.png)
Продолжая нашу серию «С кем не бывает?», которая рассказывает о том, как классики русской литературы не всегда удачно читали на публике свои труды, мы как-то позабыли о прозаиках. А что же писатели, спросите вы? Неужели читали свои тексты идеально и без изъянов? Господь с вами, ответим мы. Подробности — ниже.
Н.В. Гоголь был, как известно, страшно неуверенным в себе человеком. Это проявлялось во всех сферах — от личной жизни до выступлений на публике. В молодости Николай Васильевич работал на кафедре истории в Санкт-Петербургском императорском университете. Там, естественно, нужно было читать лекции студентам. Позднее историк литературы и профессор Петербургского университета А.В. Никитенко писал, что «Гоголь так дурно читает лекции в университете, что сделался посмешищем для студентов…».
Представьте, если Гоголь ужасно говорил перед студентами, то как же он читал перед корифеями русской литературы? По воспоминаниям современников, однажды Николай Васильевич, желая справедливой критики для своего произведения, попросил В.А. Жуковского послушать только что написанную поэму. Жуковский дал согласие и назначил дату. Как водится, отобедали, и Гоголь принялся за чтение. Василий Александрович, любитель вздремнуть после обеда, стал засыпать. В итоге поэма получила любимое наказание Гоголя — сожжение в печи.
Уже слышу, как читатель возмущен: «Это когда было? Давай нам что-то посовременнее!».
А что насчет Е. В. Гришковца? Наш современник! Он, конечно, человек достаточно уверенный в себе. Но вот однажды в Оренбурге его моноспектакль чуть не сорвала… бабочка! В процессе своего выступления Евгений Валерьевич почувствовал, что внимание зрителей сфокусировано не на нем, а на мотыльке, кружащем вокруг актера. Гришковец взмахом руки попытался его отогнать, естественно, не получилось, пришлось оправдываться — мотылек, мол, местный и не запланирован в спектакле…
Мы с вами живем в эпоху цифровых технологий. Жизнь и мечта идут рука об руку — и вот литература пришла к тому, что сейчас мы с вами можем послушать книгу какого-либо автора в озвучке самого автора. Естественно, имеется в виду современная литература. Вадим Бух, гендиректор аудиоиздательства «ВИМБО», вспоминает забавный случай: был приглашен режиссер, который автору какие-то вещи подсказывал и помогал. И вот в какой-то момент они оба увлекаются, и режиссер говорит: «Нет-нет-нет, подождите, тут не так! Тут автор хотел сказать…». По словам Вадима Буха, при озвучивании своих книг авторы находят много ошибок и корявостей, поэтому он рекомендует всегда читать свое произведение вслух.
Об ошибках при озвучке своей книги говорит и Анастасия Максимова: оказывается, выбирать интонацию при чтении — труд нелегкий. А склонять по падежам числительные — чистейшее зло (напоминаю, это мнение автора). Действительно, поди там разберись, как правильно: нет «шестисот» рублей или нет «шестиста» рублей? А может, «шестьсот»? Видимо, проще сказать — нет денег.
А вот основатель студии «КупиГолос» Александр Лакеев признается, что старается отговорить автора от озвучивания своего текста: когда люди приходят к микрофону и слышат свой голос на записи, они удивляются. Им не нравится свой голос, и начинается бесконечная перезапись... Поэтому лучше выбирать актеров.
Этому противоречит Мика Голубовский, главный редактор Bookmate Originals. Он считает, что аудиокнига, записанная самим автором, получается лучше и аутентичнее, нежели у обычного профессионального чтеца.
С кем из них согласиться? Кто озвучит произведение лучше — автор или актер? Вопрос открытый, ответ на который, я думаю, каждый даст себе сам.

