудно догадаться, что прототипами персонажей повести стали люди, встреченные в период дипломатической работы Н.А. Хлестова на различных должностях в советское время. И хотя может показаться, что темы, затронутые в повести, уже не относятся к миру сегодняшнему, это поверхностное мнение. Функционирование управленческой системы, ее внутренние неписанные законы, взаимоотношения внутри и вовне, интриги и характеры актуальны и интересны для читателя и по сей день.

Игорь Галилеев «Мариночка» и Иван Гобзев «Понтикопень» в рубрике «Вселенная детства» – это две повести о горе и безусловном счастье. Но если в счастье маленькой девчушки с ее волшебным камешком, привлекшим инопланетян, веришь безоговорочно, то историю о больном ребенке, который рассказывает о своей спасительнице, многие читатели подвергнут критике. То ли это воспоминания взрослого, то ли рассказ ребенка – фокус внимания героя рассеян, и вполне правдивая история становится несколько искусственной.

Миниатюрная история «Скучная смерть» Дмитрия Колисниченко представит читателю жесткую реальность, в которой есть место обыденному и нелепому.

Саровский журналист и писатель Александр Ломтев представил рассказ о замечательном математике, физике-теоретике Николае Александровиче Дмитриеве. Имя его не столь часто упоминается, как А.Д. Сахарова, хотя всю жизнь Н.А. Дмитриев посвятил «атомной» теме в затерянном в глухих лесах на границе Нижегородчины и Мордовии поселке.

Вера Харченко в своем критическом эссе «Филологические альтернативы некоторым особенностям современной жизни» анализирует публикации в «Дружбе народов», «Неве», «Москве», «Звезде» и ряде других журналов за последние годы. Критик доказывает несколько тезисов, характеризующих современную бытность писателей и читателей: ослабление социальных связей, утрата ценности семьи, прокрастинация, вербальное образование, позднее взросление и задержавшуюся молодость. Высказываемые Верой Харченко доводы найдут широкий отклик у читателей.

Ирина Чайковская представляет свое видение двухтомника Леонида Аринштейна «Непричесанная биография» о Пушкине А.С., а Евгений Беркович в статье о горьком хлебе переводчика иронизирует о штампах в данной профессии и раскрывает секреты искусства художественного перевода.

Номер завершает рубрика «Пилигрим», в которой Архимандрит Августин (Никитин) рассказывает об истории строительства Кронштадта, Петергофа и Царского села в ознаменование 350-летия Петра Первого.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

168
Соляная Ирина
Родилась и живет в г. Калаче Воронежской области. Кандидат наук. Работает судьей районного суда общей юрисдикции. Образование: юридический факультет ВГУ. Замужем, двое детей. Окончила литературные курсы: CWS Майи Кучерской и Ольги Брейнингер, «Уроки легенд» Сергея Лукьяненко, «Искусство редактирования» Натальи Рубановой, «Технология детектива» Антона Чижа. С 2012 года руководит литературным объединением «ЕдиномышЬленники» сайта Стихи.ру. Публиковалась в изданиях: «Аврора», «Южная звезда», «Литературная газета», «Сибирские огни», «Молоко», «Русский Переплёт», «Юность», «Формаслов», «ЛиTTERA», «Подъем», «Эдита», «Север», «Литературный ковчег», «Нижний Новгород», «45 параллель», «Неман», «Притяжение», «Книга.ру», «Российский колокол», «Инь и Янь», «Слово талантам», «К западу от октября», альманахи издательства «Перископ», «Млечный путь», «Горизонт» и др.

Популярные рецензии

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
5751
Козлов Юрий Вильямович
Без умножения сущностей (о короткой прозе Алексея Вронского)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Алексея Вронского.
2597
Жучкова Анна
«К сердцу сердцем прижмись!» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Анны Жучковой - кандидата филологических наук, литературоведа, литературного критика, доцента кафедры русской и зарубежной литературы РУДН (Москва), члена Союза писателей Москвы, члена Большого жюри премии «Национальный бестселлер», литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
2259
Чураева Светлана
Переводчик на крик молчания (о стихах Стефании Даниловой)
Рецензия Светланы Чураевой - поэта, прозаика, драматурга, литературного переводчика, секретаря СПР, заместителя главного редактора журнала «Бельские просторы», литературного критика «Pechorin.net» - на стихи Стефании Даниловой.
2092

Подписывайтесь на наши социальные сети

 
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии.
Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
 
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»?
Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.
Вы успешно подписались на новости портала