Поэт пытается обнять широкой, как реющий по ветру флаг, эмоцией историю и память, культурный генетический код народов. Аминат Ходова сопрягает две народных памяти – России и Осетии, подбирает сразу два ключа к хранилищам времени – к русскому и осетинскому. Это красивая (пусть скромная, негромкая, а может быть, как раз эта интонация, беспафосная, и хороша здесь!) попытка обнять одним поэтическим образом сразу всю вертикаль исторических пластов. Совместная история русского и осетинского народов базируется на позициях чести и мужества. И знамя, то, что развевалось над нами ещё недавно, в двадцатом веке, не в первый раз в поэтическом пространстве сравнивается с пролитой в войнах кровью, но упоминание о флаге и крови в одном стилистическом поле заставляет сильнее биться сердце:
За русскую землю стоял осетин.
Аминат Ходова стремится сочетать, соединять явления природы, небо и землю с бытием человека; штрихи человеческой внешности – с психологической глубиной, с таинственным смешением яви и сна. Ожидание девушкой возлюбленного приравнивается к цветению весенней земли. В стихотворении «Маки» есть один мегаобраз, впрямую заявленный в названии, – маки. Отталкиваясь от него, поэт протягивает нить между пейзажем, символикой небесных светил, ясной зарей, любовным чувством.
А он в пути обратном. (...)
Так, большим образным кругом, очерчивается не только настоящее, но и будущее, определяется судьба любви. За кадром этого стихотворного лирического кино остается неудержимый бег девушки навстречу возлюбленному, но он тут подразумевается, ибо:
Томиться ожиданьем...
Оригинально, индивидуально в другом стихотворении изображено погружение в одиночество, в затвор, в отъединение от мiра, который настойчиво стучится и в сердце, и в разум человека, утомляя его, изводя монотонностью дел, заставляя его терять необходимое мужество жить. Любому нужны в жизни моменты уединения, отрешения, медитации; остаться наедине с собой – значит приблизить себя к глубокому раздумью, к творческому состоянию:
Представителем общества, что успешен, умён.
Иной раз поэту изменяет словесное чутьё – к примеру, в следующей строфе слово «максимально» можно с успехом заменить на «всецело». Однако колоритно изображенная раковина одиночества, её сокровище – жемчужина, награждённая замечательным «лунным» эпитетом, пульсация её мерцанья сполна искупает этот маленький словесный недочёт:
И мерцанье её будет людям дано.
Аминат Ходова относится к типу поэтов, которые работают, не боясь ошибок и не боясь контрастов. От углублённой медитации, от умиротворённого ретрита поэт делает шаг к пространству, где сила сердца, сила вдохновения – такого накала, что разбиваются электрические лампы над головой. А собственно, зачем поэту, музыканту электричество? Ведь:
...Нам огонь сохранит лампада!
Лампада – это живой свет. Живой огонь. Природный, естественный, разлитый повсюду в мире; горение лампады – ипостась костра, свечи, печи, лучины. И огонь живой человеческой души, огонь поэзии, как выясняется, обладает такой мощью, что понимаешь: именно он, а не обнаруженное когда-то человеком электричество, ставшее уделом техники, бездушного железа, согревает, освещает, озаряет. Наполняет нас чудом жизни.
Заискрятся стихи, краски, ноты. (...)
Удивительно стихотворение, по своему музыкальному складу напоминающее фрагмент оратории, сравнимое с звучанием церковного хора; внутри строк заметен феномен так называемой звучащей паузы, о которой в своё время говорил композитор А.Н. Скрябин. И в самом стихотворении появляются храмовые ноты, просвечивают храмовые аллюзии; оно молитвенное по сути и торжественно решённое в одическом ключе, в интонациях и речевых поворотах благородного пафоса:
И тогда святые запоют горам!
Когда Аминат Ходова обращается к темам и образам родной земли, в её стихах появляется чувство простора, безбрежность, панорамная оптика. «Безграничные края», «синяя столица», лёд «столетних гор», – всё это вызывает к действию высокопарные эпитеты, но именно они придают поэтическому тексту необходимую в эпической, ораториальной атмосфере заоблачную торжественность:
Любовью вселенской меня опаля!
Немного портит живопись этой величественной горной картины случайное слово, опять походя взятое из другого, бытового словаря – «отключиться» («Заставь же весь мир свой на миг отключиться...»); можно довольно просто поправлять подобные стилистические просчёты – например, так: «...пусть мимо промчатся забот колесницы – / Ты сердце открой безграничным краям...».
***
Общее впечатление от подборки стихотворений Аминат Ходовой – отрадное. В авторе есть яркость, есть поиск, есть необходимая творческая дерзость, есть талант уловить единственное, неповторимое настроение и отозваться на него нужной интонацией, верной музыкой. В особенности это удалось сделать в стихах, посвященных родине, Кавказу, Осетии, отечеству.
Крюкова Елена: личная страница.
Аминат Ходова. Родилась в 2003 году в городе Первоуральске, Свердловская область. Студентка факультета журналистики Северо-Осетинского Государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Начала писать стихи в 9 лет. Публиковалась в газете «Слово». Член Секции поэзии Союза Писателей Северной Осетии.
А в голове сплошные хаос и бедлам