Надо ли убивать дракона?

31.10.2024 11 мин. чтения
Леднева Дарья
Рецензия Дарьи Ледневой - прозаика, автора критических статей, опубликованных в журналах «Знамя», «Звезда», аспиранта Литературного института им. А. М. Горького, литературного критика «Печорин.нет» - на рассказ Игоря Озерского «Лун Дао».

Рассказ «Лун Дао», название которого можно перевести как «путь дракона», построен на образах восточной мифологии и символах китайской философии.

Интерпретировать рассказ можно с точки представления в нём понятия Дао.

Дао – имманентный и трансцендентный принцип мироустройства, нечто, утверждающее присутствие во всей ткани мироздания высшей силы, высшего, правильного закона, который пронизывает все сферы жизни и определяет существование всего. И хотя Дао выходит за грань человеческого понимания, человек может следовать Дао. При этом суть пути заключается не в достижении конечного, конкретного результата, а именно в прохождении пути, в самом процессе.

Путь дао – понимание течения жизни и следование ему, в некотором смысле непротивление, соблюдение баланса, ненарушение естественного хода вещей. В рассказе Игоря Озёрского принципы Дао проиллюстрированы во встречах героини с сыновьями дракона, каждая из которой учит одной мудрости. Но, кажется, самой героине эти встречи не столь важны, её волнует лишь Дракон. Не упускает ли она чего-то важного?

Популярные источники много рассказывают об образе Дракона Лун.

Например, дракон представлен в концепции ян (белый) и инь (чёрный), в концепции взаимодействия двух начал, движения и покоя, света и тьмы, которые когда-то изображались, кстати, и как борьба тигра и дракона (в рассказе встреча с тигром составляет одно из испытаний). Исследователями отмечено, что в более древних вариантах использовалось изображение двух драконов: земного и небесного.

В мифологии Дракон часто связан с Героем: рождение мифических предков от связи женщины с драконом, наличие драконьей меты на челе правителя (Лун выступает как символ императора). Дракон воплощает энергию, дарующую жизнь, мудрость, бессмертие, символизирует восходящее солнце и верховную власть.

Лун обычно рассматривается как доброе существо. Однако, зачем же тогда нашей героине его убивать?

Представления о драконе как о творце мира свойственны человеку на этапе родоплеменного строя, когда преобладает коллективное, иррациональное сознание, когда сильна вера в магию, а шаман общается со стихиями.

Постепенно человек становится более рациональным и удаляется от природы. Угасает его вера в сверхъестественное, ведь всё можно объяснить логически. Осознавая свою индивидуальность, человек отрывается от рода, начинает почитать себя мерой всех вещей и утрачивает первоначальную связь с миром. Этот разрыв крайне болезненный. В душе человека – раскол.

Герой, стремясь утвердить новое мировидение, вступает в борьбу с силами природы, с хаосом иррационального, с древними магическими практиками, воплощёнными в образе Дракона. Мотив раскола в душе находит отражение в многочисленных мифах о борьбе Дракона и Героя. Когда Герой побеждает Дракона, то есть в момент торжества рационального, логического начала, Герой окончательно теряет магическую связь с родом и отрывается от природы мироздания.

В китайской мифологии есть мифы о борьбе Героя и Дракона, чёрного дракона, потопа, водяного хаоса. Отметим, что в рассказе Озёрского, дракон тоже связан с водой: автор настойчиво повторяет, что финал разворачивается в чёрном озере.

Это в мифологии. Но, как мне кажется, философия Дао подразумевает единство и гармонию двух начал, иррационального и рационального, необходимую для восстановления связи человека и мироздания.

Надо ли убивать дракона?

История Игоря Озёрского посвящена поискам пути.

На первый взгляд, рассказ начинается довольно туманно. Героиня блуждает во тьме. Мы не знаем, ни кто она такая, ни что с ней случилось, и почему она оказалась в этой пугающей, вязкой, гнетущей тьме. Конечно, можно немного поругать автора за чрезмерное сгущение тьмы (мы утопаем в описаниях, в щедрых эпитетах и метафорах), но постепенно тьма нас выпускает, повествование по контрасту с началом истории становится более динамичным, и мы вместе с героиней выходим к храму.

С первых строк автор создаёт ощущение тревоги и потерянности. Героиня блуждает во тьме не только физической, но и метафизической (ещё в первых абзацах: и зыбкое дыхание ночи, и ощущение сна). Что она ищет? Путь? Возможно.

«Неиссякаемый луч надежды, что тьма рассеется, и внезапный свет укажет мне путь». Образ выражает надежду на то, что нечто извне решит проблемы, укажет и подскажет, героиня надеется на внешние обстоятельства, а не на собственные силы. И это тревожный звоночек. Поймёт ли она, что путь Дао – путь внутренних изменений? Отметим, что в начале повествования нарушен баланс между тьмой и светом, то есть между инь и ян.

Образ мечей с запекшейся кровью – единственная связь и напоминание о прошлом, но связь кровавая, преступная, мы понимаем, что у героини, кем бы она ни была, мрачное прошлое, возможно, требующие искупления.

Героиня ищет просветления, избавления от мыслей, но, у этих мыслей нет конкретики, только тяжесть.

«Лишь одинокие изголодавшиеся воспоминания, то и дело озаряли болезненными вспышками сознание, но тут же гасли во мраке окружающего меня пространства». Не случайно воспоминания будут посещать её во время каждого испытания. И это совершенно верно: чтобы познать путь, нужно сначала вспомнить и познать себя. Всё действо разворачивается лишь внутри её сознания. Бесконечное пространство храма и испытания – метафора прохождения пути познания себя.

Испытания, проходящие под руководством монаха (который тоже может быть рассмотрен как проекция сознания героини), подталкивают героиню к духовному росту.

Вместе с героиней мы шаг за шагом узнаём о трагическом событии в её прошлом. И тут очень важно следить за маленькими ремарками, подсказками, которые оставляет автор.

Вот интересный момент. «Но на этот раз ни страх, ни отчаяние не были способны меня одолеть». На этот раз. Значит ли это, что в реальной жизни героиня поддалась страху и отчаянию, а теперь у неё есть возможность всё переиграть, прожить другой возможный вариант, в котором она не смалодушничала и обстоятельства сложились иначе?

Испытания учат разным китайским премудростям, учат принять текущий момент, учат твёрдости духа, учат принципам Дао.

Но действительно ли героиня постигает эти мудрости? Ведь она продолжает спорить с монахом, пройдя испытания, она все ещё не удовлетворена, а, следовательно, поняла ли она что-то? Ответы ей были даны, но готова ли она им внять?

«Монах печально опустил голову, и я почувствовала на поясе вес дао-меча, а за спиной тяжесть шуангоу».

Появление и исчезновение оружия тоже символично. Разве истинному воину нужно оружие? Разве не постиг он той мудрости, когда физическое оружие не нужно?

Героиня одержима поисками, встречей и битвой с драконом. Дракона нужно непременно убить. Она ослеплена этой идеей и, может, не замечает истины? То, что она искала, воплощено в образе тени, которая следует за ней, идёт рядом с самого начала, пытаясь прикоснуться к ней, но героиня не смогла понять этого.

Мотив «убить дракона» – мотив борьбы с самим собой. Дракон символизирует внутренний хаос, негативные качества человека, его недостатки, следовательно, убийство дракона означает избавление от собственного зла и постижение истины.

Ты и есть дракон – то, что нужно победить.

Но точно ли для обретения себя нужно убить дракона? Точно ли именно убийство дракона возвращает человеку его духовную целостность?

Обратим внимание на закольцованность композиции. История заканчивается и начинается практически одной фразой.

Кольцевая композиция даёт нам право интерпретировать историю как бесконечное прохождение одного и того же круга, вследствие того, что героиня так и не познала себя, хотя кажется, что она нашла то, что искала. Но это ли она должна была искать? Ведь, если ты не знаешь себя, то откуда ты знаешь, что тебе искать?

Героиня не поняла Дао, поэтому она обречена вернуться и пройти путь ещё раз: вновь погрузиться туда, где нарушен баланс тьмы и света, двух взаимодействующих, противоборствующих и дополняющих друг друга сил.

С другой стороны, рассказ, в котором героиня вновь проживает трагические моменты, но на этот раз вольна изменить их, может быть рассмотрен и как прохождение посмертного пути, как бы суд над душой.

Что есть мир истинный?

«Но тогда выходит, что место, в котором я оказалась, и есть истинный мир. Мир живых – куда закрыт путь для мёртвых. Но что же тогда осталось там – снаружи, откуда пришла я?».

Истинный мир – это мир физических воплощений или мир, где действует душа? Маркером истинного мира становятся воспоминания, которые возвращаются к героине.

Вновь обратимся к названию рассказа, которое можно перевести как «путь дракона», и к маленькой вставке о китайской философии, которую мы давали в начале.

Дракон – символ одной из сил, на которой строится мироздание, часть принципа вселенной. Часть человеческой души, возможность вернуться к истокам и обрести собственную целостность. В этом смысле: надо ли убить дракона или его надо принять как часть себя? Что есть истинное познание себя: преодоление своих страстей или следование своим желаниям? А, может, ни первое, ни второе.

Попытка убить дракона в рассказе звучит и как попытка исправить прошлое. Но оно уже совершилось. Хотя в философии и встречаются положения о том, что мир существовал всегда, не имеет начала и конца, и с этой точки зрения, вероятно, можно прикоснуться к прошлому и изменить его. Но не нарушает ли это гармонию?

Что есть Дао, баланс сил в душе человека и как его обрести – основной вопрос рассказа. Символы многозначны, и каждый ответит по-своему.


Дарья Леднева: личная страница.

Игорь Озерский. Член Союза писателей России. Автор романа «Безымянные». Адвокат. Окончил Московскую государственную юридическую академию им. О.Е. Кутафина (МГЮА) и аспирантуру. Управляющий партнёр Адвокатского бюро K&P.Group (ранее – «Канишевская и партнёры»).

Автор множества рассказов, опубликованных в том числе в журналах «Аврора», «Бельские просторы», «Кольцо А», «Турист»; на порталах: «ГодЛитературы.РФ», «Дегуста.ру», «Печорин.нет»; в сборниках поэзии и прозы «Тайна вдохновения», «Вероятность счастья», «Собратья по перу», «Ностальгия по будущему», сборнике «Небайрон» издательства «Перископ-Волга».

Лауреат I Открытого межрегионального молодёжного литературного конкурса фантастического рассказа, посвящённого юбилею советского писателя-фантаста Н.В. Томана (2021), финалист нескольких литературных конкурсов: детективного рассказа «Детектив Достоевский» (2021), «Северная звезда» журнала «Север» (2021), «Ближний космос» (2021), «Мгинские мосты» (2021). Вышел в полуфинал Международной молодёжной премии «Восхождение» (2021, Русский ПЕН-центр).

255
Автор статьи: Леднева Дарья.
Прозаик. Живёт в Москве. Пишет мистику, сказочную фантастику и лирическую прозу. Изучает русскую литературу XX века в аспирантуре Литературного института им. А. М. Горького.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9407
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8551
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7078
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5546

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала