«Звезда» № 1, 2021
Ежемесячный литературный журнал «Звезда» издаётся в Санкт-Петербурге с 1924 года. Выходит ежемесячно. Тираж 2000 экз. В журнале публиковались произведения Максима Горького (третья книга «Жизни Клима Самгина»), Николая Заболоцкого, Михаила Зощенко, Вениамина Каверина, Николая Клюева, Бориса Лавренёва («Сорок первый»), Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Алексея Толстого, Константина Федина («Города и годы», «Братья», «Похищение Европы»), Владислава Ходасевича, Юрия Тынянова («Смерть Вазир-Мухтара»), многих других выдающихся русских прозаиков и поэтов. Журнал выходил в годы блокады. После войны в журнале печатались произведения Веры Пановой, Д. Гранина, В. Кочетова, Ю. Германа.
Соредакторы - Андрей Юрьевич Арьев, Яков Аркадьевич Гордин, редактор отделов поэзия, критика - Алексей Арнольдович Пурин, редактор отдела публицистика - Ирина Аркадьевна Муравьева, редактор отдела прозы - Даниэль Всеволодович Орлов, зав. редакцией - Галина Леонидовна Кондратенко. Редколлегия: К.М. Азадовский, Е.В. Анисимов, И.С. Кузьмичев, А.С. Кушнер, А.И. Нежный, Жорж Нива (Франция), Г.Ф. Николаев, В.Г. Попов, И.П. Смирнов (Германия). Общественный совет: В.Е.Багно, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН; О.В. Басилашвили, народный артист СССР; Н.Б.Вахтин, доктор филологических наук, профессор; А.М.Вершик, доктор физико-математических наук, профессор; Л.А.Додин, народный артист России, главный режиссер Малого драматического театра — Театра Европы; А.В.Лавров, академик РАН, заведующий Отделом новой русской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом); М.П.Петров, доктор физико-математических наук, профессор; М.Б.Пиотровский, академик РАН, директор Государственного Эрмитажа; В.Э. Рецептер, народный артист России, художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра; Э.А.Тропп, доктор физико-математических наук, профессор.
Культовые авторы, санкт-ленинградский текст, интеллигентность и тяга к мировой культуре
(о журнале «Звезда» № 1, 2021)
Петербургский журнал «Звезда» стоит на таких столпах, как культовые авторы, санкт-ленинградский текст, интеллигентность и тяга к мировой культуре.
Что интересного опубликовано в январском номере?
Много места уделено материалам об Иосифе Бродском. Тут и переведённые Андреем Олеаром стихи 1990-х годов, обращённые к Анне-Марии Соццани-Бродской; и сопоставление Вен. Ерофеева и Бродского и их главных работы («Москва-Петушки», «Горбунов и Горчаков») от Лили Панн; и работа поэта с топосом, в которой разбирается Денис Ахапкин. Поразительно, как много всего написано, а поэт оказывается неисчерпаемым.
Другой важный для журнала автор — Александр Кушнер. Он выступает и с подборкой стихотворений, и с небольшим эссе о временах года в русской поэзии. Поэт подмечает одну важную особенность русского человека: «Смена времён года, кажется, нигде не оказывает такого влияния на человеческое сознание, как в России: контраст между зимой и летом, морозом и жарой и переходные периоды между ними (осень, весна) слишком ощутимы — и поэзия переполнена ими». И далее Кушнер рассуждает о Пушкине и Баратынском, Тютчеве и Фете. Со многим можно не соглашаться, где-то замечать натяжки и поэтизмы, но однозначно — приятно читать подобные эссе и листать поэтический календарь.
Статья Натальи Бонецкой о философии Серебряного века, что «работала на единый проект новой религии», вызывает некоторые вопросы. Например, автор считает, что разбираемый историко-культурный период можно расширить до таких рамок — 1870-1950-е годы. И если с нижней планкой можно ещё согласиться, то верхняя — запредельна. Впрочем, когда дело касается философии и сопрягаются Ленин и Бердяев, Соловьёв и Булгаков, такие вопросы отходят на второй план.
«Житель Васильевского острова» — мемуарный очерк Игоря Кузьмичёва об Александре Михайловиче Панченко (1937-2002) — филологе и академике. Строится текст как на топонимике и историко-культурном пространстве, в которых жил главный герой; так и на личных пересечениях, размышлениях о литературоведческих трудах, воспоминаниях о работе Панченко со Львом Гумилёвым. Самое любопытное — уход в историю русской литературы, туда подальше — к Симеону Полоцкому и протопопу Аввакуму, а то и в древнерусскую литературу; но, что очень важно, — через призму «истории русской души».
Филолог Александр Жолковский разбирает «Песню о дураках» Булата Окуджавы («Антон Палыч Чехов однажды заметил...»). Место находится как типичному разбору стихотворения со всеми иктами, размерами, рифмами и пр., так и музыкальному оформлению, и построчному комментарию.
Вообще это отрадно, что филологи в последнее время взялись за анализ музыкальных композиций: то Олег Лекманов будет разбирать Бориса Гребенщикова, то Владимир Новиков — Владимира Высоцкого, то вот Александр Жолковский — Булата Окуджаву.
«Звезда» публикует и живые критические отклики на литературные новинки — от молодых критиков: Елена Васильева рассказывает о книге «Участники» Дениса Епифанцева, Дарья Облинова — «Саде» Марины Степновой, а Анастасия Житинская — «Детстве» Тове Дитлевсена.
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.
Популярные рецензии
Подписывайтесь на наши социальные сети
![](/bundles/sipresource/assets2/images/book-small.png)