«Наш современник» № 8, 2021
«Наш современник» - журнал писателей России. Издается в Москве с 1956 года. Выходит 12 раз в год. Тираж 4000 экз. Публикует прозу, поэзию, критику, публицистику. Главные достижения «Нашего современника» связаны с «деревенской прозой», опубликованной в журнале. Среди авторов: Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, Ю. Казаков, В. Лихоносов, Е. Носов, В. Распутин, В. Солоухин, В. Сорокин, В. Чивилихин, В. Шукшин и другие.
Станислав Куняев (Главный редактор), Сергей Станиславович Куняев (заместитель главного редактора, зав. отделом критики), Александр Юрьевич Сегень (зав. отделом прозы), Карина Константиновна Сейдаметова (зав. отделом поэзии), Андрей Николаевич Тимофеев (редактор отдела критики), Елена Николаевна Евдокимова (заведующая редакцией). Общественный совет: Л. Г. Баранова-гонченко, А. В. Воронцов, Т. В. Доронина, Л. Г. Ивашов, С. Г. Кара-мурза, В. Н. Крупин, А. Н. Крутов, А. А. Лихановю, Ю. М. Лощиц, С. А. Небольсин, Д. Н. Николаев, Ю. М. Павлов, И. И. Переверзин, З. Прилепин, Е. С. Савченко, А. Ю. Сегень, В. В. Сорокин, А. Ю. Убогий, В. Г. Фокин, Р. М. Харис, М. А. Чванов, С. А. Шаргунов, В. А. Штыров.
Ближе к молодежи
(о журнале «Наш современник» № 8, 2021)
Августовский номер журнала «Наш современник» посвящен молодежным текстам. В предисловии к выпуску зав. отделом поэзии, Карина Сейдаметова, с грустью отмечает, что этот номер они сделали уже без Александра Казинцева, скончавшегося в прошлом году первого заместителя главного редактора. Его Сейдаметова сравнивает с лоцманом, прокладывавшим фарватерный путь молодым писателям.
Пусть номер и заявлен как молодежный, в нем не хватает актуальных для сегодняшних молодых людей проблем, смелых языковых экспериментов. В основном молодые авторы в выпуске консервативны как в выборе тем, так и в выборе художественных средств.
Открывает номер поэт Александр Лошкарёв с подборкой «Мы взрослели, не зная пути» о детстве, о России:
«Мы росли все, куда ни взглянуть
на руинах, в развале, однако
мы почти не играли в войну –
как-то больше в бандитов и в драку,
где виновных и правых найти
днём с огнём безнадёжное дело...»
Вообще поэтический раздел номера получился крайне богатым на количество авторов – в выпуске представлено целых пятнадцать (!) поэтических подборок. Поэтому проще разделить их на смысловые доминанты.
Среди поэзии «Нашего современника» выделяется азиатская тема – это и подборка Гаврилы Андросова с говорящим названием «Я просто современный азиат!», «Не будем терять друг друга» Александры Матвеевой-Долгуры, наполненную хакасскими словами, экзотичными для русского уха, Рустама Каженкина «Тревожный век мой», воспевающая, среди прочего, поэтов-олонхосутов, и «До невозможного» Елены Жамбаловой, в которой поэтесса рисует образ «тункинской бурятки», матери свекрови.
Продолжает тему малой родины и Варвара Заборцева в подборке «Мир этот звонкий, песнями пьяный», где поэтесса стилизует свое стихотворение «В Питер за сарафаном» под «пинежскую гóворю», а Виталий Серков в подборке «Горький жребий» поет гимн Вологде.
Культурных и исторических отсылок полна подборка Александра Тихонова «Ветра и века»: здесь и Ева, и Каин, и Пальмира, и Ермак.
Любованием природой наполнены подборки Екатерины Малофеевой «Судьба-садовник», Александра Руденко «По талому снегу судьбы», Марии Знобищевой «Все ликует: «Живи!»», Дарьи Ильговой «Радоваться земному», Марии Затонской «Кузнечный стрёкот», а в стихотворениях Ксении Савиной любовные чувства воплощаются также через пейзаж и природу.
Не похожа на другие стихотворения номера подборка Анны Зориной «Калинов цвет». В ее поэтическом мире оживают сказки, совсем рядом оказываются Щелкунчик, Золушка и Соловей, ее стихотворения наполнены тревожными, но поэтичными образами: «Лишь сухих и ломких костей. Белизна», «булавочный пирсинг мостов».
«Будем крепко держаться за стропы,
В тишине высотой дышать,
Ты не уж, чтобы ползать на пузе,
Ты – прекрасный воздушный змей»
Проза номера начинается с повести Максима Васюнова «Кутига» (метель). По ней в Орле даже был поставлен одноименный спектакль. По сюжету, в селе Варино, Оренбургской области, в метель, в снегу застревает машина с роженицей. Постоянное ощущение опасности, постепенное раскрытие драмы каждого из героев – повесть будто создана для того, чтобы ее поставили на сцене или экранизировали.
Правда, в качестве прозы текст Васюнова, на мой взгляд, несовершенен. Ему не достает образности, язык повести обыден и наполнен клише. Один из центральных персонажей – беременная девушка Ася написана неубедительно. Автор рисует внутренний мир женщины слишком «по-мужски». Говоря о ее беременности, он использует неприятное устаревшее слово «понесла», внезапное осознание своей сексуальности героиней автор описывает скомкано и неправдоподобно. Крайне странной выглядит и сцена с обнаженной Асей в воде, плавающей среди своих стихов. Вместо необычной девушки, яркой личности, «приемника слов» получился скорее объект для мужского любования.
Рассказы Дмитрия Зуева в подборке «Синдром» – это зарисовки различных жизненных ситуаций. В «Мате» герой посещает своего (даже не родного) деда в хосписе для душевнобольных, «На островах и в кабинетах» врач беседует с пациентом о синдроме Лесото-Строевой, в рассказе «У города за пазухой» персонаж вспоминает о погибшем брате. Рассказ Виктора Кузнецова «Сдала!» посвящен любопытному случаю из жизни Виктории Гертрудовны Пироговой, которую просят прийти на Единый государственный экзамен для родителей в целях ознакомления с процедурой ЕГЭ.
На куда более драматичном эпизоде строится рассказ Елены Тулушевой «Посмотри на меня». Герой по имени Юра отправляется волонтером в охваченную землетрясением Армению. Там, оказавшись под завалами, он встречает загадочную Снежную королеву, которая помогает ему переосмыслить свою жизнь и принять важное решение...
Дебютная повесть Анастасии Булыгиной «Инстаграм» рассказывает об инстаграм-блогерше по имени Аня Цвилева. Анастасия Булыгина с первых страниц показывает изнанку красивой картинки из соцсетей:
«В этой квартире везде был хороший свет, приятная картинка, изысканный аромат. И плевать, что под кроватью молили о стирке грязные носки, а шкафы, готовые вывалить кучу скомканной одежды на любого, кто вдруг отворит их дверцы, пухли от ненужного шмотья и немодных босоножек».
Но Булыгина не останавливается на простом противопоставлении ожиданий подписчиков блогерши и реальности, в которой она живет. Она углубляет драму героини, раскрывая детали ее биографии: мать с отчимом живут в ссорах, с отцом отношения не сложились, за квартиру она порой вынуждена платить своим телом...
Аня Цвилева оказывается на самом дне: подруга от нее отвернулась, за квартиру долги, а бывший украл все ее накопления. И тогда в ее жизни появляется шанс – поработать с самой Лейлой Гаджиевой, блогершей с 1,5 миллионов подписчиков. Лейла – своеобразный двойник Ани, с помощью которого она может увидеть собственные темные стороны.
Путешествие с Гаджиевой и командой помогают понять Ане тупиковость своего пути и осознать важность мамы в ее жизни.
Порой в тексте проскальзывают штампы, как на уровне лексики, так и в образах персонажей – Лейлы, бывшего Ани Игоря. Не совсем удачным вышло и описание любовной сцены из воспоминаний героини. Но несмотря на это, повесть Анастасии Булыгиной «Инстаграм» – самый яркий, живой текст выпуска. Это именно то, чего ждешь от молодежных литературных номеров – динамичный рассказ о жизни современной девушки и ее современных проблем.
Похожа на Аню Цвилеву и героиня рассказа Ксении Вежбицкой «Сюрприз». Ее героиня, Криста, привыкла к городской жизни – и ее совсем не радует поездка в деревню с парнем Тимуром, волонтером из кошачьего приюта. С Тимуром она вскоре порвет – и в ее жизни начнется ряд страшных событий, которые сильно контрастируют с названием рассказа.
В конце Криста, уставшая, потерявшая близкого человека, вновь возвращается в деревню за душевным покоем, но уже без Тимура... В рассказе нет хэппи энда, однако финал дает надежду на счастье героини.
В рассказе Алексея Комарова «Воробей» аналитик по имени Мишка рассказывает своему боссу Сергею про странного горожанина – деда с балалайкой, который каждый день играет на одном и том же месте и которого Мишка прозвал дедом-воробьем. Для Мишки он больше, чем часть городского пейзажа, а потому ему так больно от того, что однажды дед не появляется на своем посту...
Разделы критики и публицистики богаты на разноплановые тексты как о литературе, так и о других темах. Станислав Куняев в очерке «К предательству таинственная страсть» вспоминает свою критическую статью о Высоцком, в свое время вызвавшую возмущение поклонников певца. Виктор Кожемяко размышляет о тайне смерти маршала Ахромеева, Борис Куркин о сектантском толковании Библии в американской «Декларации о независимости», а Екатерина Карышева о закредитованности населения. В статье Карышевой, среди прочего, обсуждается такая мера поддержки местного населения как ограничение (запрет) работы мигрантов.
В очерке «Тайна летописи разграбленного храма» Анатолий Грешневиков рассказывает об обнаружении им «Летописи, заведенной священно-церковнослужителями церкви погоста Никольского, что на Ворсме, Угличского уезда, в 1884 году», но больше про жизнь простых людей, встретившихся ему на пути.
Об Анатолии Грешневикове пишет Владимир Крупин в очерке «Любовью к Родине спасемся», и даже не о его писательской деятельности, а скорее о человеческих качествах, о любви к русской природе. В такой же дружеской манере написан и очерк Евгения Новичихина «Радетель русского слова» об Иване Ивановиче Евсеенко, помещенный в разделе «Память». Также в разделе «Память» опубликованы стихотворения поэта Михаила Сопина.
В августе этого года исполнилось 100 лет со дня кончины поэта Александра Блока. По этому поводу в журнале размещена статья Сергея Куняева, где он говорит, что вся лирика и критика Блока выдержаны в музыкальной тональности Аполлона Григорьева.
Завершает раздел критики интервью с Анной Жучковой, в котором она рассуждает о метамодернизме как о колебании между противоположностями. И в конце номера опубликованы рецензии на книги молодых писателей: на книгу стихов Александра Казинцева, написанную им в юности, поэтический сборник Дарьи Ильговой «Оригами», на подборки стихов Павла Сидельникова, на сборник рассказов Алены Белоусенко «Нити» и на сборник прозы Александры Яковлевой «Вот она я».
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.