«Подъем» № 8, 2021
Литературно-художественный журнал «Подъем» издается в Воронеже с 1931 года. Выходит ежемесячно. Тираж 1000 экз. Журнал содержит следующие рубрики: «Проза», «Поэзия», «Критика», «Писатель и время», «Культура и искусство», «Духовное поле», «Перед лицом истории», «Между прошлым и будущим», «Память», «Далёкое-близкое», «Приметы времени», «Истоки», «Судьбы», «Исследования и публикации», «Точка зрения», «Путевые заметки», «Мнение читателя», «Обратная связь», «Платоновский фестиваль». Среди авторов журнала были Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Борис Васильев, Владимир Карпов, Юрий Гончаров, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Ольга Кожухова, Егор Исаев, Павел Шубин, Анатолий Абрамов, Гавриил Троепольский, Анатолий Жигулин, Василий Песков и многие другие известные мастера русского слова.
Иван Щёлоков — главный редактор, Вячеслав Лютый – заместитель главного редактора, Владимир Новохатский – ответственный секретарь, Сергей Пылев – редактор отдела прозы, Илья Вовчаренко – редактор (компьютерная верстка, дизайн, администратор сайта), редакционная коллегия: Анатолий Аврутин, Борис Агеев, Виктор Акаткин, Валерий Аршанский, Дмитрий Ермаков, Виталий Жихарев, Геннадий Иванов, Диана Кан, Алексей Кондратенко, Александр Лапин, Дмитрий Мизгулин, Владимир Молчанов, Александр Нестругин, Евгений Новичихин, Юрий Перминов, Александр Пономарёв, Владимир Скиф, Светлана Сырнева, Лидия Сычёва, Андрей Шацков, Владимир Шемшученко, Галина Якунина.
Незавершённое пока что бытие
(о журнале «Подъем» № 8, 2021)
Августовский номер журнала «Подъём» оказался щедр на поэтические подборки и предисловия к ним – из этого богатства особенно выделяются стихи Юрия Могутина и Олега Шаповалова. В прозаическом разделе хочется обратить внимание на сказ Николая Олькова, а в документальном – увлекательный рассказ Геннадия Литвинцева о знакомствах и друзьях Достоевского.
Рассказы Бориса Екимова объединены темой, казалось бы, будничной, но всем более чем знакомой – это взаимодействие человека с миром. И с окружающими людьми, и с вещами, и с прошлым герой от первого лица ведёт неторопливый, вдумчивый диалог: как и материальные блага, жизненный опыт «не с неба падает. Все это – труды, и труды нелегкие; часы и дни не больно долгой жизни. И всегда ли мудрой, если на исходе ее приходится, вспоминая, о многом жалеть».
Старость, настигшая героя повести «Харисто» Сергея Пылева, редко приходит по просьбе, а чаще всего – незаметно и нежданно. Виктор Прокофьевич вспоминает советскую эпоху и годы своей юности и молодости, вспоминает целеустремлённость народа в советское будущее, «и потом, позже, эта вера так и не покинула Виктора Прокофьевича, прошла все испытания на прочность. Вокруг хохот и гогот – анекдоты про Хрущева, про Брежнева, а Степанов каждого из них уперто выгораживает, всякому их слову благородно верит – мол, на этот раз в Кремле сел настоящий человек!».
Отсылая к фольклорной традиции, сказ «Красная поляна» Николая Олькова повествует о тяжестях и радостях трудовой жизни. Колхозник Антон Николаевич, ведя от первого лица непринуждённый разговор, обрисовывает русскую жизнь и русских людей в годы пятилетки, описывает ведение хозяйства: «крестьянину испокон веку надо, чтобы в последней декаде апреля было тепло, чтобы зябь трактор с боронками приняла, чтобы сорняк, особенно овсюг, на радостях выщелкнулся...».
Камиль Зиганшин в рассказе «Свора» мастерски показывает обе стороны лесной жизни: повадки, законы волчьей стаи и быт охотников; конечно, столкновение зверя и человека не проходит бесследно, и девиз дикой природы давно известен: побеждает сильнейший. Однако в рассказе «Жуть» счастливый и странный случай спасает героя – «воображение рисовало жуткую картину: оголодавшая стая окружила палатку и готова ворваться, чтобы растерзать меня».
Героев рассказов «Личная неосторожность» и «Рыбное озеро» Юрия Поклада объединяет повествование идущими вне времени событиями своей памяти, и, будь это семейные перипетии или случай на рыбалке, исповедуется читателю – ведь катастрофы испокон века преследуют судьбу человека.
Главами из новой книги делится Пётр Чалый, рефлексируя о события Великой Отечественной войны и её последствиях. «Обращаясь в наше недавнее прошлое, снова и снова задаю себе бесконечные вопросы – как любой человек, переживающий это смутное время перестроек и реформ». Также автор обращается к истории Слободской Украины, территории древней Руси; вспоминает исторические реалии, отразившиеся в памятниках литературы («Слово о полку Игореве»), рассказывает о работе археологов в Россошанском районе – и о многих других увлекательных материалах, связанных с югом СССР и нынешней Россией.
Обратимся к подборкам стихов, регулярно чередующимся с прозой. Интересно, что стихотворения Евгения Семичева легко ложатся на музыкальный ритм – даже читать их хочется, взяв в руки гитару или другой аккомпанирующий инструмент. Можно даже, для полного погружения, оснаститься дополнительным инвентарём:
Мои стихи отважно шли под водку
В палящий летний полдень у реки.
Из газетенки, развернув селедку,
Их русские читали мужики.
Подборку стихов Ивана Щёлокова предваряет подробный, основательный разбор Вячеслава Лютого. Через призму филологического взгляда видно, «как стихи держат душу героя внутри нравственных координат, как они не позволяют ему заступить за черту правды и справедливости»:
Для кого эти хвори – надежда и свет,
Обагренные славой знамена побед.
Для кого-то они – это плен и рабы,
Кубометры досок на родные гробы...
Поэтическая речь Олега Шаповалова тем важна, что воскрешает простые истины. Кто, если не поэт, снова и снова призовёт к ним читательское внимание:
Держи удар в последнем поединке
Не завершенного пока что бытия.
И может быть, тогда на этом ринге
Твою поднимет руку судия.
Лирическая героиня Елены Александренко умеет не только «радоваться капелькам света», но и видеть «силу и величье – в простоте»:
Мы каждому цветку и цвету рады,
Свою готовы радость подарить,
Не ожидая никакой награды,
А просто так: за это «чик-чирик».
Стихотворения Юрия Могутина лаконичны и сдержанны, однако тем больше энергии вкладывают в переосмысление действительности – мира природы и мира человека:
Я жил в преодоленье страха.
Эпоха жуткая была.
Но жизнь, встающая из праха,
Среди расстрельных ям цвела.
Под заглавием «Ветры налётные» собран целый список интересных и самобытных авторов: это Андрей Деменюк, Юрий Вылегжанин, Надежда Глущенко, Александр Какунин, Екатерина Рыжкова и Татьяна Астахова. Каждое стихотворение по-своему уникально и всякий раз по-новому передаёт внутренние миры лирических героев.
В разделе «К 200-летию Фёдора Достоевского» любознательный читатель обнаружит художественно оформленное исследование Геннадия Литвинцева «Сообщаясь душою и духом» о Ф.М. Достоевском и его казахском друге, ученом и просветителе Чокане Валиханове. Приведённая переписка необыкновенно живо передаёт манеру общения позапрошлого столетия, обогащает представление о жизни знаменитого русского писателя.
«Незабытые имена» представляют детальный комментарий Риммы Лютой о биографии стихотворений Александра Ромахова, далее – его подборку стихотворений. Как пишет Римма, «подлинная поэзия с огромной силой воздействует на человека, заставляя нас радоваться и страдать, открывая глаза на красоту мира и побуждая размышлять над вечными вопросами»:
Что, мое усталое созвездье?
Как тебе плывется надо мной?
Как дрожится в редком чернолесье
И дробится выстывшей рекой...
Лариса Дьякова в эссе «Родословная песни» знакомит читателя с текстологическим исследованием: какую жизнь проживают строки песни «На воронежских просторах» авторства Лии Бережных? Какова же «родословная» песни, если «слухи об авторе текста песни самые разные» и история давно упрятала в архивы события минувших лет?..
Валерий Черкесов обозначает тему войны в поэзии Михаила Сопина и рассуждает о стихотворениях на филологическом уровне. В лучших из них «зазор между жизнью и словом минимален, и это истинная поэзия, ибо стирается литературность, но остается главное – правда. Она в поэзии – как, впрочем, и в прозе – ценится очень высоко».
О книге стихотворений Геннадия Иванова «Горит костер» говорит Николай Переяслов; обозначает главные темы, как, например, «искренняя любовь к малой родине, к тем русским деревням и городкам, где прошли его [поэта] детство и юность» или «красота и тишина русской земли».
Также читатель может познакомиться с описанием жизненного и творческого пути Семёна Шуртакова в изложении Эдуарда Анашкина. Согласно его мнению, «баловнем судьбы Шуртаков не был. А вот избранником судьбы был несомненно!».
Высказывается о социологических трудах и полемиках XX века Станислав Хатунцев: в его объективе рассматривается наследие Данилевского, Леонтьева и Шафаревича в диалоге с нашим временем. До сих пор в научной среде ведутся дискуссии о «противостоянии двух цивилизаций, русско-славянской и европейской – в том числе внутри самой России».
В разделе «Точка зрения» читателя ждёт отзыв Инны Красавцевой о книге, посвящённой творчеству Виктора Будакова, а под заголовком «Далёком-близком» – серия очерков Вадима Кулинченко о золотом запасе отечества до Октябрьской революции и после.
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.