«Короткая, романтическая, бесшабашная жизнь...». 125 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина
«Всю свою короткую, романтическую, бесшабашную жизнь Есенин возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречивыми. Ими жил и от них погиб. – Писал в середине XX века поэт Георгий Иванов. – С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность. Он мертв уже четверть века, но все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. (...) Все, что его волновало, мучило, радовало, все, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня».
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.
Воспитывался в доме деда и бабушки по материнской линии. Дед, зажиточный и предприимчивый крестьянин, хорошо знал церковные книги.
«Стихи начал слагать рано, - написано в автобиографии поэта. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».
Сергей окончил Константиновское земское четырёхгодичное училище, после этого – церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики.
В 1912 году Есенин перебрался в Москву, где его отец работал у купца в мясной лавке. Сначала С. Есенин работал в лавке с отцом, потом - в типографии.
Стал участником литературно-музыкального кружка имени Сурикова, в который входили начинающие литераторы из рабочих и крестьян.
В течение двух лет слушал лекции о русских писателях и западноевропейской литературе в Московском городском народном университете А. Л. Шанявского. Из-за нехватки средств, не имея своего жилья в Москве, высшего образования не получил.
В университете на поэтических вечерах Есенин читал свои стихи.
Первые публикации Есенина в московских журналах датированы 1914 годом. В Москве Есенину не нравится. Его почти не печатают, не признают поэтом. Он уверен, что «литературное развитие» происходит в северной столице. В 1915 году он переезжает в Петроград, где знакомится с Блоком, Городецким, Клюевым.
Александр Блок записал, впервые услышав стихи Есенина: «Стихи свежие, чистые, голосистые...»
Очень быстро Есенин приобрёл в литературных кругах города шумную известность. Его печатали, приглашали в салоны. Отзывались о нём, как о чуде.
Николай Клюев, чьи стихи были во многом близки есенинским, становится близким другом поэта, они вместе выступают в салонах и литературных собраниях, печатаются в одних журналах. Со временем пути поэтов разошлись.
В 1916 году в Петрограде выходит первый сборник стихотворений Сергея Есенина – «Радуница».
В годы Первой мировой войны Есенин служит санитаром в Царскосельском военном госпитале. В Царском селе Есенин читал стихи и Гумилёву с Ахматовой, а также выступал в присутствии императрицы и других высочайших особ.
Революцию 1917 года Есенин встретил с восторгом: «О Русь, взмахни крылами,/ Поставь иную крепь!..» Ощущал себя пророком, предрекавшим «крестьянский рай» на Земле.
Поэт печатал поэмы в эсеровских журналах. «Очтарь», «Октоих» (обе - 1917), «Иорданская голубица» и скандально известная «Инония» (обе - 1918). «Инония» - название «иной страны» в представлении поэта. Только в этой стране можно восстановить порушенную справедливость и обрести мировую гармонию.
Многие строки Есенина звучат вызывающе смело, но он продолжает следовать своим убеждениям: он верит в возможность построения «нового мира», если опираться на народное творчество, на русскую старину, на легенды и мифы. Он мечтает жить в согласии с миром.
Возвращается в Москву в 1918 году, становится основателем группы поэтов-имажинистов. В неё входили А. Мариенгоф и В. Шершеневич.
Имажинизм интересовал Есенина, поскольку большое внимание уделялось образности поэзии. Но многие пункты декларации имажинистов были ему не близки.
Уже в 1918 году, в войне и разрухе Есенин понимает, что ошибся, когда поверил в большевиков.
В 1920 году Есенин напишет в письме: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нём живому...»
Выходец из деревни, новокрестьянский поэт, в городе он столкнулся с совсем другой жизнью, город влиял на его душу не лучшим образом. Но и от деревни отошёл уже далеко. Не оставалось ничего другого, как стать «хулиганом», «скандалистом», эпатировать.
1919-1921 годы – период активных путешествий С. Есенина по стране. Он побывал на Соловках, в Мурманске, в Крыму и на Кавказе. Поездка в Оренбургские степи помогла в работе над драматической поэмой «Пугачёв». Доехал до Ташкента.
В 1922-1923 годах, женившись на Айседоре Дункан, американской танцовщице, посетил вместе с ней Германию, Францию, Италию, Бельгию, Канаду и США.
В очерке об Америке «Железный Миргород» Есенин признался, что, увидев, как живут люди в других странах, «вернулся не тем. (...) С этого момента я разлюбил нищую Россию».
Но и за рубежом всё не так безоблачно. Из Германии Есенин привёз такие впечатления: «...Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать...»
Брак с А. Дункан вскоре распался.
Он становится всё более серьёзным «хулиганом», открыто выказывает своё негативное отношение к господствующей власти, к тому, что происходит в стране. Но существует негласное распоряжение – Есенина, «известного поэта деревни», не трогать и после всех скандалов из участка отпускать и ходу делам не давать.
Его путешествия продолжились в 1924-1925 годах поездками в Грузию и Азербайджан. Там были созданы «Поэма о двадцати шести», «Анна Снегина» и «Персидские мотивы».
Пишет небольшие поэмы, исполненные пророчеств о нелёгкой судьбе России: «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная»...
Любовная лирика поэта становится ещё более пронзительной и искренней.
Всё чаще в произведениях Есенина звучит тема неминуемого скорого ухода из жизни.
Здесь особо выделяется стихотворение 1924 года «Отговорила роща золотая...»
В 1925 году была написана поэма «Чёрный человек» - трудная попытка разобраться во внутреннем мире героя – с самыми тёмными проявлениями духа, разобраться с судьбой, в самом смысле существования.
27 декабря 1925 года Есенин трагически погиб в Ленинграде, в гостинице «Англетер».
По основной версии следствия Есенин покончил жизнь самоубийством (повесился) в состоянии депрессии, вскоре после лечения в психоневрологической лечебнице. Существует и другая версия событий – произошло убийство поэта с последующей инсценировкой самоубийства.
Из Есенина всегда рвалось личное чувство, эмоциональное отношение к природе и людям, к жизни, к миру. Самое лучшее из написанного им близко к естеству человека, к мысли, что человеку нужно жить в разумном согласии с миром природы.
Есенин – тончайший лирик. Многие его стихи – о любви. Лучшие произведения поэта воспевали духовную красоту и силу русского человека.
В словаре Есенина встречаются слова из древнерусского, церковнославянского языка, а также диалектизмы и просторечные выражения. Он считал, что живой источник поэзии заключён именно в глубокой старине и в близости к народному, исконному.
Его строки рождаются словно из энергии самой земли, из духа и мироощущения русского крестьянства. В них содержится нечто глубинное, исконное и потому важное для многих людей.
Сергея Есенина много и зло ругали. За «грешную жизнь», вызывающее поведение, за несовершенство текстов, за красивости ради красивостей, за желание привлекать к себе излишнее внимание, за словесный эпатаж.
Но – откройте томик Есенина наугад, полистайте. Вы удивитесь – многие строки вам хорошо известны! И сегодня они снова вызовут у вас живой и очень искренний отклик. Лучшие его стихи были и остаются источником добра и света.
Похоже, прав был Георгий Иванов – человек, наиболее точно и ёмко написавший о поэте: «Значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания русского народа «страшных лет России», совпал с ним до конца, стал синонимом и её падения и её стремления возродиться...»
Рифмуются со сказанным Г. Ивановым сегодняшние слова Светланы Шетраковой, директора Московского государственного музея Сергея Есенина, о том, что праздничная программа к 125-летнему юбилею со дня рождения поэта «лишний раз напоминает о том, что Сергей Есенин существует вне времени и пространства. Его строчки никогда не уходят из души».
_____
С.Я. Парнок: «... без рекомендаций пришел в поэзию Сергей Есенин. И потому, что гости из народа редки, и потому, что есенинский «сухой кошель» подлинен, а не изготовлен в театральной костюмерной, и, главное, потому что новоприбывший пришел с «улыбкой радостного счастья» - и семье поэтов и критике подобает принять его бережно».
Г.Ф. Устинов: «Есенин – творец бесчисленного количества образов, и это существенно отличается от предшественников, в частности, от символистов. Они – поэты звука, в то время как Есенин – поэт образа», «У Есенина была исключительная память. Он помнил почти всего Блока». Сам Есенин говорил: «Блок и Клюев научили меня лиричности» (А.А. Блок, Н.А. Клюев).
Н.М. Тарабукин: «Образ – тело и душа поэзии. У Есенина образ имеет целый ряд особенностей. Изобразительной стороной его образов является деревенский пейзаж. Метафора образа строится обычно по нисходящей линии: явлении более общего порядка и большей значительности он наделяет свойствами явлений более частных и меньшей значимости. Прежние поэты обычно олицетворяли обыденный предмет в какой-нибудь «возвышенный» образ. Есенин поступает наоборот. Солнце он сравнивает с колесом, луну – с лягушкой. Отличительной чертой его образов является их антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животных. Осень для него – «рыжая кобыла», ветер – схимник, который «мнет листву по выступам дорожным», месяц – ягненочек, изба – старуха, закат – красный лебедь, синий сумрак – стадо овец».
П.Н. Сакулин: «В Есенине горит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками», «Он превращает в золото поэзии все – и сажу над заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты. Поэзия разлита всюду. Умей только ощущать ее».
З.Д. Бухарова: «Стихи его очаровывают, прежде всего, своею непосредственностью; они идут прямо от земли, дышат полем, хлебом и даже более прозаическими предметами крестьянского обихода...»
Роман Б. Гуль: «Первый дар Есенина – песенность. Есенинское творчество органическое, почти бессознательное. Он не ушел от истока поэзии – песни. Есенин поет. Маяковский пишет. Идя улицей, нельзя напевать Маяковского. А Есенина можно петь, гуляя, работая, колоть дрова и петь!», «У поющего рязанского парня в руках еще и кисть. У него, слава Богу, не колоратура, а песенность. У него не «поставлен» голос. Он, как цыган, душой поет. И если колоратура враждебна «живописности», то песенность с живописной образностью в дружбе», «Второй дар крестьянского поэта - живопись словом. «Цвет» доведён до необычайной, в глаза бьющей яркости. Он ворожит цветами. Образы его по краскам удивительны. Поэтический штандарт Есенина - сине-голубой с золотом. Это любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения. И в этих цветах я издавал бы все его книги», «У Есенина на «цвете» построено все. Часто «цветом», а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов. Вчитайтесь в краски, идите за Есениным, раскрашивая стих - убедитесь сами».
И.А. Оксенов: «У кого раскрыт слух к таинственным, родным голосам природы, и глаза умеют смотреть и видеть, а главное – сердце умеет чуять и разгадывать – тот не променяет своей радостной веры, уже обретенного исполнения самых неясных желаний души – на призрачное блаженство «вечных символов».
А.К. Вронский: «Место любимой у поэта занимают Русь, родина, родной край, нивы, рощи, деревенские хаты», «Его кабацкие и полукабацкие стихи - упадочны. Прежняя литературная богема наложила на него, по-видимому, невытравимый отпечаток. Но даже в этих стихах есть такая эмоциональная насыщенность и напряженность, такая здоровая и жадная жажда жизни, такая прочная языческая тяга к земле, к полям, ко ржи, к березе, к черемухе, о каких эмигрантским мастерам слова даже и мечтать не приходится», «Стихи покоряют. В них, может быть, нет полной отшлифовки, попадаются невыношенные, невыпеченный строки, но все это искупается заразительной душевностью, глубоким и мягким лиризмами простотой. Вместе с тем в них есть эмоциональная напряженность и подъем, нет вялости, нет поэтических будней, что наиболее опасно для художника. Слово звучит, как туго натянутая струна, негромко, но высоко и чисто. В образ всегда вложено большое чувство. В соединении мягкой грусти, тоски, задушевности с напряжением, пожалуй, главная сила последних стихов Есенина».
П.А. Кузько: «От стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...» веет подлинной, медовой, «спасовой» Русью, веселым хороводным плясом, в нем видны сочность, красочность и другие, еще скрытые от широкой публики неисчислимые богатства русского языка».
Анонимный критик: «...его простые, незатейливые по ритму и форме, но такие задушевные, полные щемящей грусти, наполняющие самые банальные слова новой свежестью и заразительностью «городские» стихи укрепляют за С. Есениным право на звание одного из лучших лириков нашей эпохи. Очень грустно, быть может, что один из лучших поэтов наших обрел себя в гнилой атмосфере богемы, что с неподдельной силой лира его звучала на упадочных тонах, но тем не менее это так».
Е.Ф. Бобинский о книге стихов «В «Москве кабацкой»: «Поэт опускается на самое дно сомнения и отчаяния, одновременно достигая высочайших вершин лирики».
И.Н. Розанов: «...в книжке Есенина нам попадаются такие стихи, которые способны, как уверяли нас многие читатели, тронуть до слез. Так умели трогать Пушкин, Некрасов, Блок. После грома, шума, а подчас и буффонады Маяковского, после словесных хитросплетений и умствований некоторых других наших поэтов читателю можно отдохнуть хотя бы на время на этих строчках крестьянского поэта, проникнутых истинной интимностью».
З.Н. Гиппиус: «В стихах Есенина пленяет какая-то «сказанность» слов, слитность звука и значения, которая даёт ощущение простоты. Никаких лишних слов нет, а просто есть те, которые есть, точные, друг друга определяющие».
А.А. Блок: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».
Н.И. Петровская: «Есенин - певец русской природы в ее прекрасной статике, в ее гармонически напевном покое. Когда он говорит о природе, язык его обретает совсем особую, символическую, почти религиозную точность».
К.В. Мочульский: «У Есенина огромное словесное воображение, он любит эффекты, неожиданные сопоставления и трюки. Здесь он - неисчерпаем, часто остроумен, всегда дерзок».
В.И. Нарбут: «Среди поэтов, вылезших из самой гущи деревенской Руси, Сергей Есенин занимает одно из первых мест. И по праву: ибо крепкой пуповиной связан он с чадородной, земляной - то равнинной, то озерной, то перелесной - матерью. Связь эта настолько прочна, что порой не знаешь, где поэт сам-то: он растворился в запахах трущоб и пашни, сгинул за облаком, выменем неба, пропал, нет его, а есть только живая, явственно бьющаяся под пальцами, сияющая радость в очи, густо дышащая травами, потом туманом, солнцем и всем и всем тем, чем можно дышать, природа, душа которой питается апокрифической религиозностью, мистикой, превращённой в реальность. Таков Сергей Есенин, этот мужик от корявой сохи, над головой которого лежит пасхальный нимб».
А.Б. Дерман: «Есенин - поэт из народа. Богатством народного языка и народных поэтических образов он владеет легко, свободно, как-то весело и непринужденно. Его деревенский глаз по-народному видит и природу, и мир идей, и весь вообще Божий мир и видит при том через чистое поэтическое стёклышко. Такие стихотворения как «Не от холода рябинушка дрожит» или «Песня, луг, реки затоны» - настоящие жемчужины народного поэтического творчества».
М.П. Столяров: «В нем сохранились крестьянская простота и свежесть восприятия. В его устах естественны сочная крестьянская речь, старорусские выражения и обороты. Даже природу он рисует красками крестьянского быта: заря для него кобылица, взмахивающая по воздуху красным хвостом, солнце - овсяный сноп, месяц - ягнёночек. Он более нежен и задушевен - чем силён, более мечтает - чем наблюдает, действует».
Н. Ангарский: «Есенин - поэт с несомненным дарованием. У Есенина немало стихотворений, в которых верно и красиво запечатлена Русь подлинная, настоящая, крестьянская, с ее горем и радостями».
М.О. Цетлин, говоря о строках Есенина «Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт»: «Эти слова Есенина сбылись. Первый, не первый, но несомненно знаменитый! И столь же несомненно талантливый. Из деревни, из своей крестьянской юности он вынес любовь к природе и много свежих образов».
Н.Г. Полетаев: «Читал он необычайно хорошо. В Москве он читал лучше всех. Недаром молодые поэты читали по-есенински... Возможно ли было в четырёх строчках нарисовать полнее картину вечера, дать этой картине движение, настроение».
Д.Н. Семёновский: «Его дарование развертывается удивительно быстро и пышно. Мертвых стихов у Есенина нет. Каждый его стих с крыльями».
А.Н. Толстой: «Есенину присущ этот стародавний, порождённый на берегах туманных, тихих рек, в зелёном шуме лесов, в травяных просторах степей, этот певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы... Он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести земли... Живи Есенин триста лет тому назад, сложил бы он триста чудесных песен, выплакал бы радостные, как весенний сок, слёзы умиленной души; народил бы сынов и дочерей и у порога земных дней зажег бы вечерний огонь, - вкушал бы где-нибудь в лесном скиту в молчании короткую и светлую печаль».
Г.А. Бениславская, рассуждая о манере чтения: «Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в стихах, а в каждом движении, отражающем движение стиха. Гибкий, буйный, как ветер, о котором он говорит, да нет, что ветер, ветру бы у Есенина призанять удали. Где он, где его стихи и где его буйная удаль - разве можно отделить. Все это слилось в безудержную стремительность, и захватывают, пожалуй, не так стихи, как эта стихийность. Думается это порыв ветра такой с дождем, когда капли не падают на землю, и они не могут и даже не успевают упасть. Или это упавшие желтые осенние листья, которые нетерпеливой рукой треплет ветер, и они не могут остановиться и кружатся в водовороте. Или это пламенем костра играет ветер и треплет и рвёт его в лохмотья, и беспощадно треплет самые лохмотья. Или это рожь перед бурей, когда под вихрем она уже не пригибается к земле, а вот-вот, кажется, сорвётся с корня и понесётся неведомо куда. Нет. Это Есенин читает. Но это не ураган, безобразно сокрушающий деревья, дома и все, что попадается на пути. Нет. Это именно озорной, непокорный ветер, это стихия не ужасающая, а захватывающая. И в том, кто слушает, невольно просыпается та же стихия, и невольно хочется за ним повторять с той же удаляю: «Я такой же, как ты, хулиган».
_____
29 сентября 2020 года к 125-летию Сергея Есенина на территории Московского государственного музея С. А. Есенина открыли новый памятник поэту. Автор – скульптор Григорий Потоцкий назвал памятник «Ангел русской поэзии, или Реквием по Есенину». Фигура Сергея Есенина, опираясь на крылья, будто возносится в небеса.
Московский государственный музей Сергея Есенина подготовил праздничную программу к 125-летию со дня рождения поэта.
Гостей музея приглашают поучаствовать в международной онлайн-игре «Знаком ли вам Сергей Есенин?». Кроме того, все желающие могут посмотреть юбилейную виртуальную выставку, посвященную московскому периоду жизни поэта, онлайн-экскурсии и послушать лекции на эту же тему.
3 октября в 12 часов на Ваганьковском кладбище состоится торжественное возложение цветов к памятнику поэту, а в 14 часов – к памятнику Есенину на Тверском бульваре.
В 17 часов в «Есенин-центре» состоится торжественная церемония награждения победителей Международного литературно-музыкального интернет-конкурса #Живой_Есенин. Свои видеоролики на конкурс прислали более 1,3 тыс. человек из 30 стран мира. В церемонии награждения примут участие родственники великого поэта.
В «Есенин-центре» 2 октября в 19 часов состоится моноспектакль актрисы театра «Сфера» Екатерины Ишимцевой «Айседора и Есенин. Прощай, чёрный дрозд!», а 3 октября в 14 часов будет показана литературно-музыкальная композиция «Любовь хулигана. Избранное...», а в 19 часов - премьера документального фильма «8 комнат. Ключи Есенина», который был снят специально к 125-летию поэта.
Ссылки:
https://www.mskagency.ru/materials/3046333
Стихотворения Сергея Есенина:
***
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
1914
* * *
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?
Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.
Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.
Потому и грущу, осев,
Словно в листья, в глаза косые..
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
1923
***
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
1924
***
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924
***
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
1925