"

Об издании:

Литературно-художественный журнал «Подъем» издается в Москве с 1931 года. Выходит ежемесячно. Тираж 1000 экз. Журнал содержит следующие рубрики: «Проза», «Поэзия», «Критика», «Писатель и время», «Культура и искусство», «Духовное поле», «Перед лицом истории», «Между прошлым и будущим», «Память», «Далёкое-близкое», «Приметы времени», «Истоки», «Судьбы», «Исследования и публикации», «Точка зрения», «Путевые заметки», «Мнение читателя», «Обратная связь», «Платоновский фестиваль». Среди авторов журнала были Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Борис Васильев, Владимир Карпов, Юрий Гончаров, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Ольга Кожухова, Егор Исаев, Павел Шубин, Анатолий Абрамов, Гавриил Троепольский, Анатолий Жигулин, Василий Песков и многие другие известные мастера русского слова.

Редакция:

Иван Щёлоков — главный редактор, Вячеслав Лютый – заместитель главного редактора, Владимир Новохатский – ответственный секретарь, Сергей Пылев – редактор отдела прозы, Илья Вовчаренко – редактор (компьютерная верстка, дизайн, администратор сайта), редакционная коллегия: Анатолий Аврутин, Борис Агеев, Виктор Акаткин, Валерий Аршанский, Дмитрий Ермаков, Виталий Жихарев, Геннадий Иванов, Диана Кан, Алексей Кондратенко, Александр Лапин, Дмитрий Мизгулин, Владимир Молчанов, Александр Нестругин, Евгений Новичихин, Юрий Перминов, Александр Пономарёв, Владимир Скиф, Светлана Сырнева, Лидия Сычёва, Андрей Шацков, Владимир Шемшученко, Галина Якунина.

Обзор номера:

С божьей помощью к победе

(о журнале «Подъем» № 6, 2021)

Поэзия номера традиционна, даже слишком. Это касается и тем, и поэтической формы. Андрей Румянцев в своих стихотворениях пишет о прощании с близкими, уходящими на войну, о потери, о слишком рано повзрослевших детях. Валерий Хатюшин – о религиозном поиске (вообще православная тема, наряду с военно-патриотической, это одна из смысловых доминант номера). Светлана Голубева затрагивает тему топоса – родного края, северной столицы, русских монастырей. Впрочем, как и Владимир Черепков, в подборку которого вошли стихотворения о доме, родном дворе и Воронеже. Александр Мальцев, напротив, отходит от темы дома и посвящает свои строки темам пути и дороге. Александр Нестругин пишет о поэтическом даре, о предназначении поэта – но сам вместо оригинальных образов неиронично использует клише и лексику из поэтического словаря XIX века:

«Поэзия – чужая меж ремесел,
Зато – сестра родная мастерства»

Хотелось бы выделить среди поэзии номера поэму ветерана ВОВ Михаила Тимошечкина «На станции Валуйки». Текст строится на контрасте: советская певица Лидия Русланова поет на фоне всеобщей бойни – и праздник переходит в битву:

«О будущей победе
Рабочих и крестьян
Смелей, Мартынов Федя,
Растягивай баян.
Еще запеть о чем бы,
Дай тон, лови момент,
Пока не глушат бомбы
Твой аккомпанемент
»

Прозу номера открывает повесть Владимира Шеменева «На все воля Божья». Автор пишет от лица нескольких персонажей: немецкого обер-лейтенанта Фридриха, протоирея Алексия Голикова и рядового Алексея Смирнова. Вскоре им всем предстоит встретиться, чтобы пройти через муки, а кому-то и обрести веру.

Действие коротких рассказов Евгения Новичихина также начинаются с событий Великой Отечественной войны. В «Косой» описывается жесткость немецких оккупантов к маленькой девочке Катюше. Повзрослевшая героиня внезапно сталкивается со своим прошлым, когда едет в немецкую клинику делать операцию на глаза... В рассказе «Проклятье» Тимофей донес немцам на своего соседа Степана, за что поплатилась вся его семья. В обоих текстах прошлое имеет власть над настоящим, и каждый из героев слышит эхо войны.

Михаил Калашников в «Чайке, отпущенной в море» рассказывает историю задержанной Лидии Анисимовой. Героиня войны бежала с фронта. Капитан Хомутов, который допрашивает ее, недоумевает, как такое могло произойти. Причины поступка Лиды постепенно раскрываются через ее военные воспоминания.

Сергей Доровский в рассказе «Когда-то их было трое» поднимает тему возвращения с войны, начатую еще Андреем Платновым в его «Семье Ивановых». Но в отличие от Платонова, Доровский концентрируется не на семейных отношениях, а на дружбе трех деревенских парней. Один из них возвращается домой и узнает, что первый друг остался без обеих ног, а второй – дезертировал. Верные друзья выросли и стали совсем непохожими, а война оказалась тем водоразделом, что навсегда развел их по разным путям.

Завершает номер серия исторических очерков. Эдуард Солорьев восстанавливает путь героя Советского союза Василия Прокатова с помощью фронтовых писем. Виталий Жихарев вспоминает младшего сына легендарного Чапая – Аркадия Чапаева, погибшего во время практики в лётной школе. Анатолий Манушин восстанавливает историческую справедливость и рассказывает о скульпторе Валукинском, создавшем фигуры на фасаде Воронежского кинотеатра. Александр Андрусенко вспоминает детские годы в фашистской оккупации, а Николай Третьяков пишет о Козьме Чернышеве, эсере, обвиненном в контрреволюции, и судьбе его оппонентов.

Пронзительно звучит очерк Алексея Манаева «Укротительницы тигров. Женские лики войны». Манаев рассказывает о советских танкистках, и биография каждой из них тянет на захватывающий роман. Евгения Кострикова спасла двадцать семь танкистов, некоторых сама выносила из горящих танков. Александра Ращупкина, прямо как кавалерист-девица Надежда Дурова и диснеевская Мулан, притворилась мужчиной, чтобы попасть на фронт. Тайна раскрылась лишь в 1945 году, когда Ращупкина получила ранение. Мария Лагунова написала письмо самому Калинину, чтобы ее взяли в танкистки. На войне ей пришлось ампутировать обе ноги, но она, как и Мересьев, не сдалась и уверенно пошла на протезах. Или Мария Октябрьская, которая направила все свои личные сбережения на танк «Боевая подруга» и погибла в 1944. Все эти истории настолько яркие и пронзительные сами по себе, что не требуют литературных изысков.

Июньский номер воронежского журнала «Подъем» почти целиком состоит из произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К сожалению, большинство из них никак не переосмысляет тему Второй мировой, оставаясь в рамках знакомых формул.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

Войская Алла

Родилась в Москве. Окончила Литературный институт им. Горького. Пишет прозу и литературную критику. Публиковалась в журналах «Юность», «Кольцо А», «Нижний Новгород», «Формаслов», «Лиterraтура», а также в газете «Литературная Россия». Лауреатка премии «Русское слово» (2017), финалистка премий «Литблог» (2019) и «БЛОГ-ПОСТ» (2020).