.png)
13 августа в Библиотеке поэзии (Библиотеке им. Лермонтова в Сокольниках) состоялся вечер памяти поэта и литературного критика Людмилы Вязмитиновой и презентация новой книги стихотворений «Но живу я». С порталом «Pechorin.net» Людмила Геннадьевна сотрудничала с момента его основания, помогала открывать новые имена в качестве литературного критика и была одним из первых специалистов проекта.
Составитель книги – поэт Андрей Цуканов, издатель – Владимир Пряхин.
В аннотации говорится, что файл со стихами для новой книги, которую Людмила собиралась издать, был найден в её планшете. Было решено дать стихи точно как в этом файле. Название «Но живу я» создатели книги выбрали сами, это – строка из стихотворения «Небо синее-синее выжжет тебе глаза…».
Поскольку Людмила, занимаясь издательской деятельностью, всегда большое внимание уделяла оформлению обложки, а в данном случае никто не знал, каким она видела дизайн этой книги, было решено оформить обложку минимальными средствами – название на белом фоне.
В зале собрались поэты, критики, культуртрегеры, – все те, кто накануне очередного дня рождения Людмилы Геннадьевны (25 августа ей бы исполнилось 72 года) захотели ещё раз вспомнить дорогого человека, учителя, друга. Вел вечер поэт и издатель Владимир Пряхин.
Поэт и издатель Мария Попова посетовала, что, будучи чудовищно трудолюбива, помогая многим и во многом, Людмила мало занималась своим развитием и своим продвижением как поэт. Мария сама и объяснила, почему так. Дело в том, что Людмила долгие годы испытывала неподдельный восторг перед океаном поэзии. Ей нужно было в него серьёзно погружаться, чтобы выносить свои суждения.
Говоря о новой книге (каждому пришедшему на вечер был подарен экземпляр), Мария отметила как удачу, что в неё вошли и незавершённые стихи, оформленные как отдельные строки. Как будто бы автор думал о чем-то и не додумал. Это интересно.
Поэт Ингрид Кирштайн немного рассказала о том, как проходили занятия в Литературном клубе Л. Вязмитиновой «Личный взгляд». Подход был свой: уроки шли от биографии изучаемого автора. Говорили о классиках, а также разбирали стихи любого желающего. Специалист такого уровня, как Людмила, с интересом занимался текстами, которые ещё не очень-то доработаны.
Поэт Ростислав Русаков отметил в Людмиле как её особое свойство деловитость медленного шага черепахи, но такой черепахи, которая перегоняет Ахиллеса.
Шаги очень медленные, но точные, эффективные за счет твердой поступи – в глубину, а не вширь.
«Так действуют батюшки. Людмила была таким батюшкой/матушкой».
Человек с рыцарским духом, редким сегодня, уходящим.
Возле нее оказывалось много молодых людей. Они были ей искренне интересны. Их поэзия.
Подхватил тему молодых поэт и культуртрегер, куратор Библиотеки поэзии Кирилл Марков.
Рассказал, как они познакомились с Людмилой. На семинаре Даны Курской MyTalk обсуждались стихи К. Маркова. На нём присутствовала Л. Вязмитинова. Узнав, что Кирилл выступает как барный поэт, спросила о количестве народа в зале. Выяснилось, что на такой формат поэтических вечеров гораздо больший зрительский спрос, чем на чтения в профессиональной литературной среде.
Помогла улучшить качество стихов, кропотливо и вдумчиво обсуждала их с автором на личных консультациях.
Обсуждения в Литмастерской «Личный взгляд» – уникальное явление. Глобальная стратегия Людмилы Геннадьевны заключалась в том, что самые разные по уровню стихи приглашались обсуждать серьёзные критики. Средний начинающий автор мог получить отзыв от толстожурнальных критиков.
Никому пока не известные поэты были интересны Людмиле Геннадьевне, она умела и любила доставать из них лучшее. «По реперным точкам шли и приходили к более глубокому пониманию, что они есть...».
Ещё одной её уникальной чертой было то, что она не стеснялась приглашать людей совершенно разных литературных слоев и групп. «Возможно, в силу своего статуса, а может быть, по своей безбашенности (в хорошем смысле)… она будто бы брала линованную бумагу и писала поперёк…».
«В сегодняшнем мире, где связи между людьми всё больше рушатся, Людмила научила меня самому создавать литературные «точки», чтобы связи налаживались…».
Поэт и теоретик литературы Александр Бубнов отметил, что Людмила с готовностью впитывала в себя новое в литературе, откликалась на перемены, на новые идеи и концепции, пусть даже только постепенно разбираясь, о чём идёт речь. Так было с теорией интегрального стиха, предложенной им и поддержанной Людмилой, – фестиваль интегрального стиха они успели учредить вместе. Недавно вышел сборник Антология интегрального стиха – памяти Людмилы Вязмитиновой.
Дань времени – многое мы сообщаем и узнаём в Фейсбуке и других соцсетях. Сразу после ухода Людмилы Геннадьевны из жизни свой очень искренний и любящий пост о своей заклятой подруге разместила поэт и культуртрегер Дана Курская. На вечере памяти она прочла его собравшимся.
Прозвучал и ещё один пост из Фейсбука 2021 года – поэт и критик Ася Аксёнова прочла свой рассказ о похоронах Л. Вязмитиновой.
Также собравшиеся говорили о ее глубоком понимании и приверженности религиозной традиции в поэзии; о преданности литературной семье; о хорошем чувстве юмора. А ещё – о любви к крепкому словцу, к вкусной еде и напиткам, – любила неформальное общение с поэтами.
О живом интересе к личным делам своих литературных друзей и подопечных поэтов. О просветительской роли и роли воспитателя для молодых и не очень.
О том, что нам всем, бесконечно сомневающимся, она придавала решимости: «Я знаю, как надо. Всё, пошли!».
А стихотворение Людмилы Вязмитиновой «Памяти поэта и литературного критика Владимира Герцика» после ее ухода из жизни во многом стало стихотворением и ее памяти. Так оно теперь читается…
* Фото Людмилы Кубаловой

