В литературном наследии Агаты Кристи - 68 романов, более ста рассказов и 17 пьес. Ежегодно по всему миру продаются сотни миллионов экземпляров книг А. Кристи в переводе более чем на 100 языков. Многие произведения инсценированы и экранизированы. «Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве», - написала А. Кристи в автобиографии.
Агата Мэри Кларисса Миллер родилась 15 сентября 1890 года в небольшом английском курортном городке Торки, графство Девон.
Систематического образования не получила. Увлеченно читала Вальтера Скотта и Чарльза Диккенса, училась музыке и пению, мечтала выступать на сцене. Но этому помешала сильная природная застенчивость – черта, которая сохранилась у неё на всю жизнь. Возглавляя с 1958 по 1976 года Клуб детектива, Кристи никогда не произносила речей.
В 1914 году Агата вышла замуж за Арчибальда Кристи, военного лётчика.
Писать начала, приняв вызов старшей сестры Мардж. Мардж уже издала несколько своих рассказов и поспорила с Агатой, что та не сможет написать детективную историю.
Спор сестёр пришёлся на годы Первой мировой войны. Дебютный детективный роман «Таинственное происшествие в Стайлсе» был написан без особого труда, во время работы в военном госпитале сиделкой.
Роман был издан в 1920 году, до этого рукопись шесть раз возвращали автору. Было продано около 2 тысяч экземпляров книги, Агата получила гонорар в 25 фунтов.
В начале карьеры гонорары были маленькими, и Кристи писала больше, чтобы заработать. Когда пришли слава и достаток, - стала сочинять меньше, чтобы избегать больших налогов.
Вскоре писательница приобрела известность, но настоящую славу – скандальную – ей принёс роман «Убийство Роджера Экройда» (1926). Роман нарушал детективный канон. И критика, и читатели приняли роман остро и неоднозначно.
Один из трёх самых популярных сыщиков XX века Эркюль Пуаро – детектив с поразительной интуицией и феноменальной наблюдательностью – появляется уже в ранних произведениях Кристи «Пуаро расследует» (1924), «Тайна каминов» (1925) и многих других.
Автор относится к своему герою с доброй иронией. Его имя Эркюль – французский вариант имени Геркулес – мало ассоциируется с низкорослым плотным человеком с огромными усами - Пуаро. Эркюль Пуаро – беженец-бельгиец, каких А. Кристи видела множество в годы войны.
Отставной полицейский инспектор Пуаро – «Геркулес интеллекта», он распутывает преступления с помощью своего незаурядного ума и своего метода. Метод Пуаро – психологический. Он должен определить характер преступника, чтобы раскрыть преступление.
«Убийство в доме викария» (1930), «Тело в библиотеке» (1942), «Зеркало треснуло» (1962), «Карибская тайна» (1964) – названия некоторых историй расследований второй героини Кристи - мисс Марпл.
Прототипом мисс Марпл стала её бабушка миссис Миллер, которую писательница очень любила. Бабушка не была старой девой, но олицетворяла собой жизненный уклад, который делает истории с участием мисс Марпл размеренными, спокойными и уютными, - несмотря на то, что в каждой истории совершается преступление.
Агата Кристи всю жизнь очень высоко ценила понятие «дома» - как надёжной защиты от любых вмешательств внешнего мира.
Дома были её страстью. В юности ей удалось сохранить дом, который чуть не продали после ухода отца из жизни.
Позже все гонорары знаменитой писательницы уходили на покупку недвижимости. Некоторое время она была владелицей сразу семи домов. Она жила то в одном из них, то в другом, – чтобы почувствовать, какой из них ей больше подходит.
С домами связан не только успех писательницы Кристи, но и её личная жизнь. В 1926 году, во время пребывания в одном из домов, очевидно обладавшем плохой историей (прежние хозяева не раз разрушали свои семьи), муж писательницы увлёкся другой женщиной и ушёл от Агаты.
Вскоре писательница вышла замуж во второй раз, удачно. Все остальные её дома были «счастливыми».
В одном из домов Агата Кристи, наконец, оборудовала себе кабинет. До этого она работала, где придётся, не имея даже собственного письменного стола, чем очень удивляла фотокорреспондентов, желавших запечатлеть знаменитость за работой.
Кроме детективов, Агата Кристи под псевдонимом Мэри Уэстмаккот написала восемь психологических романов, в которых попробовала писать иначе, поделилась воспоминаниями из своего детства и юности. В 1930 году вышел первый из них – «Хлеб великанов», в 1956 – последний, «Ноша». Большого признания эти произведения не получили.
Кристи - автор шпионских романов, а также – пьес «Свидетель обвинения», «Мышеловка» и других.
Удивительный факт: в лондонском Уэст-Энде существует театр, где играется единственная пьеса - «Мышеловка» А. Кристи. Играется с 1952 года.
В ноябре 2012 года пьеса была сыграна в 25-тысячный раз! Это непревзойдённый рекорд непрерывного показа спектакля при полном зале.
Пьеса знаменита своей непредсказуемой развязкой. В конце спектакля зрителей просят не рассказывать друзьям и знакомым, чем всё заканчивается.
Книги Агаты Кристи награждены многочисленными премиями, ей была присвоена степень доктора литературы, королева Елизавета в 1971 году пожаловала писательнице дворянский титул.
Однако при всех многочисленных успехах и признании сама А. Кристи стеснялась называть себя «писателем».
А между прочим именно Агата Кристи создала жанр детектива - такой, каким мы его теперь знаем.
Да, читатели, включая самых преданных поклонников, вынуждены признать, что многие сюжетные схемы Кристи несколько надуманны и однообразны, разгадки не всегда правдоподобны. Язык произведений довольно прост, - при этом нельзя отрицать, что словом она владеет мастерски.
Возникает вопрос – чем же объясняется столь значительный успех писательницы? Её читают во всём мире. Почему?
Агата Кристи писала о том, что знала. Например, поучившись фармакологии в аптеке при военном госпитале, она познакомилась с ядами, и эти знания потом пригодились ей в детективах.
Из жизни взяты многие её персонажи, она меняла только имена и некоторые черты характера. В её книгах нет ни идеальных героев, ни безнадёжных злодеев. Возможно, они прописаны не очень глубоко, но это в том числе продиктовано и законами жанра.
Писательница много путешествовала и очень точно описывала в книгах те места, в которых побывала.
У Кристи-автора детективов есть свой приём - «убийство в закрытой комнате». Преступление совершено в определённом месте – в доме, на острове, в поезде, преступник – точно один из находящихся на месте преступления. Детективные ловушки строятся на том, что автор заставляет читателя подозревать каждого участника событий по очереди, а виновным оказывается тот, на кого подозрение падает меньше всего.
Агата Кристи – это ещё и ироничный тон рассказа, который помогает автору отстраниться от происходящего, но не мешает ей выражать искреннюю симпатию – и к Пуаро, и к его помощнику капитану Гастингсу, и к мисс Марпл.
Главное для автора в её книгах – это «изящество мысли», ход расследования. Интересны мысли как преступника, так и того, кто намерен его разоблачить.
Нет однозначного отношения к её творчеству среди читателей и критики – одни утверждают, что, прочтя два романа, третий читать не станешь, поскольку наскучит примитивная авторская схема. А другие предупреждают: если начнёте читать книгу А. Кристи из серии о Пуаро или мисс Марпл, будьте готовы к тому, что не остановитесь, пока не прочтёте всю серию.
Книги Агаты Кристи обладают огромным психотерапевтическим зарядом. Известно, что англичане читали её простые и очень добрые романы в годы Второй мировой войны, потому что они укрепляли в них уверенность в том, что справедливость и добро в конце концов одержат верх, и всё будет хорошо.
А ещё в автобиографических записках Агата Кристи написала: «Один из величайших секретов существования — уметь наслаждаться даром жизни, который тебе дан». Она очень любила жизнь и умело наслаждалась ею. Возможно, именно это придаёт её книгам непередаваемое очарование и притягательность.