"

Об издании:

Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Знамя» издается с 1931 года в Москве. Выходит 12 раз в год. Тираж 1300 экз. В журнале печатались А. Платонов, Ю. Тынянов, А. Твардовский, В. Некрасов, Ю. Казаков, К. Симонов, Ю. Трифонов, П. Нилин, В. Астафьев, В. Шаламов, Б. Окуджава, Ф. Искандер, Л. Петрушевская, В. Маканин, Г. Владимов, Ю. Давыдов, В. Аксенов, В. Войнович и многие другие талантливые писатели.

Редакция:

Сергей Чупринин (главный редактор), Наталья Иванова (первый заместитель главного редактора), Елена Холмогорова (ответственный секретарь, зав. отделом прозы), Ольга Балла (Гертман) (заведующая отделом публицистики и библиографии), Ольга Ермолаева (отдел поэзии), Станислав Вячеславович Секретов (заведующий отделом «общество и культура»), Людмила Балова (исполнительный директор), Марина Гась (бухгалтер), Евгения Бирюкова (допечатная подготовка, производство), Марина Сотникова (заведующая редакцией, распространение).

Обзор номера:

Ручная работа журнала «Знамя»

(о журнале «Знамя» № 1, 2021)

2021 год – юбилейный год для ежемесячного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Знамя». Первый номер журнала вышел в 1931 году. И на протяжении 90 лет «Знамя» остается для читателя тем изданием, в котором печатаются постоянные авторы, публикуются проза и поэзия начинающих литераторов, выходят тематические материалы к круглым датам в литературе и искусстве.

Январский номер журнала начинается со стихотворений из подборки «Обменный фонд из бусин и зеркал» Михаила Айзенберга — русского поэта, эссеиста, литературного критика. Поэтические подборки, публикуемые в «Знамени», - часто подборки стихотворений поэтов, которые публиковались ранее в журнале, и чьё творчество в разное время было отмечено литературными премиями. Так, из постоянных авторов можно отметить: Сергея Марковича Гандлевского с публикацией «Лет сто назад, году в 73-м...», Алексея Петровича Цветкова — «квинсские идиллии» и Виктора Коваля — «Незнание прикупа — не освобождает...».

Проза номера — это рассказы-зарисовки Натальи Ивановой «Короче говоря. Из жизни до коронавируса», рассказы Елены Долгопят «Мёртвые», Саши Николаенко «Отбывая жизнь. Страшные рассказики» и Бориса Лейбова «Упражнение».

В январском номере начинается публикация материалов о жизни и творчестве поэта Осипа Мандельштама в рубрике «Год Мандельштама».

«А небо, небо — твой Буонаротти...» - статья Ирины Сурат, исследователя русской литературы, доктора филологических наук, посвящена «...мотивам итальянской живописи в двух поздних стихотворениях Мандельштама...». В заметке Ирина Сурат рассматривает два стихотворения Осипа Мандельштама: «Улыбнись, ягненок гневный с Рафаэлева холста» (9 января 1937 года) и «Небо вечери в стену влюбилось...» (9 марта 1937 года). Анализ стихотворений, проводимый Ириной Сурат, показывает глубину художественного мира поэта, который через слова, яркие образы и детали создавал «визуальный контекст» в «мандельштамовской словесной живописи».

«И до крови кроил наш век закройщик» - эссе Рахеля Лихта (Израиль), исследователя творчества Бориса Пастернака. В предисловии к эссе исследователь пишет: «Среди читателей этого эссе наверняка найдутся те, кто не только наслышан о сталинском телефонном звонке Борису Пастернаку по поводу Мандельштама, но имеет собственное представление о характере этого разговора и его последствиях. Моя же цель состоит в том, чтобы документально обосновать утверждение, согласно которому разговор Пастернака со Сталиным, вопреки распространенному до сих пор мнению, ничего не решал в судьбе Мандельштама. Противоположное мнение, получившее широкое распространение, — не что иное, как миф».

В январском номере редакция возвращает рубрику «Однажды в «Знамени», приуроченную к юбилею издания. Яков Гордин, Бахыт Кенжеев, Владимир Рецептер, Евгений Сидоров, Виктор Шендерович делятся случаями из жизни, связанными с журналом.

Поэт Бахыт Кенжеев вспоминает: «Я принес какие-то стихи в редакцию на Никольской, не без трепета прошагал по мокрому снегу сквозь заставленный подержанными иномарками двор и зашел в отдел поэзии, укомплектованный прекрасной Ольгой Юрьевной Ермолаевой. Мне оказали сердечнейший из приемов, и с тех пор я стал завсегдатаем и журнальных страниц, и редакции. ... А «Знамя» между тем пригрело едва ли не всех моих товарищей по «Московскому времени» — и Сергея Гандлевского, и Татьяну Полетаеву, и безвременно ушедшего Александра Сопровского, и Виталия Дмитриева, и Елену Игнатову. Светлана Кекова тоже впервые вышла, так сказать, на большую сцену именно там».

Литературный критик Евгений Сидоров делится впечатлениями о дебюте в журнале: «Знамя» — первый толстый литературный журнал, где меня напечатали. ...Через много лет, когда редакция переехала к Малой Бронной, журнал стал моим непосредственным соседом. Я таскал туда свои статьи, встречая доброжелательность и отклик давнего соучастия в общих литературных сюжетах».

Рубрика «Однажды в «Знамени» это не только интересные истории о публикации писателей и поэтов в журнале, но и рассказ о роли издания в литературном процессе. Бахыт Кенжеев отмечает: «В мемуаристы я не гожусь из-за плохой памяти на конкретные вещи, но отлично помню карнавальный дух ранних 1990-х. Сейчас их модно поругивать, а я тогда благоденствовал, поскольку был не только богатый иностранец (хотя и недолго), но и рядовой семидесятник, упивавшийся небывалой свободой. В том числе и толстыми журналами, и едва ли не главное — «Знаменем», от номера к номеру запредельными тиражами печатавшим все более отважные матерьялы». Евгений Сидоров в своих воспоминаниях говорит о том, что «...у руля стоят два очень непохожих друг на друга человека, и это придает журналу некую устойчивость, гарантию вкуса и направления». Виктор Шендерович вспоминает: «Будучи мальчиком из хорошей московской семьи, я знал, где обитает настоящая литература, и сразу понес тексты в «Знамя» и «Новый мир». Ибо кого напечатали в «Знамени», тот уж точно писатель!».

На страницах «Знамени» публикуются как художественные произведения, так и документально-публицистические тексты. В рубрике «Сюжет судьбы» опубликован материал Марины Туревской «И Ворошилов меня поздравит...», в основу которого положены дневниковые записи воспоминаний её бабушки, дополненные новыми фактами и свидетельствами внучки...

В очерке «Сумасшедший человек из злого города, или Как сделать из районки живую газету» Максим Васюнов рассказывает о начале работы в районной газете города Козельска, главным редактором которой он стал в феврале 2020 года.

Наталия Шавшукова в эссе «Орки против говорящей собаки» рассуждает о «страшном русском ХХ веке» и историческом прошлом России.

«Логотерапия в общей палате» – наблюдения филолога и логопеда Ивана Юсова из практики работы в сфере нейрореабилитации и логотерапии со взрослыми пациентами.

Одно из направлений журнала – это литературоведческие, критические статьи и рецензии о творчестве писателей и поэтов.

Статья Геннадия Кацова «...весело сидеть за письменным столом...» посвящена творчеству поэта Александра Кушнера. Другие рецензии номера: Михаил Турбин о книге Марины Степановой «Сад», Константин Комаров о поэтическом сборнике Кати Капович, Александр Чанцев о книге Анатолия Курчаткина «Открытый дневник», Лиана Алавердова о книге Евсея Цейтлина «Писатель на дорогах Исхода. Откуда и куда? Беседы в пути», Илья Кочергин о книге Александра Уланова «В месте здесь», Григорий Кружков о книге Валерия Генкина «Повесть о печальном лемуре», Татьяна Риздвенко о романе Дмитрия Бавильского «Красная точка», Дарья Тоцкая о книге Тани Скарынкиной «Большой Чеслав Милош, маленький Элвис Пресли», Кирилл Корчагин о книге Аркадия Перенова «Бурятская Трансильвания».

«Скоропись Ольги Баллы» – это разговор о нескольких книгах, объединенных единой тематикой. В этом номере литературный критик и эссеист Ольга Балла взяла три книги: Георгия Гачева «Философия быта как бытия», Григория Тульчинского «Философия поступка: самоопределение личности в современном обществе» и Льва Рубинштейна «Кладбище с вайфаем». Ольга Балла так сформулировала тему: «задуманный для «Скорописи» этого номера разговор о воплощенности мышления, о его корнях — чувственных, образных, деятельностных, телесных, о созревании мысли и разных, равно необходимых его стадиях от повседневных соображений до философских абстракций — без этого собрания дневниковых записей частного одиноко стоящего мыслителя был бы решительно неполон».

Как отмечает Бахыт Кинжеев: «Знамя» празднует свой юбилей в непростое время. Мало того что надо бороться за выживание и соперничать со всемирной паутиной, а тут еще и проклятая эпидемия. Но эпидемия пройдет, а что до конкуренции с интернетом, то вряд ли китайские кроссовки массового производства смогут когда-нибудь сжить со свету обувку ручной работы.

Хочу воспользоваться поводом поблагодарить редакцию за ее самоотверженный труд и преданность русской словесности. Очень здорово, что у нас есть «Знамя»!».


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

Горбунов Андрей

Автор книжного блога «Опыты наивного читателя» в Instagram и Telegram. В 2019 году стал финалистом премии «Блог-пост. Лучший книжный блог года» в номинации Instagram. Пишет рецензии и обзоры книжных новинок для «Учительской газеты» и других изданий.