«Сингулярность»

06.04.2023 7 мин. чтения
Данилова Стефания
Рецензия Стефании Даниловой - литературного критика, члена Союза Российских Писателей и Российского союза профессиональных литераторов, литературного критика «Pechorin.net» - на стихотворения Александра Буланова.

Поведение лирического героя в подборке поэта Александра Буланова «Сингулярность» не противоречит названию. Согласно определению, в точках сингулярности математические функции ведут себя странно: устремляются в бесконечность, переламываются, внезапно обращаются в ноль.

Собственно, так и ведет себя герой первого, одноименного произведения. У него есть семья и друзья, жизнь идет своим чередом, но внутри разрастается необъяснимая пустота. Жаль, что автор не проставил даты под своими текстами: если прочитывать текст через призму актуальных исторических событий, он становится глубже и страшнее. Причина «черной дыры», прободения, в душе может быть вызвана как упадком сил, так и неотвратимой реакцией души человеческой на обстоятельства, в которые оказался заключен современный мир с 24 февраля 2022 года. Военные звания, «майор» и «маршал», все же побуждают прочесть текст однозначно.

Лирический герой видит предопределенность в происходящем, не винит Человека, или того, кто направляет войска; он рассматривает ситуацию как большой взрыв, тектонический сдвиг. Антонимическая параллель наблюдается между «сверхновой» и новорожденным, общим и частным. В обоих случаях мы имеем дело с таинством рождения чего-то нового, но не всегда это новое несет свет, иногда и черную дыру, из которой глядит не улыбка малыша, а что-то, от чего хочется отстраниться. Герой склонен к нежности, готов заботиться и поддерживать, но случившееся в мире, вне его воли и разумения, опустошает его. Он окружен, будучи мирным жителем, он носит в себе осколок метафизического снаряда от этого Большого Взрыва, который он не выбирал.

Так решил Бог, и герой смиренно заменяет нежность пустотой в своей внутренней лампочке. Он будет дальше жить свою жизнь, идти по кругу, смотреть в глаза, но ему больше нечем греть и светить. На мой взгляд, это произведение о том, как война обращает человека даже из мирного населения в функцию, расчеловечивает, лишает силы светить. Это ключевое и наиболее весомое из всей подборки.

«Мулен Руж» – нуарная зарисовка из жизни не очень гармоничных влюбленных с довольно смятым аппаратом отсылок: «Мулен Руж» и «куртизанки» – это у нас Франция, а «руно» – это уже из Эллады. И сложно представить рот, блестящий испариной – обычно так говорят о лбе или, на крайний случай, о щеках, скулах. На губах может блестеть слюна, на верхней губе может проступать пот, но не испарина. Однако, такие фразы, как «рот, заколоченный стихами» – это скорее находки и удачи. Это о том состоянии, когда не хочется говорить ни о чем и никак, кроме как поэзией, по силе равной молитве, заклинанию, благословению или проклятию, а может, предсказанию; но ты молчишь, потому что боишься сделать хуже. Этот текст рассыпается; экзерсисом является и «Алишерье»: это бижутерийный элемент, непонятно, что именно – кулон или сережка, оставить в ящичке, но точно не надевать.

А вот «Потолок» уже берет новую планку. В нем ощутимо нечто дементьевское, шестидесятническое вообще, с огромной любовью к близости и со-общению людей, которых можно назвать Своими. Правда, есть и огрехи: правильнее – «я узнаю – в который раз?». Иногда лучше пропустить слог, чем сделать неуклюжую инверсию, приводящую к инвалидизации строки. Занятна двоякость слова «недалекий» – когда оно пишется слитно, оно обозначает человека не особо умного; но есть в нем и ощущение «тот, кто не далеко» – для этого частицу «не» и прилагательное надо писать раздельно. Я бы предложила выразить эту дихотомию через слэш: «не/далёких». Тем самым можно было бы подчеркнуть, что «свои» люди могут быть простыми, возможно, не семи пядей во лбу, но непустецкими душой, родными «за просто так». Этот текст – однозначная стилизация и тоже ученичество, но в нем есть потенциал полёта. В него хочется всматриваться, силясь увидеть большее. Интересно и употребление архаичной, сокращенной формы слова «золотистый»: благодаря оному создается образ человека из прошлого, эдакого лихачевского (помните «Письма о добром и прекрасном?») склада, что-то про старинные портреты из Русского музея или Эрмитажа, классика, пыль античности, основательность и духовные опоры… не «скрепы», а именно что опоры, сваи, лишь усмехающиеся на попытки расшатывания.

А дальше все интереснее и интереснее. «Апельсин» – ключ к пробуждению внутренней силы. Это, безусловно, молитва. «Сидящий на камне» – Бог. Никаких сомнений в том, ведь кто еще может «провести пустынями из воды» – как тут не вспомнить исход Моисея? У этого Бога в этом тексте – облик Посейдона. Лирический герой заклинает его подданных – сомов, дельфинов, китов, обращается к его географическим реалиям – пучине, его транспорту – катамаранам. Фактически, это просьба «утопи меня, как Солнце – и Солнцем же я восстану и воскресну». Герой просит не об абсолютном благе, а о трансформации путем полного уничтожения старой сущности и возрождения в новейшей, из света.

Я бы предложила поставить «Апельсин» рядом с «Сингулярностью»: это генетически родственные тексты. В первом герой смиряется с тем, что свет лампочки нежности погас, здесь же он понимает, что вольфрам не решит дела, и пытается сам стать Солнцем. И, наконец, финал подборки, «Она любила закатывать рукава» – где сразу бросается в глаза орфографическая ошибка в слове «преважнейший». Этот текст – частный, личный. Образ героини вот-вот готов заставить уважать себя: руки, натруженные руки, труд, Сибирь… но вот она эпикурейски пьет вино, важничает, умничает и не вызывает ни симпатии, ни интереса. Сила автора – в его философской лирике с вкраплениями гражданской.

Два текста из подборки, «Сингулярность» и «Апельсин» – как мандельштамовская «Невыразимая печаль», что открыла «два огромных глаза». Они пристально смотрят на читателя, им есть что ему сказать этим взглядом. Над остальным работать – и ничего не бояться, у автора однозначно есть и самолет, и топливо, осталось заправить и взлетать. Небо полно сюрпризов.


Стефания Данилова: личная страница.

Александр Буланов родился в 1989 году в Москве. Осенью 2013 года вступил в литературную студию Игоря Волгина «Луч», активным участником которой продолжает быть и сегодня. Ведёт собственный видеоканал «Bulanov Poetry Channel», посвящённый современной поэзии. Стихи Александра Буланова ранее публиковались в журналах «День и ночь», «45-я Параллель», «Дети Ра», «Балтика», «Начало», «Парус», «Особняк» и «Семь искусств». В 2021 году произведения автора вошли в лонг-листы литературной премии «Лицей» им. А.С. Пушкина и фестиваля «Филатов Фест».


Стихотворения Александра Буланова

Сингулярность
 
Отвлечёшься заботой о малыше,
Хлопотой, посиделкой с другом,
Но чёрная дыра в душе
Поджидает тебя уже,
Окружая кругом.
 
И никто в котле том не виноват,
Ни дурак-майор, ни безумный маршал.
А просто на тысячи миллионов ватт
Это свет от тебя шарашил.
 
Но сверхновую Бог превратил в дыру,
Так красиво и неизбежно.
Я теперь пустоту ввернул
В тот патрон, где светила нежность.
 
Мулен руж
 
Как два актёра в Мулен Руж,
Как тот поэт и куртизанка.
В немом кино попкорн, и душ
У водостоков замка.
 
Немой ответ на твой приказ –
Невольный уголок усмешки,
И недовыстроен каркас
Измены, верности и слежки.
 
Влитая жизнь в руно забот
О кошельке, о паре, прочем.
Блестит испариной мой рот,
А твой - стихами заколочен.
 
Алишерье
 
И что же осталось...
Усталость, отсталость, старость?
Трость в руке и канат на шее?
Кант или Шелли?
Алишерье...
 
Потолок
 
Людей моих чужих и недалёких
Я узнаю по сокращениям лёгких,
По призрачным движениям их глаз.
Я узнаю - который в этот раз?
 
Предсказанный, и этим же нечестный,
Он чистый словно день воскресный,
Он славный больше, нежели больной.
Покуда мир мне кажется войной,
 
Ни шелеста его, ни дуновения!
Но помнится мне грация оленья
И воздуха златистый завиток...
Мой человек, мой потолок.
 
Апельсин
 
Солнце тонет в океане
Как апельсин.
Дай мне сил, сидящий на камне,
Дай мне сил!
На катамаране парками,
Пустынями из воды,
Проведи как я попросил.
 
И не думай, что я "Ишь чего
Захотел!". Я по-щучьему
Шептал, я сиренам пел.
И услышали дельфины, сомы, киты,
Что я с ними на ты, на ты, на ты...
 
Говорю. Пучины свои взаймы
Одолжи, и вызови, и взорви,
Разнеси слова миллионом строк
На север, запад, юг, восток.
 
Пусть от них кругом идёт земля!
И волна вынесет ей меня
На песок мраморный, золотой
Апельсиновой
Водой, водой, водой...
 
Она любила закатывать рукава
 
Она любила закатывать рукава -
Непонятно зачем, но, всё же,
Что-то в этом было -
Как перед тяжёлой работой,
Или просто показывать руки
Стало модно в краях Сибири.
 
А ещё она любила
Говорить приважнейшим тоном,
Пить вино, разбираться в книгах.
И писала сама немного,
Но всегда невозможно метко,
Потому что была стрелок.
 
Мне казалось: портрет готовый.
Почему написал я это
На покрытую грустью тему,
Вспоминая о дне былом?
 
Потому написал, пожалуй,
Что лежал и смотрел на небо.
А сияющее пространство -

Это словно её глаза.

826
Автор статьи: Данилова Стефания.
Петербургский поэт. Основатель продюсерского центра «Всемпоэзии». Мастер семинаров Курса практической поэзии РСПЛ, «Капитан Грэй», «Под сенью дружных муз», «КоРифеи», «Посадский Экспрессъ». Автор 20 книг, выходивших в АСТ, Рипол Классик, Пальмире. Член Правления Санкт-Петербургского Союза Литераторов. Сотрудник журналов «Аврора», «Перископ», «Север», порталов «Печорин.нет» и «Год Литературы». Публикуется в журналах «Юность», «Дружба Народов», «Москва», «Полутона», «Бельские просторы», «Север», «Аврора», «Перископ», «Формаслов», «Дон Новый», «Дети Ра», «Зинзивер». Лауреат Молодежной Премии Правительства Санкт-Петербурга, Всероссийского фестиваля «Покровский собор», Премии журнала «Москва», Всероссийской премии им. Дементьева и мн.др.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9780
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8910
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7385
Крюкова Елена
Путеводная звезда
Рецензия Елены Крюковой - поэта, прозаика и искусствоведа, лауреата международных и российских литературных конкурсов и премий, литературного критика «Печорин.нет» - на книгу Юниора Мирного «Город для тебя».
6544

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала