«Посмотрите на своих детей!». О романе Евгении Некрасовой «Калечина-малечина»

18.04.2022 5 мин. чтения
Черных Наталья
О романе Е. Некрасовой «Калечина-Малечина», финалисте премий «НОС», «Национальный бестселлер» и «Большая книга», написано немало. Н. Черных напоминает нам о том, как важно в рутинах не забывать, что забота, любовь и внимание к нашим детям должны исходить от нас, родителей. Иначе может случиться всякое...
«Посмотрите на своих детей!». О романе Евгении Некрасовой «Калечина-малечина»

(М., АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018)

О романе Е. Некрасовой «Калечина-Малечина», финалисте премий «НОС», «Национальный бестселлер» и «Большая книга», написано немало, в том числе и на нашем портале. Н. Черных напоминает нам о том, как важно в рутинах не забывать, что забота, любовь и внимание к нашим детям должны исходить от нас, родителей. Иначе может случиться всякое...

В центре романа Евгении Некрасовой «Калечина-малечина» семья – Катя, мама и папа, но лиц в этой семье нет, есть только выросшие и невыросшие.

Обезличенные мужчины, женщины и дети небольшого Катиного мирка четко делят друг друга по гендерным ролям – девочка должна быть с косой, мужчина – с ремнём или с бутылкой. Мужчина в этом мире – олицетворение силы, в одной из глав Катя даже начинает копить на операцию по смене пола, чтобы стать сильнее и улаживать все проблемы, обладая мужской решительностью. Но досадный инцидент в классе напрочь отбивает у нее охоту стать выросшим мужского пола.

Здесь каждый сам за себя, но иногда, когда нужно наказать кого-то, кто не вписывается в систему, выросшие и невыросшие объединяются в группу. Учительница начальных классов, например, с удовольствием смеется вместе со всеми учениками, когда Катя делает ошибки у доски. Начальная школа вместила в себя для героини не только плохое – есть мама Катиной подруги Лары, с виду она умна, чутка и интеллигентна, но и она воспитала свою дочь так, что после небольшого Катиного проступка та предает ее не глядя и смеется вместе со всеми.

Главная героиня только начинает жить и ее мир – это борьба. Молчаливая борьба. Катю никогда никто не слушал, поэтому она не привыкла говорить о своих желаниях: ««Не придумывай!», так мама всегда отвечала, когда Катя ей на что-то жаловалась. Мама молчалива и погружена в свои заботы, но дочь она любит, проявляя свою любовь в горячих ужинах, плетении ненавистной, но такой необходимой косы и многим из нас известной тактике «мы не скажем папе».

Мама Кати тоже борется – с мужем, работой, с чужим городом. Она бежит по кругу, не замечая, что дочь настолько устала пытаться стать «хорошей», что готова даже умереть – так страшно быть наказанной за неудачу.

В доведённую до пика ситуацию вмешивается дух. Непонятного вида существо, выбравшееся из-за плиты, местами злое, местами доброе, но определено умеющее постоять за себя. И все бы ничего, но у Кикиморы свои взгляды на хорошее и плохое, и проблемы она решает в своем стиле. Жестокость Кикиморы удивляет читателя – казалось бы, в произведении о детях не должно быть крови и когтей. Но эти картинки меркнут в сравнении с другими – например, мужчина лезет под юбку к школьнице, когда та, сидя у него на коленях, млеет и тает от заботы и любви от взрослого, впервые получив ее – хотя бы в таком виде.

«Посмотрите на своих детей!», кажется, кричит эта книга. Посмотрите и поговорите с ними, спросите, что у них не так, и спрашивайте регулярно. Ведь иначе заботу, любовь и понимание ваши дети будут искать (и найдут) в других местах. И если вы не объясните и не покажете на примере, что такое любовь, то за любовь они примут нечто совсем иное – то, что предложит им мир, в который они шагнут без вас.

Катина мама снова почувствует свою дочь только тогда, когда ноги дочери свесятся с подоконника, по другую сторону окна. В романе все заканчивается стремительно, сюжет достигает развязки за несколько страниц. В эпилоге Евгения Некрасова все ставит по своим местам, возвращая Катю и маму друг другу, а остальных героев романа – к их собственным мечтам и идеям о счастье.

Книга вышла в 2018 году в импринте издательства АСТ «Редакция Елены Шубиной», специализирующемся на выпуске современной художественной литературы. Евгении Некрасовой было 33 года, когда она написала этот роман, он вошёл в финал нескольких литературных премий. Текст романа полон метафор. Иногда даже кажется, что их слишком много и как читателю, мне порой хотелось дать передышку воображению и прочитать хотя бы один абзац, не украшенный двойными смыслами и переносными значениями. Но в этом метафорическом, немного сказочном языке есть свое очарование, свой стиль и особенный, погружающий в описанную реальность, слог автора.

Книга подобной тематики будет актуальна еще долго. В нашем мире нет школ для людей, решившихся растить других людей, а ведь это – одна из самых сложных задач, решая которую, нельзя просто стереть неправильный ответ с доски пыльной тряпкой.

1380
Автор статьи: Черных Наталья.
40 лет, Санкт-Петербург. Окончила Иркутский лингвистический университет, переводчик. Работает в сфере энергетики. Пропагандирует осознанное развивающее чтение, пишет роман.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41344
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17037
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9484
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8770

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала