Евгений Попов о рассказах Евгения Мирмовича

23.10.2023 5 мин. чтения
Попов Евгений Анатольевич
Рецензия Евгения Попова - прозаика, эссеиста, драматурга, основателя и вице-президента Русского ПЕН-центра, ассоциированного члена Шведского ПЕН-Центра, секретаря Союза писателей Москвы, заслуженного работника культуры Российской Федерации, лауреата многих престижных литературных премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Евгения Мирмовича.

Рекомендую редакторам издательств и «толстых» журналов обратить внимание на прозаика Евгения Мирмовича. Он юрист, общественный деятель, куратор волонтёрских проектов в области работы с детьми-инвалидами, один из редакторов некой «Избы-Читальни». И, конечно же, литератор, писатель, которого язык не повернется назвать «молодым». Ему под пятьдесят. Он написал и пишет много, однако тексты его пока что известны, пожалуй, лишь посетителям интернет-порталов типа «Литеrrатура», «Mybook», «Next» и т.д. Увы, вершители писательских судеб всерьез его, кажется, не принимают. А зря.

Потому что есть писатели, которым вроде бы не нужны редакторы создаваемых ими текстов, они и сами блестящие стилисты, личности. Но ведь именно, что «вроде бы». Даже самый безукоризненный литератор способен на «ляп», как это, например, случилось на моих глазах с Василием Павловичем Аксеновым, который, не зная точного значения слова «озимые», употребил его однажды совсем неправильно.

И я уж не говорю о тех сочинителях, что в силу тех или иных обстоятельств чувствуют себя неловко или скованно в литературной среде, а то и наоборот – развязно полагают, что не в том дело «как», а главное «что».

Меня, признаться, насторожила фраза Мирмовича, заброшенная им в интернет: «Мне хочется творить в первую очередь для людей, ищущих в литературе эстетику, мысль, эмоциональные переживания, заставляющие задуматься и посмотреть на жизнь иначе».

Во-первых, мало ли что кому хочется. А во-вторых – как это «иначе»? Иначе, чем кто? И для того ли литература, чтобы искать в ней эстетику? Да и «мысль» – это скорей к философу Канту, чем к Андрею Платонову, Роману Сенчину и Михаилу Булгакову.

Слава Богу, что Евгений Мирмович вменяемый и разумный литератор, знающий себе цену и способный заинтересовать современных читателей, которые ведь не все, условно говоря, поклонники фильма «Хрусталев, машину», есть и те, кому больше по душе свежая лента Андрея Смирнова «За нас и за вас», которая практически о том же, но показывает так называемых «простых людей» и снята для них же, хотя зловещая тень усатого «отца народов» нависает над обоими шедеврами. Простая проза Евгения Мирмовича – настоящая и весьма далека от «креативной» словесной чепухи, любезной многим.

Но сие не значит, что над этой прозой не нужно более работать. И автору, а перед сдачей в печать редактору и даже корректору. Ибо, «освя́щение» – это не «осве́щение», у очков «дужки», а не «душки», а «что-нибудь» – это одно слово, пишущееся через дефис, вовсе не три слова. Иногда Мирмович грешит многословием и разжевыванием уже сказанного, неряшливостью, употреблением неточных слов. Примеры этого выделены мной в прилагаемом тексте подборки с короткими замечаниями. Я бы рекомендовал автору читать свои рассказы самому себе вслух, по мерке их создания, так опадает словесная шелуха, четко ощущаются «лишние слова», повторы.

Зато, как важна удачно найденная им общая тема его несомненно СОВРЕМЕННОЙ прозы. Озверение стран, людских коллективов и собственно людей. Приднестровское село, где даже кладбище поделено между тремя странами (рассказ «Дружба народов»), спасенная жизнь солдатика, дарованная ему Господом ценою жизни его матушки («Родина приказала умереть»), жуть и вынужденный натурализм рассказа «Одинаковые пули».

Всё это скорее бытовые, чем политические последствия распада СССР с невольным возгласом персонажа: «Какая **ка все это устроила?». Ответа здесь нет, не будет, да и не должно быть. Не для того писана эта фабульная, сюжетная проза с прекрасными точными деталями, про которые так и тянет сказать: «Подобное не придумаешь». Хотя это, возможно, совсем не так, но писатель заставляет верить в изображаемое. Я ВЕРЮ, что нелепая фраза маленькой девочки «Сюда нельзя», предотвратила самоубийство взрослого дяди. Как автор верит, мне кажется, в СВЕТЛОЕ вовсе не будущее, а настоящее. Где живут Люди и притаилась Любовь.

P.S. Отдельно существуют короткие «питерские» рассказы автора, вносящие весомый вклад в петербургскую литературную копилку. У Мирмовича есть СВОЙ ЛЕНИНГРАД, а это очень важно для каждого писателя, когда у него есть что-то свое, не заемное даже у дивных, но других сочинителей.


Евгений Попов: личная страница.

Евгений Мирмович родился в Ленинграде в 1973 году. По образованию юрист. В настоящее время общественный деятель, литератор, куратор волонтёрских проектов в области работы с детьми-инвалидами. С 2019 года один из редакторов литературного портала «Изба читальня», входящего в перечень социально значимых интернет-ресурсов России, финалист национальной премии «Писатель года 2021», лауреат конкурса, посвящённого 80-летию со дня рождения С. Довлатова, проведённого при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Произведения автора печатались в сборниках «Писатель года», «Художественное слово», «Антология русской прозы», «Русские сезоны», «Славянское слово» и «Сокровенные мысли». Кроме того, с творчеством автора можно познакомиться на литературном портале «Изба читальня». Некоторые произведения Евгения Мирмовича звучали на радио «Гомель плюс» (Республика Беларусь) и печатались в издательстве СИНЭЛ отдельным сборником «Бессмертие», вышедшим в свет в начале 2021 года.


* В оформлении обложки использована картина Александра Самохвалова «Племя молодое», 1959-1960 гг.

487
Автор статьи: Попов Евгений Анатольевич.
Прозаик, эссеист, драматург. Один из основателей и вице-президент Русского ПЕН-центра, ассоциированный член Шведского ПЕН-Центра. Секретарь Союза писателей Москвы, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Лауреат многих престижных литературных премий.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9781
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8912
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7386
Крюкова Елена
Путеводная звезда
Рецензия Елены Крюковой - поэта, прозаика и искусствоведа, лауреата международных и российских литературных конкурсов и премий, литературного критика «Печорин.нет» - на книгу Юниора Мирного «Город для тебя».
6572

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала