«Для пирога, кроме трёх яиц, стакана сахара и муки, нужна ещё и мама»

11.07.2020 8 мин. чтения
Небыков Алексей
Роман «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой – книга, вышедшая в издательстве АСТ («Редакция Елены Шубиной») и вошедшая в 2019 году в шорт-листы главных в стране литературных премий: «Большая книга», «Национальный бестселлер», «НОС» и др. Здесь - и перекличка с мистической прозой Алексея Ремизова, и отсылки к актуальным во все времена темам повести «Чучело» Владимира Железникова, и популярный сегодня неприветливый взгляд на мужчин, и много других увлекательных контекстов, доступных старательному читателю.

«Для пирога, кроме трёх яиц, стакана сахара и муки, нужна ещё и мама»
(о романе «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой, редакция Елены Шубиной, издательство АСТ, Москва, 2019 г.)

Роман «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой – книга, вышедшая в издательстве АСТ и вошедшая в 2019 году в шорт-листы главных в стране литературных премий: «Большая книга», «Национальный бестселлер», «НОС» и др.

Здесь - и перекличка с мистической прозой Алексея Ремизова, яркого стилиста, который использует в своих произведениях фольклор, часто обращается к теме сна и чья песенка «Калечина-Малечина» - дала роману название и стала «своеобразным саундтреком» к нему.

И отсылки к актуальным во все времена темам повести «Чучело» Владимира Железникова - через имена героев (Дима Сомов) и, конечно, через школьную травлю и издевательства детей над Катей, героиней романа «Калечина-Малечина».

Присутствует в нарративе и популярный сегодня неприветливый взгляд на мужчин, на их «неправильное» поведение, когда ждать от них ничего хорошего не стоит, а порой лучше совсем без них, тогда «дома тихо, чисто, не страшно и компьютер без пароля».

Издатель в аннотации представляет книгу, как историю «о том, что монстром стать легко — если тебя никто не любит», намекая на непростую развязку.

Много увлекательных контекстов найдет в книге старательный читатель. Главные же, по моему мнению, достоинства романа заключаются в следующем.

Прежде всего, это - проникновенный язык и невероятно поэтический строй прозы. Читаешь с опаской, беспокоишься о том, чтобы не пропустить ни строчки. Ничего лишнего, всё точно и всё, при этом, ново.

«Вход» в историю начинается с отсылки к творчеству Тори Амос, её удивительной музыке-настроению, в которой сокрыт целый мир, сложный и неоднозначный. А дальше начинается увлекательное путешествие вместе с Катей, которая «катится-колошматится», «вывязывает и довязывает» и твердит про себя считалку, чтобы переждать что-то плохое в своем уязвимом детском мире. 

Удивительные смысловые метафоры, ясные, захватывающие образы. На наших глазах родители Кати «даладничают», а в шкафу у них лежат «мамины молодые купальники и папины быстрые кеды». Собираясь в школу, Катя «кормит рюкзак учебниками, тетрадями, ручками, стукачом-дневником», а на уроке учительница «собирает контрольную дань», «спина послушно выпрямляет Катю», а «ноги неумело доставляют к доске». Дома из холодильника «веет холодом и умершим овощем», из душа бегут «горячие водяные лучи», а кровать покрывает «невод одеяла». Прямая речь у Евгении очень интересно представлена – кроме знаков препинания, она и эмоционально, в действии, окрашена («... это Катя принялась кричать», «... это потребовала соседка» и т. д.).

Немного о сюжете. Перед нами - ученица 3 класса, которая живет в лилипутском городе и все реже ждет хорошего от «невыросших» и «выросших»: мамы, которая всегда «послерабочая - уставшая, бледная, помятая в электричке телами других выросших»; папы, который с ней груб и жесток, часто кричит или не замечает, а по выходным находится там - за стеной, где звук храпа и «стреляют в телевизоре»; классной руководительницы, которая недолюбливает Катю из-за того, что она не особенная и не способная и что родители ее не так хорошо «трудятся», как родители других детей. А ещё нам показывают непереносимую летнюю «лагерную» жизнь, где дети осваивают первые уроки полового воспитания, устраивая «показы» по ночам за чипсы с газировкой.

У Кати, конечно, есть мечта. Она желает проснуться однажды утром в теле своей лучшей подруги Лары. Ведь у неё есть «ласковый» дом, где можно смотреть «кино и мультики, есть шоколадки и печенья, прыгать под музыку». А еще Лара печет со своей мамой пироги, а у Кати такого хобби нет, потому что для пирога, «кроме трёх яиц, стакана сахара, муки, соды и корицы, нужна ещё и мама». А Катина мама приезжает из гулливерского города поздно и «слишком усталой, чтобы печь», а на выходных «она убирает квартиру, гладит постиранную одежду, спит, потом смотрит вместе с папой телевизор, потому что ничего другого не хочет уже делать».

Вот такой непростой и очень знакомый многим рассказ предстает перед читателем. Рассказ о детской боли, непонимании, незначительных, как кажется взрослым, детских желаниях, которые на самом деле составляют целый мир маленького человека, - короткая стрижка, объятие, разговор на равных, ощущение значимости.

Все это «катится-колошматится» перед читателем через детские страхи, обиды и слезы от несправедливости. И, в конце концов, такой ребенок перестает уживаться в «многочеловеческих пространствах», считает уединение своей «пока единственной победой». Катя начинает думать, «что ее никто не любит и не хочет слушать, и понимать, и помогать. Что мама любит ее не так, как нужно, что Катя чуточку любит папу, а он, кажется, ее и вовсе ненавидит». И слёзы «стоят в болотце глаз, а потом льются на подушку, а небо затягивается серой волчьей шкурой».

Затем автор показывает возможные последствия такого уединения. Ребенка ждет в лучшем случае учёба в школе для отсталых и несчастья во взрослой жизни, а если меньше повезет, то - утешение в объятиях пьяного, измазанного жирной курицей педофила дяди Юры. А ещё - мысли о том, что «будущее можно отменить, сделать так, чтобы оно не наступало вовсе», и для этого есть пиликающий смычок-нож, залежи лекарств «от-чего-не-ясно», газовая плита и крыша. Неприглядные, ужасные картины. Но есть и другой выход.

В фантастическом мире, когда в глазах копятся слёзы от обиды, «стены шатаются, а обойные цветы падают на пол», появляется кикимора. Это она смешивает по ночам крупы в маминых банках, делает колтуны в волосах Кати и «посудного снеговика» на кухне. Согласно фольклору, кикиморы – это умершие дети, пережившие несправедливость, «бывшие не пригодившиеся никому в мире живых невыросшие», а потому это существо приходит Кате на помощь беззаветно, ценою собственной жизни. Спасает её от собак, одноклассников - Сомова и «подсомовцев», насильника дяди Юры и даже от папы, когда мама с Катей, в конце концов, уходят от него. Сносный выход из «недовнимания» к собственным детям в фантастическом мире возможен, правда, после него никто и никогда уже не будет прежним.

А что касается реальной жизни, тут автор заставляет обернуться каждого из нас, посмотреть на себя, свое детство, зрелость, на собственных детей рядом, которым нужно вовремя подставить плечо, дать совет, уделить внимание, подойти и обнять. И да, возможно, многого уже не исправить и не изменить, но сделать что-то отличное можно уже сегодня, нужно уже сейчас. В этом пробуждающемся в нас импульсе и заключается главное достоинство книги. Дети нуждаются в нашем времени. Каждый из нас в силах разрушить пропасть между миром детей и миром взрослых, чтобы кикиморам не приходилось делать это за нас.

1393
Автор статьи: Небыков Алексей.
Русский писатель, просветитель, юрист и предприниматель. Основатель и главный редактор порталов «Pechorin.net» и «Моё Отечество». Создатель проектов «Русский академический журнал» и «Высочайшие вершины русской литературы».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41298
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17016
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9475
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8764

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала