Биография:
Елена Николаевна Крюкова — русский поэт, прозаик, искусствовед. Член Союза писателей России с 1991 г., член Творческого Союза художников России. Профессиональный музыкант (фортепиано, орган, Московская консерватория, класс М. А. Федоровой - фортепиано, класс Л. И. Ройзмана - орган). Родилась в 1956 году в Самаре. Живёт в Нижнем Новгороде.
Окончила Литературный институт им. Горького, семинар А. В. Жигулина (поэзия).
Публикации: «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Нева», «Бельские просторы», «День и Ночь», Za-Za, «Сибирские огни», «Юность», Homo legens, «Октябрь», «Москва» и др.
Автор книг стихов и прозы (стихи: «Колокол», «Купол», «Сотворение мира», «Зеркало», «Ледоход», «Океан», «Колизей», «Реквием», «Знак огня», «Ветер», «Небо», «Время», «Память», «Вера»; романы «Юродивая», «Серафим», «Царские врата», «Пистолет», «Врата смерти», «Ярмарка», «Dia de los muertos», «Тибетское Евангелие», «Русский Париж», «Старые фотографии», «Беллона», «Рай», «Безумие», «Солдат и Царь», «Евразия», «Побег», «Земля», «Хоспис», «Иерусалим», книга рассказов «Поклонение Луне» и другие книги).
Работает с издательствами Za-Za Verlag (Дюссельдорф), «ЭКСМО», «Время», «Нобель-пресс», «ЛИТЕО» (Москва), «Бегемот» (Нижний Новгород), «Книги» (Нижний Новгород), Ridero (Екатеринбург).
Автор и куратор арт-проектов в России и за рубежом. Муж - известный художник Владимир Фуфачев.
Сферы литературных интересов – война и религия, острые проблемы современного общества, молодежь и революция, история России, архетипы храма и древнего символа-знака. В литературе автор, по его словам, ценит мощь формы, силу чувства, яркость творческих находок: «Люблю миф: настоящее искусство мифологично, маленькое это стихотворение или грандиозный эпос».
Любимые авторы (проза): Милорад Павич, Виктор Астафьев, Михаил Шолохов, Питер Хег, Кормак Маккарти, Габриэль Гарсиа Маркес, Федор Достоевский, Лев Толстой, Владимир Набоков, о. Павел Флоренский, Томас Манн.
Любимые поэты: Публий Овидий Назон, Гавриил Державин, Александр Блок, Райнер Мариа Рильке, Сесар Вальехо, Габриэла Мистраль, Гийом Аполлинер.
О Елене Крюковой пишут литературные критики России Игорь Золотусский, Лев Аннинский, Наталья Игрунова, Павел Ульяшов, Валерия Пустовая, Мария Скрягина, Елена Сафронова, Роман Багдасаров, Кирилл Анкудинов, Людмила Антипова; русские поэты и писатели – Евгений Евтушенко, Захар Прилепин, Олег Ермаков, Владимир Корнилов, Юрий Попов, Владимир Леонович, Анатолий Жигулин, Петр Епифанов и другие известные литераторы.
Достижения:
- 2004 финалист литературной премии «Ясная Поляна» («Юродивая»)
- 2010 премия им. Цветаевой («Зимний собор»).
- 2010 лонг-листер литературной премии «Русский Букер» («Серафим»).
- 2012 лауреат Кубка мира по русской поэзии (Рига, Латвия).
- 2012 премия журнала «Нева» за лучший роман 2012 года («Врата смерти», № 9 2012).
- 2012 Международная литературная премия Za-Za Verlag («Танго в Париже», Дюссельдорф, Германия).
- 2014 региональная премия им. А. М. Горького («Серафим»).
- 2015 Международная литературная премия им. И. А. Гончарова («Беллона»).
- 2016 Международная литературная премия им. А. И. Куприна («Семья»).
- 2017 Международная Южно-Уральская литературная премия («Солдат и Царь», 2016, «Старые фотографии», 2017).
- 2017 Международная литературная премия им. Э. Хемингуэя (Торонто, Канада, «Беллона»).
- 2019 лауреат Пятого, Седьмого и Десятого Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» («Старые фотографии», 2014, «Солдат и Царь», 2016, «Вера», 2019).
- 2019 Первая Международная литературная премия «ДИАС» («Евразия»).
- 2019 литературная премия им. С. Т. Аксакова («Хоспис»).
Библиография:
- 2016 Первое поэтическое собрание сочинений Елены Крюковой (ЛИТЕО, Москва): «Зеркало», «Ледоход», «Океан», «Колизей», «Реквием».
- 2017 «Евразия». Роман (Za-Za Verlag).
- 2018 «Побег» (первая часть проекта «Трилогия власти»). Роман.
- 2018 «Земля». Роман (в издательствах Za-Za Verlag и Ridero).
- 2018 Четыре книги стихотворений Елены Крюковой («Ветер», «Небо», «Время», «Память», изд. Ridero).
- 2019 «Хоспис». Роман.
- 2019 «Вера». Книга стихотворений.
- 2020 «Иерусалим». Роман (Kontinent Publishing, США).
Живое слово
-
«Иерусалим» (отрывок из романа)
«Крестовидная рама чернела на фоне светлого неба. Забыли задернуть шторы: полночный свет наполнял палату белым молоком. Луна лила этот свет, и Луна была настоящая, а все больные тут - потусторонние, и Вера тоже. Она глядела на этот тихий, нежный свет как из могильной ямы. Черный крест обнимал чугунными руками нежное молочное серебро. Ночь текла и плакала. Луна сияла. Черный крест ее сторожил. Мрачно и бессонно. Внезапно Вера стала арфой и зазвучала. Ее волосы обратились в струны, тело, изгибаясь, дрожало и отзывалось огненным биением. Так, музыкой, билось ее сердце. На фоне светящегося окна сидел человек. Она еле видела его. Сидел, закрыв глаза. Длинные спутанные волосы текли с темени на лоб, виски, на плечи. Сгорбился. Голый: голый торс, голые ноги. Белой простыней обмотан живот. Худой. Щеки ввалились. Будто деревянный. Не шевелился. Пальцы сцеплены на коленях. Сидит, молчит. Слушает, как бьется его сердце. Одинокое. Музыка, музыка, далеко, на том свете, бьют в барабан. Люди бьют человека, привязанного к столбу, плетями. Слышен хлесткий стук ударов. Полосы крови по телу. По голому телу - полосы боли. Он ночью, один, сидит на больничном табурете. Вера поняла: это он на ней играет, на живой арфе. Струны рвутся. Нет, он сидит неподвижно. Она сама, одна, поет и плачет. Вся дрожа музыкой, она привстала на койке на локтях, и койка прогнулась. Человек, сидящий на табурете, не двинулся. Луна обливала его посмертным молоком, и оно густело, застывало потеками льда, и снова таяло, и плакало. Музыка становилась громче, Вера села в койке и обхватила себя за плечи, так сильно ее трясло. Человек на табурете открыл глаза и увидел ее. На кого он был похож? На миг Вере показалось: это ее отец. С того лагерного снимка, где зэки сидят за длинным столом в столовой. И перед каждым алюминиевая серая тарелка. И перед каждым ложка. Лица серые глядят и не видят. Зачем видеть время, которое распороли по швам в прожарке и сожгли, и нет его? - Отец, - неслышно сказала она, крепче вцепляясь себе в плечи, - ты прости меня, что я такая. Длинноволосый голый человек на табурете ничего не ответил».
Возможности для автора:
- 1 Рекомендация для публикации в литературных изданиях.
- 2 Улучшение писательских навыков.
- 3 Приглашение на творческое мероприятие.
Обращение к автору:
Елена