Об издании:

Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сибирские огни» издается в Новосибирске с 1922 года. Выходит 12 раз в год. Тираж 1500 экз. Творческая судьба многих деятелей российской литературы была прочно связана с «Сибирскими огнями».

Редакция:

Главный редактор - М. Н. Щукин, Владимир Титов (ответственный секретарь), Михаил Косарев (начальник отдела художественной литературы), Марина Акимова (редактор отдела художественной литературы), Лариса Подистова (редактор отдела художественной литературы), Елена Богданова (редактор отдела общественно-политической жизни), Т. Л. Седлецкая (корректура), О. Н. Вялкова (верстка), редакционная коллегия: Н. М. Ахпашева (Абакан), А. Г. Байбородин (Иркутск), П. В. Басинский (Москва), А. В. Кирилин (Барнаул), В. М. Костин (Томск), А. К. Лаптев (Иркутск), Г. М. Прашкевич (Новосибирск), Р. В. Сенчин (Екатеринбург), М. А. Тарковский (Красноярск), А. Н. Тимофеев (Москва), М. В. Хлебников (Новосибирск), А. Б. Шалин (Новосибирск).

Обзор номера:

Жизнь страшнее выдумки

В октябрьском номере «Сибирских огней» за 2022 год особенно ярко заметен контраст между прозой и поэзией. Если поэты обращаются к надмирному, вечному, неощущаемому, то прозаики сосредоточились на злободневных остросоциальных проблемах.

Хоррор-повесть «Черные сестры» автора из Подмосковья Андрея Ломовцева погружает читателя в мир панельных домов с городской окраины. Этот мир неприятен, ненормален, в нем творятся страшные вещи. Причем под страшными вещами я имею в виду не встречи подростков-готов, проклятия ведьм и появление темных сущностей в квартире, а жизнь семьи, состоящей из чужих друг другу людей. Пока писатель нагнетает мистический мрак, семья распадается. Мать решает жить отдельно, и все относятся к этому равнодушно. Отец пьет и ни с кем не разговаривает. Старшая сестра Арина увлекается психологией и желает всех спасать, не спросив, надо ли это кому-нибудь. Неудивительно, что ее младшая сестра Лиза ищет сообщество, которое выполняло бы функции семьи. И находит его в субкультуре готов – проклятие тут не при чем. Такая семья пугает больше, чем призраки и колдовство.

К похожему выводу приходит и герой повести Игоря Алексеева «Рыба бьется об лед». Социальный работник Игорь мечтал написать фантастический детектив, но «жизнь оказалась гораздо страшнее выдумки». Будни школьного соцработника – это голодные дети, живущие в нечеловеческих условиях, семьи алкоголиков и наркоманов, девочки, больные сифилисом, преступники, которым из школы дорога только в колонию. Очерковая описательность здесь настолько сильна, что повесть больше напоминает газетный материал на остросоциальную тему. Однако кое-что писателю удалось передать художественно точно – реплики родителей, узнавших от инспектора, что ребенок не ходит в школу. Они дают настолько исчерпывающее представление о семье, что описаний не требуется.

А вот героям рассказа Юлии Боднарюк «Миротворец» и вовсе не удалось построить семью. Получилась история несбывшейся любви. Арина и Саша – давние друзья. Во время очередной встречи герои понимают, что любят друг друга. У обоих уже налажена жизнь, Арина замужем. Только вот она жалеет о каждой непройденной дороге, будто хочет прожить несколько жизней, а заодно испытать Сашу, который почему-то ни на ком не женится. Саше вполне комфортно в «тесной обжитой реальности». Виток в отношениях с Ариной не видится ему чем-то противоестественным, но предпринимать он ничего не собирается: «Жизнь только начинается, а уже кажется такой устоявшейся, такой предсказуемой. Он уже ничего не ждет от нее, поэтому сама мысль о том, чтобы побороться за Арину, кажется ему чужой, случайно залетевшей в голову». На работе Саше нужно улаживать конфликты, но в жизни он предпочитает не конфликтовать вообще, чем разочаровывает Арину. Опасная искра потушена.

Рассказ «К своей земле» алтайского автора Вячеслава Лямкина тоже драматичен. В нем писатель размышляет, каково живется человеку, оторванному от родных мест. Главный герой вынужден покинуть поселок, где был счастлив, и искать заработка в городе. Та же участь постигла узбека Аскара, разнорабочего, фактически ставшего рабом у своего хозяина. Оба ощущают себя не на своем месте и тоскуют по родному дому. Чувство дома, по словам автора, нельзя отнять. У Аскара нет теплого угла, паспорта, его лишают самоуважения. Но чувство принадлежности чему-то большому, родному, тому, что дает сил, отнять невозможно. Гибель Аскара вдали от родины, когда уже почти удалось получить паспорт, по-настоящему трагична.

По сравнению с повестями и рассказами поэтические подборки номера выглядят воздушно и невесомо. Неощущаемое, сон, бабочка, птичка – поэзия доктора филологических наук Юрия Казарина метафорически хрупка. Это «леса бродячего ума», затмения и созвездья, где душа купается в океане. Поэт наблюдает из своей вечности за движением планет, что создает ощущение плавности, надмирности, философского созерцания:

Свет близится и вдруг возник:
глухонемого изумленья
неощущаемый язык.
И с неба сыплются мгновенья

на жизнь, на смерть, на воротник.

Подборка Павла Сидельникова посвящена звукам: звучанию неловкого разговора, шепоту молитвы, диалогу влюбленных, колыбельной и, наконец, музыке судьбы:

а мама на ночь пела: «у-лю-лю» –
и в колясочке качала святость странную мою.
и так дитя старались уберечь
звуки, мною обращенные в бессмысленную речь.
лес-поляна-бугор-яма-обрыв –

все музыка играет, уже себя опередив.

Тему судьбы, дороги и времени, пути земного и пути по земле продолжает поэт из Читы Екатерина Пешкова. И как поезду не сойти с колеи, так и лирической героине не сойти с намеченной судьбы. Дорога меняет нас, и каждого ждет неминуемая осень:

Поседевший одуванчик смотрит в небо,
в вечность,
в утро.
По июньской синей гуще белым – пухлая река.
Дунет ветер и развеет одуванчиковы кудри.
Был цветок, а станет вата, чтоб наполнить облака.

Вот и ты уже седеешь...

Старт и финальная точка каждого путешествия – вокзал, поэтому неудивительно, что Екатерина Пешкова уделяет данному топосу особое внимание. Так же, как и лирический герой стихотворения Игоря Северянина «Гимн вокзалу», она любуется транспортной гаванью. Однако если герой Северянина мчится прочь из города и воспевает вокзал как место, позволяющее покинуть «шеломящие мозг» улицы, то героиня Екатерины Пешковой остается и даже замирает, и в этом созерцании есть что-то щемяще тоскливое:

Мы просто наблюдали, чуть дыша,
За суетой далекой и не нашей.
И не было прекраснее пейзажа.

И некого нам было провожать.

Публицистическая часть номера представлена статьей краеведа Константина Голодяева о развитии оперного театра в Сибири и материалом филолога Александра Агалакова, в котором он рассказывает, как из героя стать взяточником на примере первого полицмейстера Новониколаевска. Здесь же можем узнать мнение кандидата филологических наук Кристины Андриановой о современном патриотическом кинематографе и прочитать заметки критика Валентины Семёновой о книге Станислава Куняева «К предательству таинственная страсть…».

Традиционно завершает номер искусствоведческий материал о живописи сибирского художника Валентина Кукуйцева. Описывая работы мастера, Владимир Чирков вызывает у читателя острое желание взглянуть на картины – их легко найти на сайте журнала в разделе «Галерея». Яркие, светлые и радостные пейзажи Валентина Кукуйцева напоминают о том, как много вокруг нас красоты и жизни, а еще они перекликаются с обложкой журнала, где тоже изображен знакомый пейзаж. «Я пришел в мир, чтобы показать, как он прекрасен. Вглядитесь в этот мир, и вы поймете, как велик человек, когда он свободен – свободен как личность, как художник, как творец!» – призывает художник и хочется стать героем его картины, путником в шляпе среди цветущего поля.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

257
Вежбицкая Ксюша
Родом из самого индустриального города Сибири — Новокузнецка. Училась на факультете русского языка и литературы. Работает внештатным автором в печатных и интернет-изданиях, а также пишет короткие рассказы. Участник всероссийских мероприятий для молодых писателей. Автор публикаций в толстых литературных журналах и сборника рассказов «Не поехать ли нам за счастием».

Популярные рецензии

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
8338
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
6075
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
6064
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
4831

Подписывайтесь на наши социальные сети

 
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии.
Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
 
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»?
Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.
Вы успешно подписались на новости портала