Размышления об одном стихотворении

24.11.2022 7 мин. чтения
Крюкова Елена
Рецензия Елены Крюковой - поэта, прозаика и искусствоведа, лауреата международных и российских литературных конкурсов и премий - на стихотворение Ивана Ефимова.

Удивительна жизнь.

Вещи и положения, очевидные для одного человека, непонятны другому.

То, что мы говорим из лучших чувств, далеко не всегда бывает услышано.

Но удивительная жизнь потому и прекрасна, что мы все-таки можем высказать другому, ближнему или дальнему, свои наблюдения.

Искусством хотят заниматься многие, и несть им числа. Люди берут в руки кисть и краски, учатся играть на музыкальных инструментах, поют песни и арии; пусть они не достигают при этом высот мастерства, они довольны своим искусством – ну ведь раньше существовала художественная самодеятельность.

Свобода высказаться в искусстве, и это тоже должно быть понятно, не всегда приносит достойные плоды.

Как объяснить стихотворцу, что это плохая рифма, вернее, ее вообще нет? Как указать на невнятицу и неуклюжие, корявые обороты речи? Как открыть тайны работы над русским словом – совершенно иной работы, нежели та, что вызывает к жизни не произведение, а его подобие, не художество, а его тень, или, что уж совсем печально, пародию?

В далеком царстве за углом,
Лет сто назад, а может дня четыре,
Удельный князь жил как и все,

А все, как он, не жили.

«Четыре – не жили» – это не рифма. Надо или: «четыре – о мире» (о пире, топыря, жире и т.д.), или: «пыли – жили» (в силе, мыле, выли, Чили и т.д.).

Рифма – это созвучие, консонанс. Консонанс может быть не только прозрачно-простым, но и сложным, как у Пастернака:

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана...

Или как у Евтушенко:

Ты спрашивала шёпотом:

- А что потом?.. А что потом?..

(Транскрипция здесь очень гармонична, консонансна, хотя графика слов это не предъявляет нам сразу: [шёпотом - штопотом] – и это одна из лучших рифм в русской поэзии).

Движемся по стихотворению дальше.

Хотя его назначил царь
Избранником народа,
Любили князя вроде все,

Но каждый - не особо.

Тут полное отсутствие рифмы во всех четырех строчках катрена (четверостишия). Но, может быть, стихотворение, начатое как мало-мальски рифмованное, потом внезапно перейдет в верлибр или в белый стих?

Но нет. Видим, что попытка срифмовать строки все же остается на повестке дня.

Вассал Вассалович Вассалов
Жил на его наделе,
Любивший часто говорить

О власти беспределе.

Однокоренные слова лучше не рифмовать. Иначе мы можем дойти до абсурда, и люди будут рифмовать: «заход – восход», «гнуться – пригнуться» etc.

И вдруг – о чудо! – строфа, похожая на настоящую поэзию!

К нему тянулась молодежь,
Ведь дотянуться было просто,
Вассал на князя был похож,

И был похож он на прохвоста.

Здесь все отлично: и рифмы, и смысл, и острый юмор!

Вот тоже хорошая строфа, хотя в ней есть один недочет: вольное удлинение стихотворного размера (четырехстопного ямба) в первой и третьей строках:

Боялись они правды больше князя,
Чуть речью ложь разнообразя,
Один лишь, по привычке,
Сделал нестандартный ход,

Заставив отвечать за все народ (...)

Зато, и это замечательно, в этой строфе все срифмовано просто классически.

Читаем стихотворение дальше, оно большое, по сути, это маленькая поэма, и понимаем, что нечто хорошее (и даже много чего хорошего!) в нем есть: искрометный юмор, ассоциации, несмотря на то что речь в нем идет вроде бы про стародавних князей, с современностью, с нашим днем; и все же, увы, в стихе не без греха:

Пора подняться и перестать ползти,
Надеясь, что нам может повезти! –
И в это время в избу входит князь –

Аудитория тотчас удвоилась. –

Ну, во-первых, не в и́збу, а в избу́ (другое русское ударение); две последние строки должны, если следовать за метроритмом автора, читаться со смещением ударения: «князь – удвоила́сь». Кроме улыбки, это ничего не вызовет у читателя.

Но, может, на улыбку, на усмешку, на добрый, веселый и теплый юмор это все и рассчитано? И неграмотность эта нарочитая, и несуразица эта специальная? Чтобы похохотать, в том числе, и над тем, КАК это сделано? Ведь многие подумают: для смеху...

А в этой небольшой поэме на самом деле сокрыт большой нравственный посыл. Смех смехом, а ведь тут действительно есть над чем серьезно задуматься.

Он вор и лжец, бессовестный подлец,
От безнаказанности обнаглел вконец.
Гуляет он и пьет, жирует и поет,

Пока народ беднеет каждый год (...)

Сколько таких персонажей мы наблюдали в истории нашей страны, видим сейчас и увидим еще! Со времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина и до сакраментальных времен перестройки именно ими наводнена наша повседневность, наше социальное бытие.

Но, когда мы, то смеясь, то задумываясь, добираемся до конца поэмы, становится понятно: автор хотел сказать много важного, но у него не нашлось мастерских средств для воплощения блестящей идеи, что балансирует между сказкой, притчей, сатирой и сюжетом (сценарием) мультфильма. Мультфильма скорее политического, нежели художественного. А почему бы не быть и таким?

Какие пожелания можно высказать автору?

1. Больше читать классиков русской поэзии. Внимательно вчитываться. Смотреть, изучать, как стихи сделаны, как работают мастера.

2. Запомнить несколько основных положений, начинающихся со слова НЕЛЬЗЯ:

НЕЛЬЗЯ рифмовать однокоренные глаголы и однокоренные существительные;

НЕЛЬЗЯ произвольно менять выбранный стихотворный размер;

НЕЛЬЗЯ смещать ударения;

НЕЛЬЗЯ писать с грамматическими, орфографическими, синтаксическими и стилистическими ошибками;

НЕЛЬЗЯ бесконечно пользоваться глагольной рифмой.

Эти пять НЕЛЬЗЯ – пять заповедей первоначальной работы над поэтическим текстом.

3. Продолжать работать с сюжетными стихотворениями (поэмами). Возможно, в недалеком будущем автор станет прекрасным сочинителем остросоциальных юмористических поэм и сможет предлагать их в журнальные разделы «Сатира и юмор» (вроде 16-й страницы «Литературной газеты»).

4. Пробовать себя в лирике.

5. Не терять присутствия духа. Жизнь поэта сложна и непредсказуема. «Наша служба и опасна, и трудна».

И, конечно, желаем удачи и здоровья! Это всегда актуально!


Крюкова Елена: личная страница.

Иван Ефимов. Родился в Куйбышеве, вырос в Самаре, живет на Кипре. С детства пишет стихи, но также увлекается физикой и математикой, поэтому в итоге основная профессия ИТ. Как все молодые поэты, вначале писал в основном лирику, потом был большой перерыв в творчестве. Когда вновь потянуло к поэзии, стал в основном писать сатирические и «околонаучные» стихотворения. От строгих рифм ушел к ритму, а от ритма — к экспериментам с размерами. Награжден РСП медалями Бунина и Ахматовой, выпустил четыре небольших сборника стихотворений через самиздат. Ведет каналы на youtube и telegram, на которых анимирует собственные стихотворения, а также размещает обучающие материалы по своей профессиональной сфере (автоматизация тестирования).


Стихотворение Ивана Ефимова можно прочитать здесь.

Каналы Ивана Ефимова на Youtube, Telegram.

852
Автор статьи: Крюкова Елена.
Русский поэт, прозаик, искусствовед, член Союза писателей России, член Творческого Союза художников России, профессиональный музыкант (фортепиано, орган, Московская консерватория), литературный критик «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9779
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8910
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7384
Крюкова Елена
Путеводная звезда
Рецензия Елены Крюковой - поэта, прозаика и искусствоведа, лауреата международных и российских литературных конкурсов и премий, литературного критика «Печорин.нет» - на книгу Юниора Мирного «Город для тебя».
6536

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала