Между высоким жанром и хохмой. Андрей Воронцов о «82 лучших афоризмах» Юрия Тубольцева

26.10.2021 9 мин. чтения
Воронцов Андрей Венедиктович
Рецензия Андрея Воронцова - русского прозаика, критика и публициста, секретаря Правления СПР, преподавателя литературного мастерства МГОУ, члена Общественного совета журнала «Наш современник», редколлегии журнала «Дон» - на афоризмы Юрия Тубольцева.
Между высоким жанром и хохмой

Андрей Воронцов о «82 лучших афоризмах» Юрия Тубольцева

Афоризм – давным-давно признанный литературный жанр, и абсолютно ничего необычного в том, что Юрий Тубольцев работает в нем, нет. Однако со времен Паскаля, Ларошфуко, Лабрюйера, не говоря уже о тех временах, когда люди впервые высекли изречения в камне (как, например, Дельфийские максимы), многое в отношении читателей к афоризму как к высокому жанру изменилось. Он, увы, был обесценен – сначала хохмачами вроде Станислава Ежи Леца, Фаины Раневской и Михаила Жванецкого, а потом и издателями газет, помещавшими их на последнюю полосу, ближе к разделу юмора, а иногда и внутри него, причем авторами «максим» являлись не какие-то «столпы жанра», а обыкновенные штатные журналюки. Типичный пример − 16-я страница «Литературный газеты». В ХХ веке произошел великий дрейф жанра к анекдоту. То, что во времена создания образа Козьмы Пруткова воспринималось как оригинальность, стало настоящим бедствием. Высокая афористика исчезла, осталось пересмешничество. Нельзя создать ничего великого, не будучи великим, но можно заниматься пародированием великого, и вполне успешно. Ну, кто они, эти авторы современных газетных афоризмов? Фридрихи Ницше и Оскары Уайльды? Нет, это совершенно неизвестные в других литературных жанрах люди, довольно складно, однако, штампующие микро-анекдоты под видом максим. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сочинить что-то типа «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным», достаточно просто уметь хохмить. Или, как сейчас говорят, «прикалываться».

Вот почему, простая, на первый взгляд, задача − оценить афоризмы современного автора, является, на самом деле, не такой уж простой. Ибо в афоризмах Ю. Тубольцева совершенно отчетливо просматриваются все метаморфозы, произошедшие с жанром с конца XIX века. И соответственно, среди 82 «лучших», по мнению автора, изречений, можно найти всякие. Я бы разделил их на три группы: «всамделишные», «хохмаческие» и «неинтересные».

1) «Всамделишные»:

«В истории нет такой теории, которой бы не мешали факты» (в развитие темы: «Нет такой теории, под которую нельзя было бы подогнать факты»); «Голодный пастух хуже волка»; «За все надо платить, но ни за что не надо переплачивать»; «Кто не исключает все возможности, тот и невозможное учитывает»; «Кто не поглядывает на вершины, тот начинает смотреть в пропасть»; «Мы дорого платим за дешёвые интриги»; «Осмысленное страдание лучше бессмысленного удовольствия»; «Пустота внутри вытесняет в человеке душу»; «Рабу не нужна воля, рабу нужны вольности»; «Стоит только махнуть на всё рукой – и рука становится лапой»; «Сытые волки славятся добрыми помыслами».

Как видите, юмора здесь достаточно много, но вовсе не того рода, что мы называем хохмачеством. Для афоризма характерны краткость и законченность, роднящие его с парадоксом, подчеркнутая заостренность формулировки, приближающая его к игре слов, каламбуру и т. п., и наконец необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы. Отсюда понятие 443парадоксальности приближается к понятию оригинальности, смелости суждений и т. д., хотя сам парадокс может быть и верен и неверен в зависимости от содержания. Возьмем афоризмы О. Уайльда: «Быть естественным – поза», «Я поверю, чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным». Нечто подобное в духе выворачивания наизнанку принципа антиномичности найдем и у Ю. Тубольцева: «Всё можно посчитать, когда считаешь с ошибками»; «Веские аргументы боятся взвешивания».

В афоризмах Уайльда мы встречаем также эпатирующий парадокс: «Только поверхностный человек не судит о людях не по внешности»; «Этические пристрастия в художнике – непростительная манерность стиля»; «Искренность мешает искусству»; «Лучший способ отделаться от искушения – поддаться ему». Приближаясь к игре слов, парадокс наиболее сильно культивируется «максимистами», тяготеющими к художественной иронии. Вот и у Ю. Тубольцева читаем: «Рабу не нужна воля, рабу нужны вольности»; «Сытые волки славятся добрыми помыслами»; «Мы дорого платим за дешёвые интриги».

Бывают афоризмы, цель которых – противоречить какому-либо распространенному мнению с целью его дискредитации: «Война – такое же наказание для победителя, сколь для побежденного» (Т. Джефферсон); «Прочесть дневник человека – это наименее 592 надежный способ узнать о нем правду» (Л. Даррелл); «Не поступай с другим так, как хочешь чтобы он поступал с тобой: у вас могут быть разные вкусы» (Б. Шоу); «Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра» (О. Уайльд). Парадоксы другого рода содержат в себе кажущееся внутреннее противоречие, логическую несовместимость: «Кто отрицает решительно всё, тот ничего не отрицает» (Д. Писарев); «Тот, кто применяет силу, доказывает свою слабость» (Р. Тагор). Многие парадоксы содержат признаки того и другого рода: «Лучшее правительство – то, которое меньше всего правит» (Т. Джефферсон); «Ничего не делать – очень тяжелый труд» (О. Уайльд). Пожалуйста, есть нечто подобное и среди максим Ю. Тубольцева: «Нет такой теории, под которую нельзя было бы подогнать факты»; «Голодный пастух хуже волка»; «Кто не исключает все возможности, тот и невозможное учитывает»; «Кто не поглядывает на вершины, тот начинает смотреть в пропасть»; «Осмысленное страдание лучше бессмысленного удовольствия». Но таких афоризмов отнюдь не 82.

2) «Хохмаческие» (или просто бьющие на внешний эффект, а по сути неглубокие):

«Не стоит выбираться из дерьма, если можешь стать мухой»; «Мужчины за женской грудью не видят сердца»; «Не устраивай курице разбор полетов» (приведено два раза, так что «лучших афоризмов» не 82, а 81); «Против течения можно плыть – но против течения бесполезно голосовать»; «Только нужда бывает или большой, или маленькой, – во всём остальном есть середина»; «Чтобы продвинуться, нужно сдвинуться»; «Учись на ошибках так, чтобы не пришлось экзамен сдавать в суде» (прямо-таки из советского «Крокодила»!); «Хочешь рассудить − поменьше рассуждай» (а это живо напоминает сентенции Козьмы Пруткова), и т. п.

3) И, наконец, последняя группа афоризмов – «неинтересные», они же общие места (причем общие даже применительно к «хохмаческому» уровню):

«Абсурд открывает глаза на мир»; «В истории нет магистральных дорог, а есть лабиринт тропинок»; «В жизни всё приедается, если много жуёшь»; «Если тебе вырыли яму – сделай из неё колодец»; «Жизнь не делает резервных копий для восстановления справедливости»; «Жребий – король судьбы»; «К чему бы ты ни пришёл, надо идти дальше»; «Лучшие ответы мы получаем тогда, когда не спрашиваем»; «Мы начинаем углубляться, только попав на мель»; «На все вопросы жизни ответ ищи в пути»; «Новые маски приводят к новым стандартам лицемерия»; «Не стоит строить мост в будущее, если есть хороший паром»; «Не все поправимо, даже, когда ты прав»; «Чтобы сделать всё, нужно сделать всё по-другому»; «Что бы ты ни думал – вариантов всегда больше»; «Чтобы не прогадать – надо не гадать», и т. п.

Эти «афоризмы» − точно, как из газет второго или даже третьего разбора, да простит меня автор. Причем некоторые из них написаны с ошибками: «Не всё входит в историю – многое НЕ ПРОЛАЗИТ» (правильно: «не пролезает»); «Чем глубже мысль, тем глубже омут, в КОТОРОМ она может затянуть» (правильно: «в который»).

Афоризмы из каждой обозначенных мной групп я выделил на компьютере разными цветами. Потом сравнил: больше всего получилось «неинтересных» или общих мест, а «всамделишных» и «хохмаческих» − примерно поровну. То есть, на самом деле, не более четверти афоризмов − «лучшие», а не 82, выбранных автором. Тут есть над чем Юрию Тубольцеву подумать. И, конечно, ориентироваться в дальнейшей работе надо на первую, «высокую» группу.


Андрей Воронцов: личная страница.

Юрий Тубольцев, современный поэт-неврифмист и минькатурист, афористик и эклектик, философ, амбасcадор минимализма, культуртрегер, мастер абсурдной миниатюры и парадоксальных сценариев, постфутурист, авангардист, писатель и публицист. Закончил Государственный Университет Управления по специальности менеджмент, Высшую Школу Европейских Культур по специальности культурология.


 
100 лучших афоризмов Юрия Тубольцева (читает Андрей Кабилов)
13:04

Избранную афористику автора можно посмотреть здесь:


82 лучших афоризма Юрия Тубольцева:

Абсурд открывает глаза на мир.
Всё можно посчитать, когда считаешь с ошибками.
В истории нет магистральных дорог, а есть лабиринт тропинок.
В жизни всё приедается, если много жуёшь.
В каждой нужности есть доля ненужного.
Высшие ценности должны быть на такой высоте, чтобы до них можно было дотянуться.
Веские аргументы боятся взвешивания.
В истории нет такой теории, которой бы не мешали факты.
В каком соку варишься, такой вкус у тебя и будет.
В очевидном сомневайся вдвойне.
Гений - не тот, кто одарен, а тот, кто одержим.
Где много веревок, там неувязки.
Голодный пастух хуже волка.
Если тебе вырыли яму - сделай из неё колодец.
Если ты не перерос прошлое – ты не влезешь в будущее.
Жизнь не делает резервных копий для восстановления справедливости.
Жребий — король судьбы.
Жизнь — результат странного сращивания мысли с материей.
Жизнь бренна, потому что вечна, и только смертность её фрагментов придаёт ей ценность.
За все надо платить, но ни за что не надо переплачивать.
Искания облегчают страдания.
И золотая середина ржавеет.
Когда истину раскладывают по полочкам, полки обретают вес, а истина его теряет.
Когда ты на коне — ты на кону.
Кто не исключает все возможности, тот и невозможное учитывает.
Крайне важное доводит до крайностей.
Кто не поглядывает на вершины, тот начинает смотреть в пропасть.
К чему бы ты ни пришёл, надо идти дальше.
Лучшие ответы мы получаем тогда, когда не спрашиваем.
Любую цепь можно разорвать, кроме цепи непредсказуемых случайностей.
Мелкие интересы со временем ещё больше мельчают.
Мужчины за женской грудью не видят сердца.
Мы начинаем углубляться, только попав на мель.
Мир сшит красной нитью желания.
Мы дорого платим за дешёвые интриги.
Миром движет дух конфликта.
Не устраивай курице разбор полетов.
Не стоит выбираться из дерьма, если можешь стать мухой.
Ни о чём не думай - и результаты будут немыслимыми.
На все вопросы жизни ответ ищи в пути.
Новые маски приводят к новым стандартам лицемерия.
Не спутай флюгер с указателем пути.
Не стоит строить мост в будущее, если есть хороший паром.
Нельзя писать о тяжёлом без надежды.
Не устраивай курице разбор полетов.
Не догоняй того, кого не собираешься обогнать.
Не все поправимо, даже, когда ты прав.
Не всё входит в историю — многое не пролазит.
Нет такой теории, под которую нельзя было бы подогнать факты.
Осмысленное страдание лучше бессмысленного удовольствия.
Одежду надо подбирать по размеру карманов.
Петля пристрастий затягивается в узел страстей.
Путаница — судьба всех концепций.
Пустота внутри вытесняет в человеке душу.
Против течения можно плыть — но против течения бесполезно голосовать.
Реальность рождается в невероятности совпадений и в трагичности не совпадений.
Рабу не нужна воля, рабу нужны вольности.
Рассказывая о других — ты рассказываешь о себе.
Стоит только махнуть на всё рукой - и рука становится лапой.
Сытые волки славятся добрыми помыслами.
Свое мнение охотнее всех высказывают попугаи.
Скромность артиста всегда ложная.
Самые смелые гипотезы выдвигают неучи.
Сохраняй дистанцию и дистанция тебя сохранит.
Твоя цель ставит тебя на твое место.
Только нужда бывает или большой, или маленькой, - во всём остальном есть середина.
У совести есть зубы и она может загрызть мозг.
У слова есть грани, но не границы.
Упёртому тупик необходим.
Учись на ошибках так, чтобы не пришлось экзамен сдавать в суде.
Хороший ответ всегда далек от вопроса.
Хочешь рассудить - поменьше рассуждай.
Человеческий фактор не допускает объективности.
Чем шире дорога, тем чаще виляешь.
Чем выше трибуна, тем меньше в словах истины.
Чтобы продвинуться, нужно сдвинуться.
Чем выше ты стоишь - тем больше грязи под ногами.
Чем глубже мысль, тем глубже омут, в котором она может затянуть.
Чтобы сделать всё, нужно сделать всё по другому.
Что бы ты ни думал — вариантов всегда больше.
Чтобы не прогадать — надо не гадать.
Юмор – это соль жизни, сатира – перец.

1337
Автор статьи: Воронцов Андрей Венедиктович.
Родился в 1961 году в Подмосковье. Автор романов «Огонь в степи» («Шолохов»), «Тайный коридор», «Необъяснимые правила смерти», «Называйте меня пророком» («Будущее не продаётся»), «Последний хеллувин маршала», «Корабль в пустоте» и многих других произведений, в том числе исторических (книга «Неизвестная история русского народа»). Секретарь Правления Союза писателей России. Сопредседатель Крымской региональной организации СПР. Член Общественного совета журнала «Наш современник», член редколлегии журнала «Дон». Читает лекции по литературному мастерству в Московском государственном областном университете.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9027
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8049
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
6821
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5351

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала