«Знамя» № 10, 2021
Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Знамя» издается с 1931 года в Москве. Выходит 12 раз в год. Тираж 1300 экз. В журнале печатались А. Платонов, Ю. Тынянов, А. Твардовский, В. Некрасов, Ю. Казаков, К. Симонов, Ю. Трифонов, П. Нилин, В. Астафьев, В. Шаламов, Б. Окуджава, Ф. Искандер, Л. Петрушевская, В. Маканин, Г. Владимов, Ю. Давыдов, В. Аксенов, В. Войнович и многие другие талантливые писатели.
Сергей Чупринин (главный редактор), Наталья Иванова (первый заместитель главного редактора), Елена Холмогорова (ответственный секретарь, зав. отделом прозы), Ольга Балла (Гертман) (заведующая отделом публицистики и библиографии), Ольга Ермолаева (отдел поэзии), Станислав Вячеславович Секретов (заведующий отделом «общество и культура»), Людмила Балова (исполнительный директор), Марина Гась (бухгалтер), Евгения Бирюкова (допечатная подготовка, производство), Марина Сотникова (заведующая редакцией, распространение).
Культуры много не бывает!
(о журнале «Знамя» № 10, 2021)
Открывает номер рассказ Максима Осипова «Большие возможности»: неправдоподобный, со скачущими временными рамками и постоянно меняющимися характеристиками персонажей. Жалкий «бомбила»-таксист превращается в отважного спасителя, а типичная «дама в беде» – в циничную приспособленку. И самое главное, что не слишком понятно, иронизирует Осипов над читателем, рассказывая о невероятных поворотах судеб героев, или нет. Или единственные по-настоящему большие возможности в «Больших возможностях» – у автора.
Подборку стихов Олеси Николаевой «На мерцающий свет» можно назвать филологической, но в хорошем смысле этого слова. «Внутренняя кухня» поэзии становится своего рода литературной игрой, в которой Николаева называет тут же применённый ею приём, если читатель ещё не успел угадать его самостоятельно:
Муза любит птиц, птицелова,
а ещё – когда кто-нибудь
даст метафору развернуть.
Повесть Александра Архангельского «Русский иероглиф» – это история жизни Инны Ли (в Википедии она записана как Ли Иннань), дочери китайского коммуниста Ли Лисаня и Елизаветы Кишкиной. Повествование адаптировано как рассказ от лица Инны, и события её жизни сначала в СССР, потом в Китае, а потом в России оказываются тесно переплетены с историческим и политическим развитием Китая.
Подборка стихов Владимира Аристова «Строительство театра» имеет медитативный эффект. По мере того, как лирический герой Аристова созерцает обыденность, она начинает проваливаться, обнажая совсем иные культурные пласты: залежи античной мудрости и христианской милости.
Рассказ Дмитрия Стахова «Объяснение Талюкина» гиперреалистичен с точки зрения языка и сюрреалистичен с точки зрения сюжета. Действие разворачивается вокруг так до конца и не прояснившегося заявления на Талюкина, поданного в полицию якобы за политическую пропаганду. Спонтанно появившаяся Кристина, осуждение или оправдание Кассия и Брута, рвота кровью – что из этого правда, а что Талюкину пригрезилось? На этот вопрос автор не даёт ответа.
Подборка Ольги Гуляевой «Билеты в Талды-Курган» очень конкретная: её многочисленными эпизодическими персонажами становятся исторические лица, а место действия имеет точное название. Таким образом Гуляева соединяет и иронию, травестируя популярные образы, и с их помощью более чётко выражает, например, горечь незнаменитой судьбы:
Уютно, легко, тепло и даже немного стыдно
Спокойно читать Камю за чашечкой чая тэсс –
Мне не было двадцать шесть, в меня не стрелял Мартынов.
Мне не было тридцать семь. В меня не стрелял Дантес.
Цикл рассказов Лёши Перского «Касса букв и цифр» можно назвать сборником баек из прошлого. Подобные юмористические истории нередко рассказываются на семейных встречах или дружеских посиделках: о визите иностранцев в коммуналку, о наглом милиционере, о сомнительных вложениях, о получении телефона. Главная прелесть «Кассы букв и цифр» в антураже этой подборки, её советской эстетике. Но и интонация рассказчика – спокойная, харизматичная – тоже важна.
Подборка стихов Василия Нацентова «Каменная Степь» в некотором роде революционная. В ней Нацентов, известный своими силлабо-тоническими стихами, успешно осваивает и более свободные формы. Излюбленной тематике поэта «Каменная Степь» не изменяет: читатель может насладиться описанием пейзажей (в том числе и далёкого Казахстана) и поразмышлять о неотвратимом течении времени вместе с лирическим героем.
Цикл рассказов Виктории Козловой «Ведьма» выделяется на фоне других публикаций этого номера в первую очередь своей откровенностью. В каждом из представленных рассказов Козловой женская сексуальная энергетика играет важную роль. Можно сказать, она является двигателем сюжета. Рассказы Козловой – реалистические, но многое в них уходит корнями в фольклор. Женщины становятся то русалками, то ведьмами, то медиумами, внося в повествование мистический элемент.
Что касается публицистики октябрьского «Знамени», то она представлена размышлением Евгения Чижова о романе Владимира Маканина, дружеской перепиской Б. Ямпольского и Н. Шубиной с предисловием Аллы Ямпольской; круглым столом о восприятии молодыми авторами «Знамени» Советского Союза и его распада, эссе Дениса Драгунского о сетевой литературе и литературе в сети (и о том, почему это не одно и то же!); краткими, меткими и едкими дневниковыми записями о советском литпроцессе Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса, а также традиционным «Переучётом», в котором Артём Пудов обозревает критику и эссеистику середины года.
В разделе «Наблюдатель», как и всегда, представлены рецензии очень разных по стилю и дискурсу критиков. Александр Чанцев пишет об «Исландии» Александра Иличевского, Алексей Масалов рассуждает о культуре стихосложения на примере книги Игоря Вишневецкого, Татьяна Веретёнова выделяет особенности новой книги Саши Николаенко о Феде Булкине, Богдан Агрис детально разбирает «Пани Малгожату» Вадима Месяца, Александр Марков рассказывает об «Отделении связи» Полины Барсковой, Мария Мельникова пишет о «Пьесах» Алексея Паперного. Также в разделе можно увидеть статью Артёма Комарова о «Цельсиусе» Андрея Гуртовенко, Ольги Балла о книге «Стол моря, ваза неба, цветы облаков» Михаила Бараша и Бориса Кутенкова – о новой книге Марины Кудимовой «Кумар долбящий и созависимость. Трезвение и литература».
Далее Дмитрий Бавильский рассказывает о выставке в «Новой Третьяковке», посвящённой России и Европе в период романтизма – «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Мария Михайлова даёт комментарий презентации книги Дмитрия Крымова «Своими словами», а завершает номер традиционная «Скоропись Ольги Балла»: в этот раз критик обозревает три дневника.
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.