«Наш современник» № 2, 2022
«Наш современник» - журнал писателей России. Издается в Москве с 1956 года. Выходит 12 раз в год. Тираж 4000 экз. Публикует прозу, поэзию, критику, публицистику. Главные достижения «Нашего современника» связаны с «деревенской прозой», опубликованной в журнале. Среди авторов: Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, Ю. Казаков, В. Лихоносов, Е. Носов, В. Распутин, В. Солоухин, В. Сорокин, В. Чивилихин, В. Шукшин и другие.
Станислав Куняев (Главный редактор), Сергей Станиславович Куняев (заместитель главного редактора, зав. отделом критики), Александр Юрьевич Сегень (зав. отделом прозы), Карина Константиновна Сейдаметова (зав. отделом поэзии), Андрей Николаевич Тимофеев (редактор отдела критики), Елена Николаевна Евдокимова (заведующая редакцией). Общественный совет: Л. Г. Баранова-Гонченко, А. В. Воронцов, Т. В. Доронина, Л. Г. Ивашов, С. Г. Кара-мурза, В. Н. Крупин, А. Н. Крутов, А. А. Лихановю, Ю. М. Лощиц, Д. Н. Николаев, Ю. М. Павлов, И. И. Переверзин, З. Прилепин, Е. С. Савченко, А. Ю. Сегень, В. В. Сорокин, А. Ю. Убогий, В. Г. Фокин, Р. М. Харис, М. А. Чванов, С. А. Шаргунов, В. А. Штыров.
...ещё раз о жизни…
В февральском номере опубликована проза Светланы Рыбаковой, Романа Кожухара, Михаила Попова, Петра Алешкина, Сергея Соколкина. Светлана Рыбакова пишет повесть «Река времени» в реалистическом ключе. Роман Кожухаров в романе «Днестр впадает в чёрное море» отчасти работает в жанре научной фантастики. Михаил Попов в повести «Смирительная рубаха или свет озаряющий» работает на стыке фантастического реализма. Пётр Алешкин пишет в жанре научной фантастики. Сергей Соколкин в «Колыбельной для дедушки Мороза» использует жанр анекдота, который перерастает в новеллу. Поэзию представляют Геннадий Красников, Валерий Фокин, Владимир Молчанов, Сергей Арутюнов. Непохожих друг на друга поэтов объединяют общие для их лирики патриотические мотивы. Все авторы продолжают в своём творчестве развивать традиции русской реалистической школы.
Открывает номер поэтическая подборка постоянного автора «Нашего современника» Геннадия Красникова – «Погаснешь ты во тьме – и мир не устоит…». В течение двадцати лет Геннадий Красников был редактором альманаха «Поэзия». Как поэт он выпустил сборники стихотворений «Птичьи светофоры», «Пока вы любите...», «Крик», «Не убий!». Главной для его творчества по-прежнему остаётся концепция судьбы как Божьего Суда. «Судьбу» он рассматривает через призму исторической памяти, вины и благодати. Жизненные парадоксы Геннадий Красников выразил в поэтической формуле «Как поразительно, что все мы – смертны, а смерти – нет!..».
Также в номере опубликованы поэты Валерий Фокин, Владимир Молчанов, Сергей Арутюнов.
В журнале Валерий Фокин представлен поэтической подборкой «Это время ледяных цветов». Лирический герой описан как человек простых нравов, обладающий смекалкой и бытовой мудростью. Образ «воды» в поэзии Фокина выступает как метафора времени: «время ледяное», «чтоб словно в детские года, к реке – рыбачить и купаться!», «…горечь осень принесёт, как вкус рябиновой настойки». «Время» представлено повторяющимся циклом, которое в настоящем воспроизводит прошедшие события. Сквозными мотивами в поэзии становятся боль за вымирающие от разрухи военного лихолетья деревни, страдание за изнурённую землю. Предыдущие войны прорастают в сегодняшнем дне, содержат в себе новые конфликты и до сих пор влияют на разорение деревень.
Поэтическую подборку «На Пикете таволга цветёт» Владимира Молчанова отличает мелодичность, лаконичность классических образов и простота восприятия окружающего мира. У автора «ощущения пестры», «душа <…> просится в полёт», а «цвет небес теперь голубей». Писательская судьба вписана в пространство природы, где человеческую память олицетворяет цветущая таволга.
«Парусники вдали» Сергея Арутюнова характеризует спокойная интонация и неторопливый взгляд. Лирический герой всматривается в окружающий мир. Поиск истины уравновешен уверенностью в своей правоте. Правота прорастает из опоры на родительский угол, страну, на отвоёванное у Запада право на свою историю. Пейзажную лирику Арутюнова питают художественные образы Васнецова и Поленова.
Крупная проза представлена романом Романа Кожухарова «Днестр впадает в Чёрное море». В романе создан причудливый мир, который сконцентрирован вокруг ЦИРКа – парка развлечений «Море любви». ЦИРК построен в форме гиперболоида, на вершине которого крутится заключённое в окружность троетирие – голограмма в виде рыбы-ока. Главный архитектор сравнивает строительство башни с пасхальным тестом, которое выросло как на дрожжах и похоже на «застывший порыв теста <…> предпринявшего попытку сигануть <…> за предуготовленные ему пределы». Каждый ярус ЦИРКа – небо. Всего в ЦИРКе семь ярусов, его строительство шло семь лет, амплитуда отклонения верхнего яруса башни из-за непогоды составляет семь метров. ЦИРК заполнил собой всё пространство, захватил все стихии. При помощи каскада дамб русло Днестра легло вокруг основания ЦИРКа. ЦИРК для своих нужд вычерпал из реки всю воду. «Море любви» становится территорией творчества, где каждый пользователь обретает облик производителя контента. Чрево ЦИРКа выступает как пространство неизбывного празднества, где производители подпадают под власть своих заветных желаний. Роман Кожухаров выстраивает модель ада: из людей вынут дух и сердце, а вместо них внутрь помещено огромное светодиодное солнце. Люди в ЦИРКе становятся пищей для телекамер, которые питаются контентом производителей.
Произведения малых форм представлены повестями Михаила Попова и Светланы Рыбаковой, рассказами Петра Алешкина и Сергея Соколкина.
Повесть Михаила Попова «Смирительная рубаха, или Свет озаряющий» приурочена к 185-летию гибели А.С. Пушкина. Главный редактор литературного журнала «Двина» Михаил Попов пишет «Записки по памяти» от лица Александра Сергеевича. В «Записках» он размышляет о предназначении русского человека, Божьем Промысле, русской истории, раздумывает о пределах русской земли («русские витязи возвращаются на исконные, данные Богом земли», «Россия – удел Богородицы», «Илиаду написал русич Боян»). Имя Пушкина оказывается тем литературным кодом, которое встраивает Россию в контекст мировой цивилизации.
Светлана Рыбакова в повести «Река времени» затрагивает остросоциальные проблемы: она пишет о больных детях, о трудностях, которые выпадают на долю матерей детей-инвалидов, о женском одиночестве, о неприятии обществом инвалидов. У главной героини Марины умирает новорождённый сын. Пребывая в безысходной тоске, Марина пытается найти в жизни опору, приходит к вере и обретает духовное исцеление в храме. Претерпевая жизненные невзгоды, Марина превращается в сильную женщину, которая становится опорой для других людей. Продолжение повести будет опубликовано в третьем номере «Нашего Современника».
В рассказах Петра Алёшкина «Тоня» и «Чипированная любовь» описаны женщины, у которых не было в жизни главного – любви. Чувство неосознанной потери наполняет их жизнь грустью и печалью. У печали есть аромат – «резкий сладковатый запах свежескошенной травы».
Сергей Соколкин в «Колыбельной для Дедушки Мороза» (рассказ из времён перестройки) описывает нелепую ситуацию из серии анекдотов про пьяного деда Мороза. Комический эффект создаётся за счёт контраста детского праздника с неприглядным миром взрослых. Главной героиней выступает находчивая Снегурочка, которой приходится проявить недюжинный характер, чтобы провести утренник с пьяным напарником. За просторечиями девушки скрывается авторская ирония, которая демонстрирует, как косность обывательского сознания разбивается о русскую смекалку.
В разделе «Очерк и публицистика» опубликованы статьи Олега Стрижака, Владимира Юдина, Юрия Фадеева.
Олег Стрижак в статье «Загадки и тайны 1917 года» ставит вопрос «Кто руководил переворотом 25 октября». Анализируя хронологию событий 1917 года, автор выдвигает свою версию, кто же в итоге был руководителем военно-государственного переворота.
Владимир Юдин, профессор, доктор филологический наук, академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы РФ в статье «Вакцинироваться или нет? – вот в чём вопрос» размышляет об опасностях вакцинирования и резко критикует власти за подход к решению этой проблемы.
Юрий Фадеев в статье «Россия: репатриация и миграция» критикует иммиграционную политику российских властей, отмечая, что законопроект о репатриации до сих пор не принят правительством Мишустина. Он с болью в сердце рассуждает о распаде СССР, изгнании русского населения из союзных республик, о трудностях возвращения на историческую родину.
Делая экскурс в историю развития Азии под крылом Царской и Советской России, Юрий Фадеев отмечает, что «…Центральноазиатские республики в благоприятных для себя условиях набрали такой цивилизационный потенциал, который не позволил им скатиться до уровня Афганистана после развала Советского Союза…». Он цитирует слова казахского просветителя, учёного, путешественника Чокана Валиханова (1835–1865), который сказал, что «Без России мы просто Азия, и ничего более». На фоне богатой совместной истории особенно болезненно звучит вопрос, почему русские люди остались без родины?
Раздел «Память» продолжает серия публикаций Сергея Куняева, посвящённых русскому критику Вадиму Кожинову. Также опубликованы очерк постоянного автора «Нашего Современника» Вячеслава Щепоткина и статья Алексея Шорохова.
Сергей Куняев в шестнадцатой главе «Так жили поэты…» тщательно выстраивает литературную среду конца 60-х гг., в которой существовал «кожиновский» кружок поэтов. Сергей Куняев приводит в главе значимые имена поэтов того времени. С одной стороны, выступают поэты, ориентированные на традицию (Рубцов, Передреев, Межиров, Голубков, Соколов). С другой стороны – поэты, ориентированные на новаторство (Вознесенский, Евтушенко, Бродский). Опираясь на свидетельства участников тех лет (Вигдоровой, Цыбикова, Куняева, Ланщикова, Аннинского, Урнова, Лесневского, Рассадина, Сидорова, Старикова, Чалмаева, Луконина, Паперного, Шевелёвой, Коржавина) Сергей Куняев детально воссоздаёт атмосферу литературных битв, которые велись в редакциях, на собраниях и на страницах литературных журналов. Из этой литературной повседневности выросла будущая книга Вадима Кожинова «Как пишут стихи».
Вячеслав Щепоткин в очерке «Люди на дороге жизни» (свидетельские показания соучастников) рассказывает о своей журналистской деятельности. За свою длинную профессиональную жизнь он писал репортажи, очерки, заметки, этюды о природе, фельетоны. Но ещё со студенчества больше всего его привлекал к себе очерковый жанр. Интерес к судьбам людей, нестандартный взгляд на бытовые ситуации, пристальное внимание к деталям, цепкий взгляд критика обеспечили ему успех и известность. Журналистика стала для Вячеслава Щепоткина суровой писательской школой. В основе его литературных сюжетов лежат реальные события.
«Люди на дороге жизни» пестрят фактами, зарисовками, портретами, пересказами утерянных рассказов и недописанных сюжетов, фабулами ненаписанных романов, историческими заметками. Весь этот материал раскрывает очерковое начало прозы Вячеслава Щепоткина.
Статья Алексея Шорохова «Русский хоровод посреди всемирного карнавала» посвящена филологу, литературоведу-пушкиноведу, оппоненту Бахтина и писателю Сергею Андреевичу Небольсину. Алексей Шорохов рассуждает в статье о теории Небольсина, который критикует «карнавальную» концепцию М.М. Бахтина. Западные исследователи, очарованные теорией «карнавала», перенесли её из филологической области в область социологии и психологии и стали толковать все проявления человеческой природы и культуры через призму карнавального переодевания, приводящей к смене ценностей – с переменным торжеством «верха» над «низом», и наоборот. Сергей Небольсин предлагал «постигать сущность подлинно народной культуры через образ «хоровода», так как хоровод даёт непререкаемое господство неба и верха над низом». Образ «хоровода» является ключевым для русской культуры, потому что в нём общими усилиями выправляются и хорошеют все кривые и убогие, тем самым обеспечивая подлинную гармонию народной жизни.
В разделе «Критика» опубликованы статьи Михаила Тарковского, Марка Любомудрова и Александра Водолагина.
В статье «Озёрное чудо» (о прозе Анатолия Байбородина) Михаил Тарковский обращается к творчеству сибирского писателя. На примерах повести «Утоли моя печали» и рассказа «Озёрное чудо» он детально разбирает образную систему Анатолия Байбородина, отмечая, что в слове Байбородина проступает картина народной жизни. Писатель смог сохранить и приумножить языковое богатство Сибири, которое убережено и защищено его книгами для будущих поколений.
Марк Любомудров в статье «Великорусский театр» (от истоков к закату) выстраивает историю русского национального театра с позиций православных художников. Марк Любомудров считает, что великорусский театр берёт своё начало от «школьного» театра, возникшего в XVII веке при духовных учебных заведениях. Это повлияло на формирование его нравственно-духовных принципов. Русский национальный театр носит идейный, «учительный» характер. Марк Любомудров цитирует А.Н. Толстого: «В русском народе всегда преобладало чувство слова над чувством жеста. Это впоследствии определило путь русского театра – в глубь психологического переживания». Однако сегодня место русского национального театра заняло зрелищное, постановочно-изощрённое, забавляющееся искусство. Исконно русская сценическая эстетика сохранилась только в Малом театре, возглавляемым Юрием Соломиным, и в русском духовном театре «Глас» под руководством засл. деят. иск. РФ Никиты Астахова и засл. арт. РФ Татьяны Белевич.
Александр Водолагин, доктор философский наук, профессор, в статье «В кабале у солнца» (К 125-летию А.Л. Чижевского) обращается к теории А.Л. Чижевского. Основываясь на идеях Циолковского, А.Л. Чижевский описывает землю как космический организм, «живое существо», а человека воспринимает как микрокосмос.
В разделе «Книжный развал» представлены статьи Ольги Блюминой, Виктора Махаева, Дмитрия Володихина, Николая Пирогова.
Ольга Блюмина в статье «Преодолённое время Василия Казанцева» рассказывает о посмертной книге поэта «Взлёт». Ольга Блюмина отмечает свойственное поэту доверие времени, которое нашло отражение в его стихах. «Время» у Казанцева «схвачено и отлито в единственно возможной форме – поэтической». Поэт не чувствует прочность связей со своей эпохой, что делает его поэзию надэпохальной. Хрупкость связей выражена в образе «ветра». Ольга Блюмина подчеркивает, что излюбленным поэтическим приёмом Василия Казанцева является «диалог». Природа присутствует в стихотворениях поэта как участник диалога: она шепчет, слышит, реагирует на импульсы, исходящие от поэта. Диалоги позволяют создать динамичную структуру взаимодействия лирического героя с окружающим миром. Образ «мира» у Казанцева представлен трёхчастной моделью: творец-искусство-природа. Эта поэтическая модель позволяет поэту заострить разрыв между действительной и художественной реальностями и вывести их во вневременной пласт существования.
Виктор Махаев в статье «Временной круг Константина Смородина» анализирует поэтический сборник «Одно утешение – красота». Уникальность сборника заключается в том, что Константин Смородин выступает здесь и как автор и как иллюстратор. Виктор Махаев подчеркивает связь между фотографиями и стихами на уровне единства сюжетов: «На них запечатлена сегодняшняя провинциальная повседневность, без какой бы то ни было экзотики. Но зритель, не найдя ничего эффектного, именно в этой простоте может разглядеть чудо жизни. Поэт останавливает свой взгляд на преображённой повседневности, снимки являются результатом мучительных поисков красоты – в человеческих отношениях, в природе, в слове».
Дмитрий Володихин в статье «Движение к изначалью» обращается к прозе Михаила Тарковского «Три урока. Рассказы/повести». Дмитрий Володихин отмечает, что творчество Михаила Тарковского уходит своими корнями в русскую литературу, православие и сибирскую природу. По Михаилу Тарковскому «литературный дар – одновременно промысел и служба». Дмитрий Володихин подчеркивает, что визитной карточкой Тарковского является «пейзажной письмо». В этом читатель уже убедился, прочитав в разделе «Критика» посвящённую Анатолию Байбородину статью Михаила Александровича «Озёрное чудо». Дмитрий Володихин резюмирует, что русский мир, каким он изображён под пером Тарковского – это мир Божий.
Николай Пирогов в статье «Биография Симеона Полоцкого» пишет о монографии Лолы Звонарёвой «Открывающий врата учёности: жизнь и творчество Симеона Полоцкого». Как признаётся рецензент, до прочтения книги он очень мало знал о Симеоне Полоцком. Лола Уткировна писала монографию сорок лет. Значимость её труда трудно переоценить: скрупулёзно собранные факты, просеянные через сито критического сомнения и прошедшие проверку временем, выстроены в историю жизни и деятельности выдающегося деятеля восточнославянской культуры. «Знание нашей истории – это тот, фундамент, на котором мы, сегодняшние, строим образ будущей России» – считает Николай Пирогов.
«В конце номера» опубликовано письмо Яраса Валюкенаса «Взгляд из Литвы», где он размышляет о советском образе жизни. Ярас Валюкенас систематизирует ценности, которыми жило советское общество, и сожалеет о том, что государство перестало быть социальным.
ОТЗЫВЫ:
Роман Кожухаров: «Хочу сказать Вам большое спасибо за ёмкую и точную интерпретацию фабулы моего романа «Днестр впадает в Чёрное море», помещенную в обзоре № 2 «Нашего современника». Очень зорко – об архитектонике гиперболоида, об инфернальных мотивах лишённого тени, овнешнённого бытия ЦИРКа».
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.