Об издании:

Ежемесячный литературный журнал «Звезда» издаётся в Санкт-Петербурге с 1924 года. Выходит ежемесячно. Тираж 2000 экз. В журнале публиковались произведения Максима Горького (третья книга «Жизни Клима Самгина»), Николая Заболоцкого, Михаила Зощенко, Вениамина Каверина, Николая Клюева, Бориса Лавренёва («Сорок первый»), Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Алексея Толстого, Константина Федина («Города и годы», «Братья», «Похищение Европы»), Владислава Ходасевича, Юрия Тынянова («Смерть Вазир-Мухтара»), многих других выдающихся русских прозаиков и поэтов. Журнал выходил в годы блокады. После войны в журнале печатались произведения Веры Пановой, Д. Гранина, В. Кочетова, Ю. Германа.

Редакция:

Соредакторы - Андрей Юрьевич Арьев, Яков Аркадьевич Гордин, редактор отделов поэзия, критика - Алексей Арнольдович Пурин, редактор отдела публицистика - Ирина Аркадьевна Муравьева, редактор отдела прозы - Даниэль Всеволодович Орлов, зав. редакцией - Галина Леонидовна Кондратенко. Редколлегия: К.М. Азадовский, Е.В. Анисимов, И.С. Кузьмичев, А.С. Кушнер, А.И. Нежный, Жорж Нива (Франция), Г.Ф. Николаев, В.Г. Попов, И.П. Смирнов (Германия). Общественный совет: В.Е.Багно, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН; О.В. Басилашвили, народный артист СССР; Н.Б.Вахтин, доктор филологических наук, профессор; А.М.Вершик, доктор физико-математических наук, профессор; Л.А.Додин, народный артист России, главный режиссер Малого драматического театра — Театра Европы; А.В.Лавров, академик РАН, заведующий Отделом новой русской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом); М.П.Петров, доктор физико-математических наук, профессор; М.Б.Пиотровский, академик РАН, директор Государственного Эрмитажа; В.Э. Рецептер, народный артист России, художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра; Э.А.Тропп, доктор физико-математических наук, профессор.

Обзор номера:

Ради чего? Или «Гори, гори, моя звезда…»

Обзор 4 номера журнала «Звезда» за 2022 год хочу начать этими блистательными строчками Владимира Чуевского, сочиненными в 1847 году, ибо «Звезда» за почти 100-летие существования в СССР и России делала все возможное, чтобы не только ярко гореть, но отстаивать свою творческую и общественную позицию, не становится медийным довеском какой-либо партии или финансовой группы, не навязывать читателю какую бы то ни было моноидеологию. Учитывая меняющиеся политические реалии, сохранить верность этой позиции получалось не во все времена и не всегда убедительно. После печально известного Постановления ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» о неудовлетворительной деятельности журналов, опубликованного в № 7/8 за 1946 год, журнал за несколько лет в идеологическом смысле почти «исправился» – неизменным атрибутом каждого номера стала покаянная статья.

В 1946 году: № 9 – И. Сергиевский. Об антинародной поэзии А. Ахматовой, В. Десницкий. Максим Горький в борьбе за идейность и партийность литературы в годы реакции, № 10 – А. Еголин. За высокую идейность советской литературы, № 11 – Л. Плоткин. Сила советской литературы.

В 1947 году: № 1 – Ан. Волков. Знаменосцы безыдейности: (Теория и поэзия акмеизма), № 4 – В. Бакинский. Маяковский в борьбе за социалистическую лирику, № 5 – Поэты советской Литвы. № 6 С. Касторский. М. Горький в борьбе с литературным декадансом, № 7 – В. Жирмунский. Образование национальных языков в свете учения товарища Сталина о нации, № 11 – Янка Купала. О Сталине-сеятеле и т.п.

А чем живет и «дышит» журнал сегодня?

Владимир Дроздов. Стихи. Пейзажные строки Дроздова сильны, образны и притягательны, философские – как им и положено, – запутаны и туманны. Поди, пойми, что слышится в этой путанице: поступь льва или крадущиеся шаги охотника?

Уплывает август весело.
Тяжелеет жест руки.
Ставит гири равновесия

ночь на зеркало реки…

Алекс Тарн. Четыре овцы у ручья. Новый роман для ценителей прозы Алексея Тарновицкого – израильского писателя, публициста, драматурга и переводчика, на мой взгляд, можно охарактеризовать замечательными словами героини рассказа Виктора Андреева «Ради чего?», опубликованного в этом же номере:

«– Да, пишете вы хорошо. Нет ни начала, ни конца. И сюжета, в сущности, нет. А читать – интересно. По-моему, так в России сейчас не пишет никто».

Сергей Волков. Стихи. Простыми, глубокими строчками поэт делится с читателем самым сокровенным – искренними, без прикрас размышлениями:

Днем холодным осенним
Тень твоя на стене.
Что же ты, невезенье,
Так пристало ко мне?
Под твоею звездою
Я родился на свет,
И чего-нибудь стою,
Да желающих нет.
И с ножом перочинным
Вновь тянусь к сургучу,
И дрожу за лучину,

И молюсь на свечу.

Строки «Как сорок лет тому назад» Бориса Краснова пытаются породниться с их блистательными предвестниками – строками Арсения Тарковского образца 1969 года:

Хвала измерившим высоты
Небесных звезд и гор земных,
Глазам – за свет и слезы их!
Рукам, уставшим от работы,
За то, что ты, как два крыла,

Руками их не отвела!

Виктор Андреев представил короткие рассказы «Ради чего? Происшествие, которого никто не заметил» и «Последнее имя».

Начало первого рассказа: «Бунина, хоть тот и нобелевский лауреат, он не любил. Его знаменитую «Митину любовь» Николай называл не иначе как примитивный плагиат: «Прочтите сами чеховский рассказ «Володя» и сравните. У Чехова – раньше и лучше. Без соплей», подсознательно возвращает к известной эпиграмме А.И. Куприна, адресованной Бунину, сочиненной по случаю его Нобелевского лауреатства:

Поэт, наивен твой обман.
К чему тебе прикидываться Фетом.
Известно всем, что просто ты Иван,

Да кстати и дурак при этом.

Примечательно, что фабула рассказов будет развиваться совершенно в другом русле, хотя, как прочесть…

Новые стихи молодого поэта Константина Шакаряна, дебютировавшего в журнале «Звезда» в 2020 году, скорее всего, найдут отклик у такого же молодого читателя. В добрый путь!

Катя Капович. Дочки-матери. Рассказ адресован любителям «дамской» литературы с элементами эмигрантской мелодрамы, которая начинается весьма предсказуемо, но внезапно обретает «второе дыхание» и неожиданное развитие фабулы…

Клавдия Шарыгина. Каждый день. Стихи. Вспоминаются слова Чехова, процитированные А.И. Куприным в его воспоминаниях:

«– Все нынче стали чудесно писать, плохих писателей вовсе нет. И оттого-то теперь все труднее становится выбиться из неизвестности.

– Не всем же <…> писать, как Толстой».

«Мемуары XX века». Константин Грегер. Из воспоминаний. Публикацию, вступительную заметку и исчерпывающие примечания, подготовленные Н.М. Жутовской, оценят любители мемуаристики, которым адресованы воспоминания К. Грегера. К сожалению, интереснейшее повествование закамуфлировано сухими, часто безликими строками, изобилует скучными описаниями и образами, не несущими яркой авторской индивидуальности и эмоциональной окраски.

Юлий Рыбаков. На моем веку. Главы из книги. Критическое экономическое и политическое обозрение о результатах гайдровских реформ 90-х годов XX века. В марте 2010 года Рыбаков подписал обращение российской либеральной (проамериканской) оппозиции «Путин должен уйти» (информация из Википедии; сайт для сбора подписей в настоящее время заблокирован по требованию законодательства РФ). Интересно, как сегодня оценивает Юрий Андреевич этот поступок и разделяет ли свою позицию двенадцатилетней давности?

«Такая вот история». Владимир Непевный. Карибский кризис. История одной командировки. Тема, затронутая Владимиром Непевным, по истине неиссякаема и остается актуальной, несмотря на 60 лет, прошедших с момента Карибского кризиса, а детали, неожиданные повороты и перипетии события тщательно анализируются и изучаются не только историками, но и литераторами.

«Эссеистика и критика». Елена Скульская. Шекспир по слогам. Изучить по слогам Шекспира – загадочного и непознанного, являющего собой легендарный источник множества апокрифичных историй – задача непосильная для современников. Однако эстонский писатель Елена Скульская скорпулезно пытается найти тропинку, ведущую во внутренний мир драматурга, отыскать психологические движители – мотивы поведения шекспировских героев. Во время этих поисков автора и читателя ждут неожиданные открытия. Любителей Шекспира адресую к интереснейшей речи И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», произнесенной 10 января 1860 года.

Андрей Арьев. О двух фразах Владимира Набокова. Тема межличностных конфликтов русских литераторов периода 20-х – 40-х годов не нова, а точнее, бесконечна, и возникает в периодике снова и снова: Куприн и Горький, Горький и Маяковский, Куприн и Бунин и т.п. Андрей Арьев посвятил свое исследование истории взаимоотношений Набокова и Георгия Иванова. Читатель, вероятно, знаком с книгой А. Арьева «Жизнь Георгия Иванова», изданной журналом «Звезда» в 2009 году, которая получила неожиданное смысловое развитие в представленной журнальной публикации.

«При скудном свете лампы». Рейн Карасти – (Рогинский и Булатовский, не путать с дуэтом Ильф и Петров) в зарисовке «Не пытайтесь повторить» поведали о судьбе «Троечника» Георгия Ефремова.

Личность Г. Ефремова весьма примечательна и столь же неоднозначна: литературный секретарь Д.С. Самойлова (1973-1975), директор издательства «Весть» (1986-1995), член Союза писателей СССР и член Союза писателей Литвы (1985). В 1988 году включился в деятельность «Саюдиса» по выходу Литвы из става СССР, принимал участие в издании печати движения на русском языке, издатель и редактор газеты «Согласие». В 1991-1995 годах преподаватель Литературного института в Москве, менеджер в Институте молекулярной биологии РАН (1996-1998) и т.п. Хочется воскликнуть: «Кто Вы, доктор Зорге?». Статья Карасти отчасти поможет удовлетворить любопытство читателей.

«Философский комментарий». Игорь Смирнов. Гедонизм. Окончание. Как бы удивился основоположник гедонизма древнегреческий философ Аристипп (435-355 гг. до н.э.), который, как известно, различал всего два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души, прочтя комментарии Игоря Смирнова!

Путь к счастью, по мнению Аристиппа, пролегал в попытках достижения максимального удовольствия, избегая при этом физической боли, а смысл жизни состоял в получении этого удовольствия. Как быстро устаревают теории…

«Былое и книги». Булат и злато. Александр Мелихов размышляет о книге Дмитрия Травина «Почему Россия отстала?». Автор определяет место России, как некую восточную периферию на карте Европы, обуславливающую ее абстрактную отсталость (по мнению автора) от мифических достижений Запада. Безусловно, даже сама постановка вопроса, вынесенная в название книги, предполагает отсутствие объективности и беспристрастности оценки, однако желание провести пусть и субъективные сравнения не в пользу России, как обычно, преобладает над здравым смыслом. Читателю, глубоко интересующемуся темой, можно рекомендовать увлекательнейшее сочинение «Россия и Европа» русского философа Н.Я. Данилевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого отмечается в 2022 году.

Раздел рецензий «Хвалить нельзя ругать» представлен четырьмя рецензиями.

Николай Родосский откликнулся на книгу Моники Блэк «Земля, одержимая демонами. Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии» о биографии Бруно Гренинга, который объявил себя транслятором невидимой «струящейся божественной силы», которая передается ему непосредственно от Бога, назвав ее «Хайльштром» (нем. Heilstrom). Гренинг утверждал, что эта сила может предаваться через него другим людям при общении с ним, нахождении на массовых сеансах, при прослушивании его выступлений по радио. Подмечено, что «целители» подобного рода появляются в разных странах на переломных моментах истории (вспомним Россию 90-х).

Кирилл Ямщиков поделится впечатлениями о книге Дмитрия Данилова «Саша, привет!» (книга-победитель Премии «Ясная Поляна» 2022), Александр Вергелис – о книге Ирины Евсы. Хор несогласных. Две оригинальные и такие разные истории, кажутся от начала до конца выдуманными их авторами.

Рецензент под лаконичным псевдонимом А.П. приоткроет завесу над сборником «Стихотворения и переводы: 1824-1864» Степана Шевырева, выбор стихов для сборника дело рук Игоря Вешневецкого.

Логично завершить обзор, начатый жизнеутверждающими строчками «Умру ли я – ты над могилою, гори, гори, моя звезда» – на крепкой патриотической ноте стихами Шевырева, написанными по случаю миропомазания и венчания на царство Государя Императора Александра II в 1856 году:

И срок настал. Мгновения святые
Сошли с небес! День славы наступил!
Здесь, в этот день, с Тобою вся Россия

И с нею Ты, во имя Бога сил.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

737
Костерев Александр Евгеньевич
Родился в Ленинграде, автор стихов, пародий, эссе, переводов, опубликованных в советской, российской, зарубежной периодике: «Смена», «Советская культура», «Новгородская правда», «Тюменский комсомолец», «Уральский рабочий», «День литературы», «Новый мир», «Причал», «Эрфольг» «Таврия литературная», «День и ночь», «Дальний Восток», «Автограф», «Литра», в изданиях Латвии, Чехии, Эстонии и других стран («Юрмала», «Ригас Балсс», «Молодежь Эстонии» и др.). Начинал творческую деятельность в 80-ых годах прошлого века в качестве автора и исполнителя Ленинградского городского клуба песни, позднее — участник нескольких ленинградских ЛИТО, ВИА и рок-групп, автор и ведущий музыкальных программ на Ленинградском радио, артист Ленконцерта. Всего в творческой биографии стихи более чем к 100 песням на музыку Александра Зацепина, Сергея Березина, Аркадия Укупника, Вячеслава Малежика, Валерия Ярушина и других. Песни на стихи Александра Костерева в разное время исполняли: Валентина Легкоступова, Валерий Леонтьев, Валерий Ярушин, Вячеслав Малежик, Юрий Охочинский, Эдита Пьеха, Михаил Шуфутинский, группы «Ариэль», «Иваныч», «Нескучный сад», «Пламя» и др. Победитель многих российских и международных литературных конкурсов. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.

Популярные рецензии

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
8006
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
5694
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
4555
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
4504

Подписывайтесь на наши социальные сети

 
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии.
Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
 
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»?
Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.
Вы успешно подписались на новости портала