Об издании:

Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Юность» издается в Москве с 1955 года. Выходит 12 раз в год. В журнале «Юность» печатались: Анна Ахматова, Белла Ахмадулина, Николай Рубцов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Борис Васильев, Василий Аксёнов, Юнна Мориц, Эдуард Лимонов  и многие другие известные авторы.

Редакция:

Сергей Александрович Шаргунов (главный редактор), редакционная коллегия: Сергей Шаргунов, Вячеслав Коновалов, Яна Кухлиева, Евгений Сафронов, Татьяна Соловьева, Светлана Шипицина; Юлия Сысоева (редактор-корректор), Наталья Агапова (разработка макета), Наталья Горяченкова (верстка), Антон Шипицин (администратор сайта), Людмила Литвинова (главный бухгалтер), Общественный совет: Ильдар Абузяров, Зоя Богуславская, Алексей Варламов, Анна Гедымин, Сергей Гловюк, Борис Евсеев, Тамара Жирмунская, Елена Исаева, Владимир Костров, Нина Краснова, Татьяна Кузовлева, Евгений Лесин, Юрий Поляков, Георгий Пряхин, Елена Сазанович, Александр Соколов, Борис Тарасов, Елена Тахо-Годи, Игорь Шайтанов.

Обзор номера:

Юность: взгляд в будущее

Если попробовать обобщить восьмой номер за 2022 год в поисках чего-то общего для всех материалов (что достаточно сложно – опубликованы произведения разных форм и жанров), то яркая общая черта – современный язык и в поэзии, и в прозе, и в публицистике.

Авторы за счёт языка, актуальной повестки дня сокращают дистанцию между собой и читателями. Автор уже не стоит за кафедрой и не вещает собравшимся. Автор сидит в общем кругу с читателем и беседует, ведёт диалог. О сокровенном ли, о невероятном, о смешном или грустном, о наболевшем или об интересном.

Сокращение дистанции между автором и читателем, на мой взгляд, – важное достижение восьмого номера «Юности».

Открывает номер интервью «Я сомневаюсь во всем» с писателем Владимиром Войновичем (взятое незадолго до его смерти в 2018 году), автором сорока песен, например, песни про космонавтов «Заправлены в планшеты космические карты…» или песни «Если к другому уходит невеста, то неизвестно кому повезло», автором антиутопии «Москва 2042», романа «Чонкин» и многих других. Интервьюер Сергей Шаргунов даёт собеседнику выговориться, сказать обо всём: от мелочей о погоде перейти к детским воспоминаниям, рассказам об эмиграции, о принципах жизни и принципах творчества. В судьбе Владимира Войновича фактурно проступают события общественной и политической жизни: донос на отца за участие в разговоре о политике, вынужденный выезд Войновича за границу, цензура, знакомство с диссидентами.

Благодаря тактичности ведущего, респондент к концу интервью раскрывается, доверяется и среди прочих смелых откровений делится формулой своего творчества: «Я продолжаю придерживаться поэтики изображения жизни как она есть».

В разделе «Поэзия» восьмого номера – три поэта Максим Лаврентьев, Михаил Максимов, Алексей Черников.

Подборка из двенадцати стихотворений Максима Лаврентьева «Притчи Соломона» – переложение в силлабо-тонической системе стихосложения Притчей Соломоновых.

По мнению некоторых исследователей, один из источников верлибра – библейская поэтика, не утратившая своей силы даже при переводе первоисточника.

Если придерживаться тезиса о том, что библейские тексты написаны верлибром, то двенадцать «Притчей Соломона» Максима Лаврентьева – успешный лингвистический и культурологический эксперимент по переложению верлибра в силлаботонику.

Стихотворения Лаврентьева особо раскрываются при сопоставлении с первоисточником. Поэту удалось сохранить дружескую, назидательную интонацию, подчинить размеру прямую речь, использовать библейские обороты и рефрены.

«Притчи Соломона» достойны прочтения, конечно, не только благодаря эксперименту с формой, но и благодаря содержанию. А как считал Иосиф Бродский, главное – это величие замысла.

В подборке Михаила Максимова четыре стихотворения: «Круг», «Алтай», «Радио», «Стонут стены». Поэт обрывочно, усиливая повторами, звуками, преломлением чувств о природу, родной Алтай, уверенно и чётко высказывается о жизни.

Экзистенциальная тоска, глубокая печаль и великая радость, пресность жизни и её торжество смешиваются в лирическом герое. И печальный финал как жизнеутверждающая точка. И надежда как тихая грусть. Абсолютно живая поэзия.

Алексею Черникову из Архангельска 20 лет, у него интересная биография, а стихотворения цикла «Мы не уместимся в себе» – взрослые, серьёзные, полные размышлений. Будто его стихи написаны давно-давно, будто Алексей – Бенджамин Баттон, и время для него течёт в другую сторону. Будто стихотворения уже отлежались, настоялись, созрели, сбросили шелуху, пошлость и стали вне времени.

Забери мое право на вдох,
Оголи до простого скелета.
В череде уважаемых вдов

будешь первой на целое лето.

Или:

Удачная любовь напоминает дрему

в отравленной воде, в удобном лежаке…

Или:

… Я не прячу тебя в закоулках удобной обиды
и тем более не унижаю ни памятью, ни

ожиданием нового чуда, ни просьбой вернуться.

В прозе номера рассказы в жанре реализма, повесть-полуутопия, фантастический рассказ и авто-фикшен.

«Майкл Фелпс отдохнет» Александра Беляева – рассказ в жанре реализм. Редакция журнала ищет нового героя «…главред приказала». Сотрудницы редакции «красивые ухоженные барышни с филологическим образованием» в замешательстве. Выбор останавливается на спортсмене, как раз сейчас Олимпийские игры. Журналистка встречается с респондентом – кандидатом на современного героя. Параолимпийцем, пловцом. Ничем не примечательное интервью вскрывает изъяны, болезненные нарывы современного общества. Неискренность. Фальшь в словах и действиях. Поверхностность.

Журналистка видит не человека перед собой, а материал, и придумывает, как бы всё поудобоваримее упаковать. Герой говорит лишь то, что от него ожидают услышать. Говорит то, что положено говорить в подобных случаях. И не потому, что ему нечего сказать. Он понимает, что откровенничать, раскрываться незачем.

Тонкий подтекст. Современная посылка. Забористый язык повествования.

Жанр повести «Последнее безумное поколение» Валерия Попова определён как полуутопия. Оригинальный жанр (единственный в своём роде – не знаю других полуутопий) коррелирует содержанию. Не мрачная фантазия с призывом к борьбе вроде Замятина, но ироничная, временами саркастичная история о том, как выжить в «идеальном» мире.

Повествование от первого лица. Главный герой – образованный, деятельный человек, внедривший важные реформы для счастливой жизни. Герой остроумен и постоянно шутит над собой, своей спутницей, примусом, проводницей и прочее-прочее. В повести в изобилии оригинальные персонажи – одушевлённые и неодушевлённые.

Выжить в «идеальном» мире возможно лишь благодаря юмору. Чтобы передать общий посыл и настроение текста, цитирую концовку:

«– Мы прорвёмся! – простонал я.

– Кто ж нас пропустит? – простонал в ответ Сева.

С воды доносились счастливые крики и смех».

Домашний, уютный, как свежеиспечённый в деревенской печи хлеб, рассказ «Дорога» Ольги Утривановой.

Писательница пишет о прошлом, годы Великой Отечественной, тыл. Событиями, пересказанными в «Дороге», могла поделиться бабушка, сидя летом на лавочке в бурочках, укутанная в шерстяную шаль. Автор убирает связующее звено – собеседника бабушки, выслушавшего рассказ. И оставляет только самую суть – событие, превращая его в вечное, не пересказанное, не записанное, не услышанное, а случившееся.

«Мой дядюшка Гуппи-Буш» – фантастический рассказ от Саши Павловой. Автор развивает идею цифрового наследства, превращая в наследство… Впрочем, нельзя сказать, что досталось племяннику в наследство от богатого дядюшки. На этой интриге много завязано. Поэтому читать и размышлять о ценности общения, науки, дружбы, исполнении мечты. И всё – в совершенно необычных обстоятельствах.

Юрий Нечипоренко представляет два рассказа, написанных в жанре авто-фикшен: «Комета» и «Собака с грустными глазами».

«Комета» – рассказ о дружбе между мужчиной и женщиной, где один из друзей рассчитывает на большее. Рассказ о необъяснимом влиянии одного человека на другого. Наверное, в жизни каждого был человек, оставивший след, даже изменивший жизнь, сам того не ведая. И как объяснить встречу, дружбу, влечение? Не иначе как неизведанными законами Вселенной. Отсюда и название «Комета».

«Собака с грустными глазами» – рассказ об ответственности, вернее, о нежелании человека брать на себя ответственность, о воображаемом чек-листе препятствий и проблем, что свалятся на голову, если решиться сделать доброе и бескорыстное, даже для собаки. Что уж говорить о добром и бескорыстном для себе подобного.

Рассказы Юрия Нечипоренко будто созданы для медленного чтения. Наблюдать и осмысливать.

В рубрике «ЗОИЛ» обозревается литературная периодика, современная российская фантастика, книги для детей и подростков.

Литературную периодику обозревает Роман Сенчин в статье «Миражи Хуррамабада. «Мешалда. Книга семейных рецептов» Андрея Волоса. Мысли после прочтения».

Роман Сенчин с сочувствием к невезению с критикой обозревает творчество Андрея Волоса, уделяя внимания «Книге семейных рецептов». Андрей Волос описывает своё детство в Таджикистане через призму рецептов. Один рецепт – одна история из жизни.

Автор статьи, анализируя книгу, много цитирует, что даёт представление о языке и структуре книги Андрея Волоса. При этом критик подчёркивает художественную ценность «Мешалды» – проблему понятий «свой» и «чужой», проблему интеграции в чужую культуру и подчёркивания своей идентичности.

В статье «Свежая кровь: подборка российской фантастики от молодых авторов» Денис Лукьянов обозревает одиннадцать фантастических романов.

Обзоры содержат экспозицию, чисты от спойлеров, написаны живо и с юмором в форме дружеского повествования как к потенциальному читателю, так и к автору. Чтобы читатель лучше представил себе обозреваемую книгу, автор статьи даёт оригинальное резюме: что напоминает обозреваемый роман и что ещё у этого автора почитать.

Для иллюстрации стиля повествования в обзоре цитирую: «В этой подборке обозреваем самые свежие романы молодых российских писателей-фантастов разного калибра: от фэнтези-детектива до подростковой драмы. Тут сбываются мечты Галилео, Джон Фрэзер аплодирует стоя, сериалы от Disney получают второе дыхание, а Пруст подсматривает пару сквозных деталей».

Третий блок обозрения от Татьяны Соловьевой – новинки детской и подростковой литературы в статье с заглавием «Путешествия во времени и не только».

25 книг разных жанров в материале Татьяны Соловьевой. Повести, виммельбухи, комиксы, классические сюжеты и фантастика. Объёмный материал создаёт общую картину современной детской и подростковой литературы.

В рубрике «Былое и думы», в статье «Колымский блокнот» литературовед Игорь Дуардович публикует ранее неизвестные стихи Юрия Домбровского. Помимо самого поэтического наследия, автор статьи показывает путь своих изысканий, вскрывает контекст и подтекст поэтического наследия.

Восьмой номер начинался интервью Сергея Шаргунова с Владимиром Войновичем. Заканчивается же номер диалогами Евгения Попова и Михаила Гундарина.

Диалоги – формат рассказа о жизни Василия Шукшина. Текст лишён академизма, написан просто и без вычурности, обогащён легендами, посвящён истории поступления Шукшина во ВГИК. Представьте, два умных, интеллигентных человека (авторы фрагмента биографии) разговаривают об известной и неоднозначной фигуре в кино и литературе. Разговаривают без апломба, не кичась знаниями, не мудрствуя терминами, просто говорят: слышал было то-то и то-то. А сам Василий Макарович говорил… А о нём говорили… А почитаем его вступительные работы…

Ощущение причастности к уютному вечеру под лампой в компании двух интересных людей: слушать и слушать (= читать и читать).

Совершенно живая, интересная документальная проза. Ироничная, остроумная, при этом основанная на фактах и на уважении к тому, о ком говорят.

Восьмой номер «Юности» стремится в будущее. Актуальные современные проблемы преломляются в призме бесконечности времени и пространства. Все тексты номера больше, чем злободневная шпилька, что забудется завтра.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

414
Зюкина Ольга
Автор литературного блога с обзорами книг, прозаик, публиковалась в толстых литературных журналах, верит в силу слов и текстов.

Популярные рецензии

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
8476
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
6801
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
6187
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
4938

Подписывайтесь на наши социальные сети

 
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии.
Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
 
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»?
Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.
Вы успешно подписались на новости портала