Об издании:

Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Юность» издается в Москве с 1955 года. Выходит 12 раз в год. В журнале «Юность» печатались: Анна Ахматова, Белла Ахмадулина, Николай Рубцов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Борис Васильев, Василий Аксёнов, Юнна Мориц, Эдуард Лимонов  и многие другие известные авторы.

Редакция:

Сергей Александрович Шаргунов (главный редактор), редакционная коллегия: Сергей Шаргунов, Вячеслав Коновалов, Яна Кухлиева, Евгений Сафронов, Татьяна Соловьева, Светлана Шипицина; Юлия Сысоева (редактор-корректор), Наталья Агапова (разработка макета), Наталья Горяченкова (верстка), Антон Шипицин (администратор сайта), Людмила Литвинова (главный бухгалтер), Общественный совет: Ильдар Абузяров, Зоя Богуславская, Алексей Варламов, Анна Гедымин, Сергей Гловюк, Борис Евсеев, Тамара Жирмунская, Елена Исаева, Владимир Костров, Нина Краснова, Татьяна Кузовлева, Евгений Лесин, Юрий Поляков, Георгий Пряхин, Елена Сазанович, Александр Соколов, Борис Тарасов, Елена Тахо-Годи, Игорь Шайтанов.

Обзор номера:

Сплав молодости и опыта

В февральской «Юности» хорошо соблюдён межпоколенческий баланс. С одной стороны, в номере представлены тексты известных авторов, завсегдатаев премиальных списков разных лет – Виктора Ремизова, Анны Матвеевой. С другой стороны, журнал, по традиции, даёт путёвку в большую литературную жизнь начинающим авторам – на этот раз слушателям курса одного рассказа «Глагол» и выпускникам Школы литературного мастерства Band.

Открывают номер, впрочем, две небольшие поэтические подборки.

Перу Ивана Купреянова, прошлогоднего обладателя премии «Лицей», принадлежит девять стихотворений. Стиль поэта узнаваем, его трудно спутать с чьими-либо другими строками. Дистанцировавшись от популярных веяний (медитативного метареализма, политизированных верлибров), поэт едва ли не в одиночестве несёт знамя своеобразного «неошестидесятничества». Связь с шестидесятниками у Купреянова прослеживается не только на уровне приёмов и техники, но и на выборе поэтических тем – небо, полёты, ракеты... Не хватает разве что НТР и опоэтизированной архитектуры. Хотя...

Строения – как иероглифы,
Их надо учить много лет.
Мы думали, это уродливо,
Но время сказало, что нет.
Какая-то шторка отдёрнута,
Сошёл неприятный налёт...
Мне кофе горячего чёрного
Ровесница века нальёт.
Останется неповторимое,
Вторичное смелется в пыль.
Железобетонная химия,

Брутальный увесистый стиль.

Два стихотворения поэта и музыканта Александра Шаганова гармонично оттеняют тексты Купреянова. Там, где шестидесятники, должны быть и другие элементы эпохи – споры лириков и физиков, бородатые геологи, походы, бардовская песня. Для полного погружения в контекст, так сказать:

Колёса крутятся, горят подфарники,
Скажите, девушки, куда везти?
Автомобиль да я – мы с ним напарники,

Садитесь, милые, нам по пути!

Теперь о прозаическом отделе номера.

Рассказ прошлогоднего лауреата премии «Большая книга» Виктора Ремизова (с эпическим романом «Вечная мерзлота») «Внуки едут!» на первый взгляд может показаться совершенно «обыкновенным». Но этот небольшой текст не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Зачин рассказа нарочито безыскусен и неуловимо знаком всякому, кто в своё время зачитывался прозой позднесоветских писателей-деревенщиков. К деду Тимофею Степанычу, одиноко живущему в полузаброшенном лесном селении с названием Ключи, должны приехать внуки Тимофей и Степан. И вот он готовится к их приезду: хлопочет у мужика с золотыми руками Николая о пнях-колодах (чтоб внуки, как положено в сельской местности, попробовали себя в колке дров), представляет, как будет обнимать их... Дальше, кажется, открыт путь к сельской идиллии – мол, внуки проникнутся атмосферой настоящей «природной» жизни, а дальше... Но Ремизов доворачивает сюжет, причём дважды – и меняет регистр повествования.

Сначала оказывается, что внуки, скорее всего, не приедут и все приготовления были зря. Дед достаёт бутылочку горькой. Хмелеет и повествование – читателю начинает казаться, что, возможно, никакие внуки и не должны были приехать, а всё вышеописанное – разыгравшаяся от одиночества фантазия Тимофея Степаныча. Кто знает, может, и никаких внуков и нет (на что косвенно указывают имена внуков, совпадающие с именем-фамилией деда). Такой вот пессимистичный финал. Или не совсем?

Будет и ещё один, последний доворот сюжета. Вместо внуков к деду приезжает Николай с женой – как раз кстати. И получается, что родные люди – это те, кто рядом, кто готов приехать, помочь, разделить скуку и тоску. И финал из пессимистичного становится сдержанно-оптимистичным:

«…Проводить вышел. Расслабленный, пьяненький, сел на крыльцо. «Хорошие вы ребята!» – думал, глядя, как Наталья забирается в машину. Уазик, светя одной фарой, жалобно подвизгивал, его кособочило до самой земли… «Что же ты, Господи, детишек им не дашь? – вздыхал дед. – Молодые, здоровые… с детишками-ребятишками хорошо. Вон у меня – двое внучат! Разве плохо?!»».

Кроме рассказа «Внуки едут!», перу Ремизова принадлежит ещё один рассказ, представленный в номере – «Браконьеры». Это история о двух путешественниках и их «двойниках»-браконьерах. Правда, кто здесь настоящий браконьер, нужно ещё разобраться.

Ещё один сильный текст в февральском номере «Юности» – рассказ Анны Матвеевой, который называется «Свеча святой Анны».

Пару лет назад у писательницы вышла книга «Картинные девушки» – о судьбах натурщиц и вдохновительниц известных художников. Пусть Матвеева и предупреждает: «Икона – не портрет. А всё же лик», – рассказ «Свеча святой Анны» выглядит бонусом, дополнением к «Картинным девушкам». Причём с лёгким налётом автобиографичности – при чтении не оставляет ощущение, что, рассказывая нам историю своей тёзки святой Анны Кашинской и посвящённой ей иконы, заочно разговаривая со святой, писательница отчасти рассказывает нам и о себе, тоже становясь своего рода «картинной девушкой». А небольшой частный опыт – борьбы с курением – разрастается до масштабов вполне притчевых:

«Надо было, наверное, простереться перед иконой — как простираются правильные богомольные люди. Упасть, выставив на всеобщее обозрение под-метки. Но я всего лишь стояла угрюмо перед обра-зом и думала: вот никак не отпускает меня земное, поверхностное… Не зачтется мне эта молитва.

Купила свечу, опалила с одной стороны, зажгла и поставила, укрепив в выемке.

Захотелось курить.

Вот тебе и богомолье».

Анна Матвеева подготовила ещё один любопытный материал для февральской «Юности» – в рубрике «Зоил» представлена её рецензия на книгу Анастасии Писаревой «О чём молчит Биг-Бен», вышедшую в серии «Iностранец» (Редакция Елены Шубиной). Рецензия называется «Чужая против хищника», но её вполне можно было бы озаглавить «Их нравы». «Их» не в смысле английские (действие романа происходит в Лондоне) – в смысле офисные. Борьба с офисом – новым конвейером – и есть одна из главных насущных потребностей поколения, справедливо замечает критик. В каком-то смысле, несчастный юный интернационал, загнанный в офис, и есть новый пролетариат. Только соединиться ему, видимо, не суждено.

Помимо этого, в номере есть ещё несколько прозаических текстов от «мастеров» – пронзительный, слёзный рассказ Дмитрия Лиханова «Кит и Евражка», повесть Афанасия Мамедова «Первым делом – самолёты» (одновременно и соответствующая, и противоречащая своему собственному названию), а также глава из повести Александра Попова «Храм на богоне», которая озаглавлена почти по-бунински – «Дом, точно терем расписной...». Её вполне можно читать как отдельное законченное произведение.

Наконец, благое начинание «Юности» – сотрудничество с конкурсами, премиями, литературными школами и прочими «кузницами писательского мастерства».

Курс одного рассказа «Глагол» «отрядил» в февральскую «Юность» четырёх авторов – Александру Ковальскую, Анну Кушнарь, Анну Шишеню, Наталию Алянскую. А новой темой курса Школы литературного мастерства Band стал такой почтенный литературный жанр, как святочный рассказ.

Детские и не очень истории для номера подготовили прозаики Игорь Быков, Андрей Якубовский, Максим Чекмарёв, Виктория Райт, Виталия Баранова... Отдельного внимания заслуживает дебютный рассказ волгоградца Владимира Доколина «Вовкины желания». Трогательный и какой-то тактичный, именно он закрывает второй номер журнала «Юность» в 2022 году; цитатой из этого рассказа будет уместно завершить и этот обзор:

«Вовка вышел из резиденции и пошел взрослеть, и у него впереди была целая жизнь и мешок конфет.

– Как думаешь, у него получится? – спросил Санта-Клаус у Деда Мороза.

Дед Мороз пожал плечами.

– Пока мало у кого получалось. Но я каждый раз надеюсь на каждого».


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.

668
Родионов Иван
Родился 03.03.1986 в г. Котово Волгоградской области. Живет в г. Камышине Волгоградской области. Учитель русского языка и литературы, поэт, критик. Колумнист литературных журналов «Отчий край», «Перископ», «Бюро Постышева», интернет-портала «ГодЛитературы.РФ». Публикации в журнале «Новый мир». Автор книги «сЧётчик. Путеводитель по литературе для продолжающих». Победитель, лауреат, финалист множества различных российских и международных литературных премий. Среди них: Международный литературный Волошинский конкурс (лонг-лист, 2017), премия «_Литблог» от «Большой книги», ВШЭ и Creative writing school (финалист, 2019), премия «Лицей» (лонг-лист, 2020) и др.

Популярные рецензии

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9027
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8050
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
6821
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5352

Подписывайтесь на наши социальные сети

 
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии.
Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
 
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»?
Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.
Вы успешно подписались на новости портала