«Юнгельс и Гуревич» Александра Юдина: меж Сциллой и Харибдой современной литературы. Олег Демидов о повести Александра Юдина

01.02.2022 7 мин. чтения
Демидов Олег
Рецензия Олега Демидова - поэта, литературоведа, куратора литературной мастерской Захара Прилепина и литературного критика «Pechorin.net» - на повесть Александра Юдина.
«Юнгельс и Гуревич» Александра Юдина: меж Сциллой и Харибдой современной литературы

Олег Демидов о повести Александра Юдина

Есть авторы, живые и здравствующие классики, под чьё художественное обаяние невозможно не попасть. Вот уже тридцать лет наша ноосфера состоит из Виктора Пелевина и Владимира Сорокина. Каждый — без преувеличения! — каждый прозаик проходит меж них, точно меж Сциллой и Харибдой. Кто останется жив, состоится; кто погибнет в пучине литературной, тому натирать на пальцах мозоли и копить непубликуемые тексты на своём компьютере.

Рассказ «Юнгельс и Гуревич» Александра Юдина оказался промеж выше описанных молота и наковальни. От старшего Пелевина — психология, философия и резкие лексические перепады от наукообразной речи к грязной ругани (как было, например, в «Чапаеве и пустоте»); от Сорокина (слава Богу, не старшего, а просто от Сорокина!) — шуточки про анальную фиксацию и те же лексические перепады. Что же от самого автора?

Юдин, насколько мне известно, в первую очередь писатель-фантаст. И сюжет «Юнгельса и Гуревича» — незамысловатый, но увлекательный (массовый читатель ждёт от современной прозы именно этого!) — как раз-таки то, что автор умеет делать лучше всего.

Есть Юнгельс (намёки в имени все считали?) — штатный участковый. Видимо, работает в опорном полицейском пункте на Чистых Прудах, ведь именно там разворачивается действие рассказа. Этот герой вербует на новое задание забулдыгу Гуревича. Как тут не вспомнить живого человека — художника Александра Гуревича из стихотворения Эдуарда Лимонова про пьяный поход в овраг:

И сам Гуревич потерял
свой разум. стал угрюм
и долго-долго он стоял
весь полон мрачных дум

Когда пришли мы наконец
к строениям своим
Гуревич мне сказал —
поход... сей мы не повторим

и никакой другой поход
и больше никогда
мы не спускалися в овраг
где льется вниз вода.

Не думаю, что Юдин имел в виду его, но «рифма» получилась интересной — тем более что и в рассказе Гуревич теряет... сначала язык, а потом и разум.

Всё дело в том, что на Западе разработали оружие для ментальной войны — комаров, которые кусают человека и модифицируют его сознание. Как там было у Джорджа Оруэлла? «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила...» — вот что-то типа этого. Хитрые англосаксы пытаются победить Россию: в горячей войне не выходит, в холодной мы выстояли, настал черёд ментальной — и тут все средства хороши.

Юнгельс, напомню, вербует забулдыгу Гуревича, чтобы тот выявлял «инсектоагентов» и докладывал о них. Штатный участковый объясняет, как их распознать: «... это люди, на открытых участках тела которых можно заметить суммарно более пяти укусов комаров. Скорее всего, они будут делать беззаботный вид и шутливо рассказывать о том, какое у нас глупое правительство и как им не мешают жить комары. Я не берусь утверждать, что всех их нанял коллективный Запад, но тех, кого не нанял, он победил через виртуальную среду, и они искренне убеждены, что действуют в интересах сограждан, что они патриоты... Их не спасти, Гуревич. Вы должны сообщать мне о каждом из них».

Забавный намёк на иноагентов и их унасекомление (что есть, то есть).

Только выйдя из опорного пункта полиции, Гуревич попадает на Чистопрудный бульвар, проходит памятник Грибоедову и натыкается на такого инсектоагента, а тот... просто жужжит. Добродушный герой пытается схватить его и отвести Югнельсу, но происходит ещё одно фантастическое преображение: после прикосновения к пареньку жужжит и сам Гуревич.

Естественно, он приходит к Юнгельсу и пытается обо всём рассказать, а тот «принимает» его как инсектоагента.

Дальше сюжет идёт по накатанной тем же старшим Пелевиным линии. Обезьянник. Гуревич среди таких же несчастных, как и он. Молчит. Все молчат, ибо жужжание невыносимо. Можно и даже нужно мыслить — о чём-нибудь и как-нибудь, дабы осознать бытие. И в этот момент герою является некто — то ли Вавилен Сергеевич (Татарский), то ли Бог, то ли морок.

Этот некто ведёт с Гуревичем пространным диалог о существовании и несуществовании и, конечно, о смысле жизни. Всё, как мы любим. Заканчивается и диалог, и рассказ — исчезновением высшей сущности и сном Гуревича. И такой финал порождает две версии: либо мы имеем дело с отрывком из повести или романа, либо с более-менее эффектным окончанием странного рассказа.

Как видите, Александр Юдин прошёл меж Сциллой и Харибдой, но спотыкнулся о старшего Пелевина. Отсылками к нему рассказ перенасыщен. И тут надо задаться вопросом: а зачем автор это делает?

Если это неосознанно, то мы имеем дело со второстепенным текстом, о котором не стоит и говорить. Но, признаться, читать было интересно. Значит, дело может быть в другом?

А что если это высокая пародия на Виктора Олеговича? Учительско-ученические отношения героев, околонаучная ересь, лексические качели, сатирическое восприятие российской реальности с её иноагентами, отсылки к «Чапаеву и пустоте», «Generation П», «t», «Тайным видам на гору Фудзи», «Лампе Мафусаила, или тайной битве чекистов и масонов» и пр. — это же всё не случайно? И если воспринимать всё это именно как пародию, должно быть смешно (а местами это так и есть).

Но не отпускает финал. Может, там есть что-то ещё?

Лезу в интернет, дабы уточнить все детали, и натыкаюсь на сайт, где Юдин размещает свои произведения. «Юнгельс и Гуревич» — это всё-таки повесть, а не рассказ. И передо мной — как я и предполагал, отрывок. Вот авторская запись от 5 января 2022 год: «Главы пишутся, в феврале всё должно закончиться. Первая глава уже публикуется в газетах и получает места на всероссийских конкурсах, но это только начало процесса».

Что ж, если первая глава имеет успех, надо следить за обновлениями. Вдруг эта повесть наделает шума? Она имеет такой потенциал. Главное, чтобы Юдин разобрался с собственным пелевинским вирусом. Иначе получится, как у Гуревича, — одно жужжание. Отлично написанное, остроумное, но жужжание.


Повесть Александра можно прочитать по ссылке.

Телеграм канал автора.


Олег Демидов: личная страница.

Александр Юдин, 32 года, Королёв, СПб. Публиковался в сборнике «Поэзия LiveInternet», в газете «Бизнес Проспект», в различных пабликах ВК с аудиторией более 500 000 человек. В 2022 году выйдут публикации в альманахе «ЦАРИЦЫН» Волгоградского отделения РСПЛ и в альманахе социальной фантастики «AD BESTIAS» издательства «Перископ». Призёр 4-го сезона конкурса молодых поэтов «Заявляю о себе» и всероссийских конкурсов «Литкон» и «Россия — земля моя!». Выступал на мероприятиях Made Inside. Прошёл отбор на курс практической поэзии от Волгоградского отделения РСПЛ. Состоит в СМЛ «Финист» (г. Королёв, Московская область) и в ЛИТО «Ультрейя» Стефании Даниловой.

1154
Автор статьи: Демидов Олег.
Поэт, критик, литературовед. Куратор литературной мастерской Захара Прилепина. Работает преподавателем словесности в Лицее НИУ ВШЭ. Окончил филологический факультет МГПИ (2011) и магистратуру по современной литературе МГПУ (2019). Победитель V фестиваля университетской поэзии (2012). Дипломант премии им. Н.В. Гоголя (2019). Составитель нескольких книг и собраний сочинений Анатолия Мариенгофа и Ивана Грузинова. Автор трёх поэтических сборников – «Белендрясы» (2013), «Акафисты» (2018) и «Странствия» (2021), а также двух биографий – «Анатолий Мариенгоф: Первый денди Страны Советов» (2019) и «Леонид Губанов: Нормальный, как яблоко» (2021). Печатался в журналах «Homo Legens», «Звезда», «Волга», «Октябрь», «Новый мир», «Нижний Новгород», «Сибирские огни», в «Учительской газете», а также на порталах «Свободная пресса», «Перемены», «Сетевая словесность», «Rara Avis: открытая критика», «Лиterraтура» и «Textura».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9777
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8907
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7381
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5825

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала