Русская литературная критика в провинции. Часть 1 («Метаморфозы критики» Елены Сафроновой)

26.05.2021 16 мин. чтения
Сафронова Елена
Литературная колонка критика Елены Сафроновой «Метаморфозы критики». Это гибкое, текучее и всеобъемлющее название означает мобильное состояние современной литературной критики, ее новые виды, формы, которые принимает жанр сегодня. Обо всем этом пойдет речь в материалах колонки. Также «метаморфозы» означают многообразие мира и многомерность человеческого восприятия. Мнение читателей может не совпадать с мнением критика.
Русская литературная критика в провинции. Часть 1

 («Метаморфозы критики» Елены Сафроновой)


Литературная колонка критика Елены Сафроновой «Метаморфозы критики». Это гибкое, текучее и всеобъемлющее название означает мобильное состояние современной литературной критики, ее новые виды, формы, которые принимает жанр сегодня. Обо всем этом пойдет речь в материалах колонки. Также «метаморфозы» означают многообразие мира и многомерность человеческого восприятия. Мнение читателей может не совпадать с мнением критика.


...В эти дни, когда объявлен и активно обсуждается короткий список Всероссийской литературно-критической премии «Неистовый Виссарион», учрежденной в Екатеринбурге, я думаю вот о какой метаморфозе.

Очень давно мне запало в душу одно высказывание Сергея Чупринина, профессора филологии и главного редактора журнала «Знамя». В 2001 году Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ и толстые литературные журналы учредили ежегодный Форум молодых писателей России. Сейчас проект называется Форум молодых писателей России, стран СНГ и ближнего зарубежья, и таковых прошло уже двадцать. Форум с первых лет стал по итогам семинаров издавать сборники произведений их участников: прозаиков, поэтов, драматургов и критиков. Альманах назывался «Новые писатели». Сергей Чупринин написал предисловие к разделу «Критика» альманаха «Новые писатели» 2003 года, где сказал: «В провинции можно стать отличным, общероссийского масштаба прозаиком. Или поэтом. И почти невозможно стать критиком – слишком до сих пор беден, увы, тамошний культурный контекст и слишком мал там спрос на аналитику и незаемное, крупное, в рост всей отечественной литературе мнение».

Наверное, уверенное большинство читателей на эти слова и внимания не обратили – или благополучно их позабыли. Но я за них «зацепилась», возможно, по принципу – у кого что болит, тот о том и говорит. В 2003 году меня как критика еще не существовало, но я к этому жанру уже подбиралась – моя первая критико-публицистическая статья вышла как раз в «Знамени» годом позже. Удивительно ли, что была она посвящена как раз провинции – «Проездом через Рязань»?.. Вот с того времени я и пытаюсь найти ответ на вопрос, действительно ли стать литературным критиком в провинции нереально. Оживляет и усложняет сей процесс то, что каждое время отвечает на вопрос заново.

Скажем, были в советской литературе люди, которых можно противопоставить тезису Сергея Ивановича: литературные критики «из глубинки». На слуху три имени: Игорь Дедков, Юрий Буртин и Валентин Курбатов. Валентин Яковлевич умер в марте 2021 года, Царствие ему небесное...

Игорю Дедкову посвятил большую статью «Вы человек мужественный» главред «Литературной России» Вячеслав Огрызко. По мнению публициста, мужество Дедкова состояло в том, что в юности он искренне верил идеям Ленина и мечтал преобразить партию, чтобы она работала «по-ленински». Но эти амбициозные планы не сбылись, а сам мечтатель за них жестоко поплатился. Уроженец Смоленска Игорь Александрович Дедков (1934–1994) в 1952 году поступил на журналистский факультет МГУ, где отличался успехами в учёбе и общественной работе, был комсоргом факультета. Но он слишком буквально понял «оттепель» и в докладе на комсомольском собрании после ХХ съезда КПСС заявил о необходимости полного разоблачения сталинизма и о проблеме отсутствия гласности. Доклад Дедкова напечатала факультетская газета «Журналист». Преподаватели, утверждает Огрызко, настойчиво советовали комсомольцу быть осторожнее в высказываниях, но он поступил ровно наоборот и предложил однокашникам создать кружок для изучения... диктатуры КПСС. За это на него донесли «куда надо». По оттепельной поре наказание оказалось «половинчатым»: Игоря Дедкова не арестовали и не выслали в прямом политическом смысле, даже дали окончить университет, но... вместо аспирантуры, которую блестящему ученику раньше прочили, состоялось распределение на работу в Кострому. Костромская газета «Северная правда» приняла его. Самая настоящая глубинная Русь... Всех сокурсников Дедкова, обсуждавших с ним дерзкие идеи, тоже направили на самые невыгодные места – в «районки». Никто не сумел заявить о себе. Кроме Дедкова. Со временем он стал заведующим отделом культуры «Северной правды», а потом – и заместителем главного редактора и, живя в областном центре, публиковал во всероссийских изданиях статьи о крупных писателях своего времени.

Как критик Дедков начался с эссе о повести «Гуси-лебеди» Константина Воробьёва в «Новом мире». Те отзывы, что Дедков писал о местных авторах в местную газету, и те фамилии сейчас вряд ли кому-то что-то скажут – но показательно, что критик к землякам был строг, требователен, как к писателям серьёзного масштаба. Затем он вступил в СП СССР (не без помех), ушел из газеты и вошел в историю советской критики статьями о фигурах всесоюзного значения: Владимире Богомолове, Данииле Гранине, Григории Бакланове. О творчестве Сергея Залыгина, Гавриила Троепольского, Бориса Васильева и Василя Быкова Дедков выпустил книги, снискавшие похвалы коллег.

На волне перестроечных перемен Игорь Александрович переехал в Москву в 1987 году и устроился работать политическим обозревателем в журнал «Коммунист» (с 1991 года – «Свободная мысль»), где тоже вырос до зама главного редактора, но... перестал быть первым в своей среде и оказался одним из многих. Ярких текстов он уже больше не создал, а сам не принял распада Советского Союза и новой жизни – несмотря на свои юношеские «споры» с политикой и идеологией КПСС.

Игорь Дедков умер в столице в возрасте 60 лет. Период расцвета его критического таланта пришёлся на 1970-е годы. Именно тогда историк литературы и один из старейших советских критиков Игорь Золотусский заявил в характеристике в союз писателей: «Голос Игоря Дедкова звучит независимо и сильно в общем хоре критики. Его не смешаешь с другими голосами. (...) Сила таланта Дедкова – в выборе, в точном ощущении того, что нужно жизни, просится в литературу. (...) Да и собственные его статьи не что иное как критическая публицистика, где действительность и искусство анализируются на равных». Да, но ведь Золотусский высоко оценил работы, которые Дедков посвятил всероссийским именам, а не авторам из Костромской области... Если бы Игорь Александрович «специализировался» только на них, услышали бы его непохожий ни на кого голос за пределами региона?.. Вопрос риторический.

«Земляком» Дедкова был критик Юрий Григорьевич Буртин (1932–2000). Не так давно Сергей Чупринин написал о нем в Фейсбуке. Буртин прибыл по распределению из ЛГУ – работать в школе для взрослых на станции Буй Костромской области. Но не только территория связывала Буртина и Дедкова. Их роднило вольнодумство, проявленное еще на студенческой скамье и подпортившее биографию, а ещё – неканоническое отношение к советской литературе. Обоим наложили запрет на аспирантуру, обоих – с блестящим столичным образованием – перевели работать с глаз долой... Сергей Чупринин называет Буртина «народником по базовым своим установкам»: тот изъяснялся в критике публицистически, в духе Добролюбова, и питал пристрастие к писателям, рассказывающим о крестьянской жизни – «деревенщикам». Буртин писал о Фёдоре Абрамове, Владимире Солоухине, Владимире Тендрякове, Александре Яшине, Василии Белове – и не выносил «псевдодеревенщиков», чего не скрывал.

Рецензии и статьи Буртина печатались в «Новом мире» и «Вопросах литературы», из региональных изданий – в «Доне» и пр. В середине 1960-х Буртин сумел перебраться в Москву: работал в «Литературной газете», а через два года был приглашен вести раздел рецензий в отделе публицистики «Нового мира», где состоял под началом своего кумира Александра Твардовского. Но когда Твардовского «ушли» из редакции, Буртин следом за ним покинул её. Позже он скажет, что вкус «новомирской» свободы настолько ему запомнился, что после ухода из журнала он не мог писать ни для каких других изданий – и на полтора десятка лет «выпал из периодической печати». В те годы Буртин занимался подготовкой многотомного словаря «Русские писатели», делая акцент на писателях из народа, самоучках и интеллигентах первого поколения, а также запомнился «диссидентской» деятельностью. В перестройку Юрий Буртин оказался востребован – но уже не как литературный критик, а как публицист и ярый демократ. И нового слова в литпроцессе больше не сказал.

У Дедкова и Буртина были важные точки соприкосновения: политизированность их литературной позиции, красной нитью проходившая через творчество на протяжении всей жизни; работа в провинции не по своей воле, продиктованная обстоятельствами превосходящей силы; постоянная ориентированность на возвращение в столицу. Обоим это физическое перемещение в Москву, в конце концов, удалось – что не дает с полным правом называть Дедкова и Буртина провинциалами.

Валентин Курбатов отличался от двух ранее мною названных критиков. Он родился в 1939 году в Куйбышевской области, школу окончил в пермском городе Чусовом. Первые публикации Валентина Курбатова вышли в газете «Комсомолец Заполярья» на рубеже 1950-х –1960-х годов, когда он служил на Северном флоте. Как сказал Валентин Яковлевич в интервью Павлу Басинскому, из Чусового он уехал потому, что у всей тогдашней молодежи было «шило в одном месте – не усидеть». Намеревался осесть в Ленинграде у друзей, но не вышло. Волею обстоятельств оказался в Пскове, где начал писать рецензии на спектакли псковского театра в газету «Молодой ленинец». В эту же газету его и взяли, в отдел пропаганды, невзирая на отсутствие профильного образования.

Взрослый Валентин Яковлевич отучился во ВГИКе на курсе киноведения и в зрелые годы входил в Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов. С 1962 года и до конца жизни Валентин Курбатов жил и работал в Пскове, сотрудничал с местными газетами, а как критик и литературовед печатался по всей стране: в журналах «Урал», «Иностранная литература», «Север», газетах «Культура», «Литературное обозрение». С течением времени Валентин Курбатов все отчетливее проявлял государственнические и патриотические взгляды, и публикации его появлялись в изданиях-единомышленниках – «Москве», «Нашем современнике», «Литературной газете». Персоналии, которые Курбатов делал героями своих книг, соответствующие: Михаил Пришвин, Валентин Распутин, Семен Гейченко (первый директор восстановленного пушкинского музея «Михайловское»)... Только Виктор Астафьев, ставший к старости практически «антисоветчиком», выпадает из этой плеяды – но, несмотря на разницу убеждений, Валентина Яковлевича и Виктора Петровича связывала крепкая дружба.

Список почётных званий Курбатова впечатляет: член Президентского совета по культуре, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства и целого ряда других литературных премий, член редколлегий нескольких журналов... Наибольшая известность Валентина Курбатова связана с его постоянным членством в жюри премии «Ясная поляна». Председатель жюри Владимир Толстой после смерти Валентина Яковлевича назвал его совестью нашей литературы последних лет. Владимир Ильич также отмечал широчайший кругозор Курбатова, его начитанность, тонкое чувство литературы и профессионализм суждений о зарубежных книгах из премиальных списков «Ясной Поляны». Иными словами, Валентин Курбатов, живя «далеко от Москвы», был фигурой авторитетной и знаковой для всего литпроцесса – да и для идеологической ситуации тоже: литература в России всегда идет об руку с политикой...

Три имени известных нестоличных критиков – много это или мало? Тенденция или исключение для советской и перестроечной литературы?.. Количественно это вроде бы малый счет, особенно если сравнивать с днем сегодняшним. А качественно?..

О том, что сейчас представляет собой пространство российской литературной критики, тот же Сергей Чупринин отчасти рассказал в статье «Дефектура» («Знамя», № 7, 2014). В ней автор опровергает те свои ранее выдвинутые тезисы, что касались «смерти» литературной критики как жанра. Чупринин указал: мол, нет на критику спроса, толстые журналы на ладан дышат – но появились новые пути прихода в критику: «Газета, глянец, интернет. Там потребность в разборчивом литературно-критическом суждении время от времени еще возникает». Благодаря этому, по мнению Сергея Ивановича, с начала нулевых произошел «призыв в критику». Поименно, по алфавиту: Марта Антоничева, Варвара Бабицкая, Ольга Балла, Ольга Бугославская, Инна Булкина, Евгения Вежлян, Алиса Ганиева, Анна Голубкова, Екатерина Иванова, Марианна Ионова, Дарья Маркова, Елена Погорелая, Валерия Пустовая, Евгений Абдуллаев, Сергей Беляков, Игорь Гулин, Данила Давыдов, Владимир Козлов, Алексей Конаков, Кирилл Корчагин, Александр Кузьменков, Денис Ларионов, Глеб Морев, Лев Оборин, Андрей Рудалев, Алексей Саломатов, Артем Скворцов, Александр Чанцев, Василий Ширяев. В списке среди девочек и автор этих строк фигурирует.

«...тут же усомнишься в собственных ламентациях, что некому, мол, усесться за уготованный им пир. Есть, есть кому пока что! – и невелика беда, если кто-то вскоре после успешного старта отсеется, ну или, так сказать, переквалифицируется, потому что кто-то же ведь и останется...», – подытожил Сергей Иванович. Меня этот список интересует не только как доказательство того, что критика жива (я лично верю в то, что ее, как в народе говорят, ломом не убьешь), но и как свидетельство другой очень важной тенденции. Почти половина лиц из этого списка живут не в столицах!.. Антоничева и Иванова – это Саратов, Козлов – Ростов-на-Дону, Беляков – Екатеринбург, Рудалев – Северодвинск, Ларионов – Нижний Новгород, Василий Ширяев – Камчатка, Евгений Абдуллаев – Ташкент, а ваша покорная слуга – Рязань. Дополню список Чупринина: поэт и литературный критик Константин Комаров – Екатеринбург, Евгений Ермолин, Евгений Коновалов и Сергей Баталов – Ярославль. Коновалов и Баталов уникальны: обозревают в основном поэзию, а не новинки коммерческой прозы. Кирилл Анкудинов – Майкоп, столица Республики Адыгеи. Кристина Абрамичева – Уфа, столица Республики Башкортостан. Можно и другого автора из Башкирии – Игоря Фролова – назвать. Правда, он в большей степени писатель-баталист, критические статьи Фролов пишет, прибегая к военной метафоре, редко, да метко. Михаил Хлебников – Новосибирск. Минувшей осенью на Школе Захара Прилепина я познакомилась с Иваном Родионовым, молодым перспективным литературным критиком, живущим в Камышине Волгоградской области. Если задаться целью и помониторить рунет, мы обязательно высветим и другие имена, но мне важно не составить реестр, а обозначить тенденцию. Да ведь и учреждение Всероссийской литературно-критической премии не в столице государства, а в «столице Урала» что-то да значит!..

Благодаря соцсетям и интернету все нынешние активно действующие критики более или менее на слуху. То есть формально на смену трем именам советского периода явились как минимум два десятка провинциальных критиков нового литпроцесса. Количественно – да, это прорыв. А качественно?.. Размышлениям над этим вопросом посвящу следующую колонку.


Елена Сафронова: личная страница.

Уже сегодня вы можете заказать рецензию на свои произведения у Елены. Профессиональная рецензия от Pechorin.net - ваш быстрый путь к публикации в лучших печатных или сетевых журналах, к изданию книг в популярных издательствах, к номинациям на главные литературные премии. У нас самая большая команда критиков в сети: 35 специалистов, 24 литературных журнала, 7 порталов. Присоединяйтесь к успеху наших авторов. Направьте свою рукопись нам на почту: info@pechorin.net, - и узнайте стоимость разбора уже сегодня.

1887
Автор статьи: Сафронова Елена.
Прозаик, литературный критик-публицист. Постоянный автор «толстых» литературных журналов «Знамя», «Октябрь», «Урал», «Бельские просторы», «Кольцо А» и многих других, портала открытой критики «Rara Avis» и др. Член Русского ПЕН-центра, Союза писателей Москвы, Союза российских писателей, Союза журналистов России. Редактор рубрики «Проза, критика, публицистика» литературного журнала Союза писателей Москвы «Кольцо «А». Ассистент-рецензент семинара критики Совещания молодых писателей при Союзе писателей Москвы с 2012 года. Лауреат Астафьевской премии в номинации «Критика и другие жанры» 2006 года, премии журнала «Урал» в номинации «Критика» 2006 года, премии СП Москвы «Венец» в критической номинации (2013) и др.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНОЕ

Сафронова Елена
Пустое «мы» сердечным «я»... («Метаморфозы критики» Елены Сафроновой)
Литературная колонка Елены Сафроновой «Метаморфозы критики». Это гибкое, текучее и всеобъемлющее название означает мобильное состояние современной литературной критики, ее новые виды, формы, которые принимает жанр сегодня. Обо всем этом пойдет речь в материалах колонки. Также «метаморфозы» означают многообразие мира и многомерность человеческого восприятия. Мнение читателей может не совпадать с мнением критика.
2640
Сафронова Елена
Как субъекту достичь объективности? («Метаморфозы критики» Елены Сафроновой)
Литературная колонка критика Елены Сафроновой «Метаморфозы критики». Это гибкое, текучее и всеобъемлющее название означает мобильное состояние современной литературной критики, ее новые виды, формы, которые принимает жанр сегодня. Обо всем этом пойдет речь в материалах колонки. Также «метаморфозы» означают многообразие мира и многомерность человеческого восприятия. Мнение читателей может не совпадать с мнением критика.
2322
Сафронова Елена
Литературный харрасмент («Метаморфозы критики» Елены Сафроновой)
Литературная колонка критика Елены Сафроновой «Метаморфозы критики». Это гибкое, текучее и всеобъемлющее название означает мобильное состояние современной литературной критики, ее новые виды, формы, которые принимает жанр сегодня. Обо всем этом пойдет речь в материалах колонки. Также «метаморфозы» означают многообразие мира и многомерность человеческого восприятия. Мнение читателей может не совпадать с мнением критика.
2158
Сафронова Елена
«Это деталь» или «Её Величество деталь»? («Метаморфозы критики» Елены Сафроновой)
Литературная колонка критика Елены Сафроновой «Метаморфозы критики». Это гибкое, текучее и всеобъемлющее название означает мобильное состояние современной литературной критики, ее новые виды, формы, которые принимает жанр сегодня. Обо всем этом пойдет речь в материалах колонки. Также «метаморфозы» означают многообразие мира и многомерность человеческого восприятия. Мнение читателей может не совпадать с мнением критика.
2097

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала