Космическое братство
Дана Курская о стихотворениях Елены Лещинской
Цикл из трёх текстов «Урал-Кассиопея» Елены Лещинской - это ностальгический триптих, в котором та самая ностальгическая интонация приглушена структурой говорящего субъекта, будто бы не фиксированного во времени, совмещающего присутствие здесь-и-сейчас с отстранением, критической и одновременно сентиментальной оценкой происходившего.
Этот баланс отстранения и чуть ли не прямого высказывания подкрепляется структурой стихотворений. Нерифмованный нерегулярный стих с доминантой анапеста включает и более расшатанные, выпадающие из метрической системы строки.
Если рассуждать субъективно, то цикл «Урал-Кассиопея» очень близок мне лично. Мне, как никому другому отлично известен этот маршрут. Ведь полёт в созвездие Кассиопеи не всегда означает смерть в прямом её смысле. Это некое ощущение конечности, безвозвратности в целом. И одновременно именно образ Кассиопеи пробуждает в читателе сюжет, знакомый с детства нашему поколению – да, смелые школьники улетят, чтобы вернуться, но вернуться туда, где никого из близких уже не будет в живых.
Вообще третье стихотворение цикла целиком построено на аллюзиях детских советских кинофильмов (и снова субъективное – как же лично мне близки эти темы, они вот тут, слева, отзываются секундным живым треньканьем).
Герой фильма «Звёздный мальчик» транслируется в звёздную девочку Свету, которая теперь, по выясненной природе своей звёздности, просто не может к финалу текста остаться на Земле.
Мне очень импонирует, что автор, рассказывая вот об этом, о главном, и говорит с нами, что называется, «человеческим» языком.
Ближе к ночи, пардон, нажралась
и реву в телефонную трубку.
Одновременно и эта космическая тема, и аллюзия на ещё одну общую на всех нас песню – кого бы, как не его! – Виктора Цоя присутствуют и во втором стихотворении цикла. (Снова чувствую треньканье слева, но что это – велосипедный звонок? Звонок с урока?).
Это странная, грустная сказка.
Смерти нет, есть живая вода –
талый снег на губах,
мягкий свет из лимонных окошек,
растворяющий сумерки.
Тихо и хорошо
вдалеке от всего и от всех,
где-то между землёй и луной.
А заглавное стихотворение цикла и вовсе говорит нам открытым текстом: «ты показал мне Космос». И образ парня, который его показал, тоже всем нам понятен, словно это наш собственный знакомый.
Так о каких же «нас» идёт речь во всех трёх исповедях? Автор называет это поколение и «индейским братством» и «братством шведским». Но уже после прочтения цикла читателю становится ясно – это о тех, кто разговаривает на одном языке, у кого срабатывают слева вот эти общие позывные.
Это мы – звёздные мальчики и девочки, оседлавшие потухшие ракеты на детских площадках осенних дворов.
Недовыношенные сыновья и дочери девяностых и восьмидесятых. Навсегда улетевшее в созвездие Кассиопеи космическое братство.
Pechorin.net спешит сообщить! Дана опубликовала стихотворения Елены на сайте Литоскоп. Поздравляем автора с успехом и желаем дальнейших побед в творчестве.
Дана Курская: личная страница.
Елена Евгеньевна Лещинская (1974 г. р.) – поэт, филолог. Член Союза журналистов России. Живёт в Магнитогорске, работает обозревателем в городской газете «Магнитогорский металл», где участвует в формировании тематической полосы «Литературная гостиная».
Автор поэтической дилогии «Колыбельная для камикадзе» и «Рисунки мелом» (2020), включающей избранные тексты 1994–2019 годов. В первой книге лирический герой ищет себя, во второй – выстраивает диалог с миром... А может быть, наоборот. В сущности, автор смотрит всё в то же зеркало, которое отражает разные грани реальности.
Бесплатно скачать книги Елены Лещинской можно на сайте электронного литературного журнала «Формаслов».