«Москва» № 4, 2023
Журнал «Москва» издается в Москве с 1957 года. Выходит ежемесячно. В журнале «Москва» впервые был опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», напечатан грандиозный труд Н.М. Карамзина «История государства Российского». На страницах журнала были напечатаны выдающиеся произведения русской литературы — «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова. Журнал публиковал прозу прославленных зарубежных авторов — аллегорическая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, роман «За рекой, в тени деревьев» Эрнеста Хемингуэя, повесть «Медведь» Уильяма Фолкнера и многие другие произведения.
Владислав Владимирович Артемов (Главный редактор), Михаил Михайлович Попов (Заместитель главного редактора), Владимир Васильевич Ковалев (Генеральный директор), Ольга Ивановна Киреенко (Ответственный секретарь), Наталья Владимировна Баева (Отдел поэзии и прозы), Сергей Иванович Носенко (Домашняя церковь), Лариса Эрнестовна Будникова (Главный бухгалтер), Ольга Ивановна Иванова (Корректор), Евгения Юрьевна Ерофеева (Технический редактор).
Классики и современники
Выпуск № 4 журнала «Москва» за 2023 год начинается с нестареющей классики – рассказов Антона Чехова. Редакция знакомит читателей с любопытными фактами: оказывается, у современного журнала «Москва» был предшественник с тем же названием, основанный в 1881 году. И в этом издании публиковался сам Чехов. Современная «Москва», желая подчеркнуть преемственность поколений, открывает выпуск наследием классика. Особенно интересно читать развёрнутые комментарии к рассказам, которые позволяют взглянуть на творчество Чехова с новой стороны.
Затем в номере опубликовано стихотворение Веры Кузьминой «А война – ведь она не дурочка, не отпустит тебя домой...» Вслед за бессмертной классикой – самая актуальная тема современности. Автор обнажает мистическую подоплёку войны, её текст насыщен духовными сущностями: как добрыми (дети с Аллеи Ангелов, встречающие души погибших бойцов), так и злыми (Вий, панночка – в Киеве). «Тихо-тихо играет дудочка над Бахмутом и Кременной».
Военную тему продолжает при жизни ставшая классиком Юнна Мориц в своей подборке «У меня – другая Украина». Её стихи отличает узнаваемый стиль: ёмкость и афористичность фраз, глубина смыслов, отточенность формы. Она пишет о противостоянии России и Запада, о героях и антигероях современности. Поэтесса с тоской вспоминает «другую Украину», откуда она родом. Смело и властно обращается к своей стране с призывами:
Не будь съедобной! Не верь экспертам…
Тему «русскости» подхватывает Василий Аксёнов своим произведением «Флегонт, Февруса и другие», которое сам автор определил как «не рассказ, не повесть, не роман, просто честный отчёт об одной случившейся поездке и рыбалке». Перед нами – неторопливый сказ о деревенской жизни. Писатель умело вплетает в текст диалектные словечки «повкуснее», создавая неповторимую атмосферу сибирской глубинки – глухих мест, где ещё сохранилась русская архаика. Его героями становятся старообрядцы – общность, наиболее ревностно сохраняющая заветы старины. Автор явно любуется ими, хотя и не идеализирует их уклад. Главным мерилом истинности жизни становится близость к природе. Как говорится про одну местную целительницу: «как часть природы, часть нашей тайги – обнатуренная». Традиционный уклад жизни рождает особое мироощущение. «Без миллиона – светятся от счастья», – пишет автор про Феврусу и её сына. И даже непутёвый Флегонт, пьющий, с неустроенной личной жизнью, подкупает читателя своей добротой и отзывчивостью.
В стихах Александра Кувакина из подборки «Вставай, обугленное слово!» звучит патриотический пафос, провозглашается особый русский путь. Россия – страна логоцентричная, поэтому красной нитью в стихах проходит тема слова и языка, которая органично переходит в тему религиозную. Автор призывает «черпать все слова из Слова, воду жизни – из молитв» и предвидит возрождение Империи, в которой мы будет «строить дом и сад сажать – / Чтоб с Богом жить и в Боге умирать».
В центре рассказа Лидии Сычёвой «Через пень-колоду» – исповедь пожилой женщины, история несчастной любви, поломавшей судьбы. В начале рассказа героиня чувствует себя «никому не нужной, одинокой». Проговорив историю своей жизни вслух, она начинает переосмыслять её, осознаёт свои ошибки. Лейтмотивом становится образ Ангела-хранителя, незримо помогающего героине в трудных жизненных ситуациях. В конце рассказа пожилая женщина возвращается к брошенному мужу, и хотя финал по сути открытый, но он даёт надежду на счастливые перемены.
Цикл стихов Лаэрта Добровольского «Дом птиц» поднимает много философских тем: взаимосвязь человека и природы, цикличность как основа жизни, предчувствие потерь и надежда на возрождение. Образ птицы как символ имеет множество значений, может он обозначать и свободу души:
От суеты, наскучившей давно?
Человек представляется существом ограниченным, но ему доступно откровение – через божьих тварей. Появляется также тема «птицы-тройки» – России.
Рассказ Марины Тереховой «Однажды в Африке» напоминает детские произведения Носова или Драгунского, которые интересно читать и взрослым. Он восхитительно смешной, хотя сюжет в общем-то незамысловатый: группа юных артистов вынуждена выступать без музыки, из-за чего происходит много комичных ситуаций. И хотя в конце говорится, что «после этого случая мы все охладели к театральному искусству», однако этот факт не драматизируется, напротив: каждый из выступавших по-своему самореализовался, когда вырос. А забавная история осталась в памяти.
Подборка стихов Алексея Ширяева «Мастерил мне ложе бандит Прокруст» стилистически близка русскому року, что вполне понятно, ведь автор – музыкант. В стихах органично сочетаются экспрессивные метафоры, подчас слишком смелые, и философская глубина. Тексты содержат немало отсылок к мировой культуре, реминисценций. А в лучших своих строках автор поднимается до уровня почти религиозного откровения:
Я люблю и тех, кто меня оставил.
Рассказ Анатолия Словцова «Отпуск» описывает как будто идиллию: двое отдыхают за границей на море, но море им не интересно, есть только он и она. Однако эта красивая картинка на поверку оказывается фальшивкой. И когда они возвращаются в Россию, читатель узнаёт, что оба героя имеют семьи и спокойно возвращаются в привычную жизнь. «Она приподнялась на носках и опять поцеловала его в щеку, как и тогда, утром, тысячи километров (лет?) назад, но не так, совершенно не так, не чувственно, а – откуда-то из книжек про пионеров всплыло дурацкое слово – по-товарищески». И от такой будничности перевоплощения становится особенно страшно. Автор не обличает, не морализирует, просто рисует картинки одну за другой, и достигает эффекта, высвечивая особый трагизм человеческих судеб, скрывающийся за необходимостью вести двойную жизнь, даже не осознавая всю противоестественность подобной ситуации.
В стихах Ольги Воробьёвой-Бахревской из подборки «Тобольские картинки» воспеваются природа, архитектура и история Тобольского края. Патриотизм прививается не через лозунги и красивые слова, а через живописные картины, локации, каждую из которых автор пропускает через свою душу. И не беда, что купеческие дома «близ кремля теперь стоят в руинах»,
Пока дома старинные стоят.
Далее читателям журнала предлагают познакомиться с молодыми литераторами – плеядой авторов АСПИР. Стихи для детей Юлии Логвиненко «Всё живое!..» идеально соответствуют детской психологии. Они простые по форме, легко запоминаются и учат любить окружающий мир, который представляется одухотворенным:
Волны шепчут громче, тише.
Трогательный рассказ Ольги Рыбаковой «Белое пальто» – о простой человеческой жизни, нехитрых радостях и больших потерях. Жизнь, судьба соотносится с предметами одежды, на которых в каком-то смысле зациклена главная героиня. «Кажется, крылась в этом какая-то роковая взаимосвязь – в том, что не успели черное поменять на белое. И пошла-покатилась жизнь, перешитая шерстяными теплыми нитками».
Рассказ Юлии Нургалеевой «Космонавты с улицы Ракетной» возвращает нас в мир детской литературы. Это весёлая и в то же время поучительная история о том, что надо следовать за своей мечтой, бороться и не сдаваться. Рассказ можно отнести к жанру социальной фантастики или даже притчи – слишком условен город, в котором разворачивается действие. Интересна задумка автора, согласно которой люди одной профессии проживают на одной улице и будущее их детей оказывается предопределено (не фатально, как выясняется в финале). «Федя поплелся вдоль улицы Строителей, наблюдая, как ребята сооружают шалаши из сломанных стульев, тряпок и палок. На улице Оружейников мальчишки выстругивали пистолеты и кинжалы из дерева, а кто-то уже испытывал самодельные шпаги на прочность. На улице Археологов Феде пришлось перепрыгивать через глубокие ямы, оставленные юными кладоискателями. Мальчишки с улицы Мореплавателей вытаскивали подтопленный плот из небольшого, заросшего камышами пруда».
В рассказах-миниатюрах Елены Сальниковой из цикла «Желание» живут трогательные старики – беспомощные, но вмещающие в своих душах целый мир, всю прожитую жизнь. Автор работает на грани реализма, фантастики и гротеска, соединяя комичное с трагичным. Писательница показывает, что главная потребность в пожилом возрасте – быть рядом с близкими людьми, как у сломавшей ногу старушки, которая загадала под Новый год «простое, в сущности, желание: чтобы дочь приехала её навестить».
В подборке стихов Александры Малыгиной «Вот город мой...» неоднократно звучит тема памяти:
Но имя уже никогда.
Автор вписывает современную жизнь в контекст русской литературы: «И так неловко перед Блоком». Тема смерти, как и тема забвения, окрашивает подборку в мрачные тона, но и придаёт ей философскую глубину.
В разделе публицистики читателей ждёт окончание «Литературного дневника» Владимира Кузнецова. Автор в дневниковой форме ведёт записи своих размышлений о политике, литературе, духовной жизни. Среди его заметок немало афоризмов, а наблюдения и анализ текстов очень серьёзны и глубоки, хотя подчас с долей субъективности (что естественно для дневника).
Алла Новикова-Строганова в биографическом эссе «Вдыхая жизнь и вечность...» исследует жизнь и творчество поэта-романтика А.И. Одоевского. Она опирается на воспоминания современников. В эссе упоминаются поэты и исторические деятели, так или иначе соприкасавшиеся с главным героем: Грибоедов, Рылеев, декабристы и другие.
Алексей Минкин в окончании цикла статей «Знаки равенства и различия» знакомит читателей с историей Церкви Симеона Столпника и Московской соборной мечети, с Московским зоопарком и Казанским вокзалом, а также с биографиями интересных людей.
Завершает номер раздел «Домашняя церковь». В эссе «Бог рядом: живые истории Божественного Промысла» священник Валерий Духанин повествует об удивительных случаях из жизни, заставляющих поверить в Провидение.
Журнал «Москва» в 4-м выпуске за 2023 год представил сильных и мастеровитых авторов, а также молодых поэтов и прозаиков. Отдал дань истории литературы и классике, но и про современность не забыл, продолжив публиковать поэзию об СВО. В целом, по-прежнему ощущается крепкая прогосударственная позиция редакции, совмещённая с высокими требованиями к материалу. Видимо, в этом секрет той гармоничности и целостности, которые отличают данный номер.
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.