«Звезда» № 9, 2021
Ежемесячный литературный журнал «Звезда» издаётся в Санкт-Петербурге с 1924 года. Выходит ежемесячно. Тираж 2000 экз. В журнале публиковались произведения Максима Горького (третья книга «Жизни Клима Самгина»), Николая Заболоцкого, Михаила Зощенко, Вениамина Каверина, Николая Клюева, Бориса Лавренёва («Сорок первый»), Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Алексея Толстого, Константина Федина («Города и годы», «Братья», «Похищение Европы»), Владислава Ходасевича, Юрия Тынянова («Смерть Вазир-Мухтара»), многих других выдающихся русских прозаиков и поэтов. Журнал выходил в годы блокады. После войны в журнале печатались произведения Веры Пановой, Д. Гранина, В. Кочетова, Ю. Германа.
Соредакторы - Андрей Юрьевич Арьев, Яков Аркадьевич Гордин, редактор отделов поэзия, критика - Алексей Арнольдович Пурин, редактор отдела публицистика - Ирина Аркадьевна Муравьева, редактор отдела прозы - Даниэль Всеволодович Орлов, зав. редакцией - Галина Леонидовна Кондратенко. Редколлегия: К.М. Азадовский, Е.В. Анисимов, И.С. Кузьмичев, А.С. Кушнер, А.И. Нежный, Жорж Нива (Франция), Г.Ф. Николаев, В.Г. Попов, И.П. Смирнов (Германия). Общественный совет: В.Е.Багно, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН; О.В. Басилашвили, народный артист СССР; Н.Б.Вахтин, доктор филологических наук, профессор; А.М.Вершик, доктор физико-математических наук, профессор; Л.А.Додин, народный артист России, главный режиссер Малого драматического театра — Театра Европы; А.В.Лавров, академик РАН, заведующий Отделом новой русской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом); М.П.Петров, доктор физико-математических наук, профессор; М.Б.Пиотровский, академик РАН, директор Государственного Эрмитажа; В.Э. Рецептер, народный артист России, художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра; Э.А.Тропп, доктор физико-математических наук, профессор.
Юбилейное
(о журнале «Звезда» № 9, 2021)
В сентябре Александру Семёновичу Кушнеру исполнилось 85 лет. В честь юбилея поэта «Звезда» публикует его подборку стихотворений – и читатель может наглядно убедиться, что Кушнер остаётся одним из главных русских лириков. Впрочем, не Кушнером единым – сентябрьская «Звезда» пестрит яркими именами и материалами.
Начать, впрочем, следует всё-таки с А.С. Кушнера. Поэт в приведённой подборке говорит о времени, об эпохе – и о значимости этих категорий для всех и каждого. Иногда его строки довольно жестоки по отношению к «любителям обобщений», приватизаторам той или иной эпохи («А в наше время, в наше время... Кто вам сказал, что время – ваше?»). А иногда поэт находит межвременные параллели, вечные:
И есть неизбежное в чувстве сиротства,
Есть правда в приложенной к сердцу ладони,
И я научился угадывать сходство
В соседке по даче – и в римской матроне.
Наконец, поэт пишет о том, что отгораживаться от жизни не просто не следует – это невозможно в принципе. И в принятии этого сокрыто истинное мужество.
А ещё эти войны, чума, раздоры
На земле, эти просьбы, богослуженья...
Если б свет погасить и задёрнуть шторы
На окне! – невозможно ни на мгновенье.
Если говорить о поэзии номера, то оттеняет кушнеровскую подборку ещё один автор – и автор самобытный, «с лица необщим выраженьем».
Это поэт из Волгограда Евгений Романов. В девяностые в этом городе творил трагически ушедший молодой поэт Леонид Шевченко. Совпадение или нет, но в стихах Шевченко и Романова есть что-то общее – какая-то лирическая непричёсанность, интимный, почти нежный надрыв «безъязыкой улицы»:
Мойва косячит, а Мойра слепа, –
Вера, отчасти, плацебо.
Слово, поставленное на попа, –
Собственно лестница в небо.
Ещё одно важное «юбилейное» – публикация переписки Сергея Довлатова с Игорем Смирновым. Довлатову в этом году исполнилось бы 80. Он и поныне «живее всех живых», и при этом «соперничает», пожалуй, только с Бродским по количеству выходящих биографий, исследований творчества и иных материалов. Потому публикуемая «Звездой» переписка очень ценна – в том числе и для будущих исследователей. Но и простому читателю будет очень интересно – перед ним диалог двух людей, наделённых бесконечным остроумием. Тем более что сам Довлатов говорил так: «Я, наверное, единственный автор, который письма пишет с большим удовольствием, чем рассказы».
Цитировать довлатовские письма можно бесконечно. Приведём несколько острых высказываний – для, так сказать, затравки:
«Некие Вайль и Генис очень любят Попова, они же – единственные критики так называемого русского зарубежья».
«Я утешаю себя мыслью, что в 40 лет мужчина должен быть не в обществе, а в семье. Тем более, что, когда я перестал быть алкоголиком, выяснилось, что я человек необщительный, вялый и сонный. Всё-таки в пьянстве заложен какой-то впечатляющий динамизм».
«Оттепели мне надоели, они только расслабляют и травят душу иллюзиями».
«Мне кажется, в русской культуре потеряно ощущение нормы, безумие становится обиходным, а норма вызывает ощущение чуда. Русский литературатурный язык существует двести лет, и сто из них – его нещадно уродуют и совершенствуют, в результате гениальность какая-то иногда проявлялась (в Хлебникове, Платонове), а вот нормально и внятно по-русски изъясняться так и не научились».
Для поклонников творчества Довлатова публикация этой переписки – настоящий праздник. Да ещё и в нескольких «актах» – в сентябрьской «Звезде» публикуется лишь её часть, и продолжение, к счастью, следует.
Три важных критических / литературоведческих работы номера – анализ структуры эпиграммы Пушкина («Полу-милорд, полу-купец...») от Александра Жолковского, разбор одной скандальной книги, посвящённой «политической» биографии того же Пушкина, от Александра Мелихова, рецензия на антологию текстов о Степане Разине (под редакцией Захара Прилепина), написанная Олегом Демидовым.
Эпиграмма на Воронцова, сочинённая Пушкиным. Четыре хрестоматийные строки:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Казалось бы, эпиграмма – жанр наиболее очевидный для интерпретации. Но Александр Жолковский исследует пушкинский текст на разных уровнях – морфологическом, пунктуационном, фонетическом, композиционном, синтаксическом, на уровне сходств и аллюзий на иные тексты – и приходит к выводам достаточно неожиданным. Каким? Об этом можно прочитать в статье «Как сделан «Воронцов» Пушкина».
В 2021 году в издательстве «Нестор-История» вышла книга Николая Гуданца «Певец свободы», или Гипноз репутации. Очерки политической биографии Пушкина (1820-1823)». Именно эту книгу разбирает в своей статье Александр Мелихов.
Сбрасывать Пушкина с парохода современности – уже целая традиция. «Пушкиных без глянца» выходило множество – и Николай Гуданец в своей книге эту линию развивает. Достаётся классику от нашего современника с позиции неприятия последним «политической трусости» гения. Поэт, мол – да, но не гражданин. Александр Мелихов методично полемизирует с автором книги, остерегая его от крайностей, буквализма и завороженности собственной идей, и не согласиться с автором статьи здесь никак нельзя.
В этом году в издательстве «Концептуал» вышла ещё одна книга – «Степан Разин в народном творчестве, искусстве и литературе». О ней рассуждает в своей рецензии поэт и литературный критик Олег Демидов. Он подмечает две интересные тенденции.
Во-первых, в антологии нет произведений современных авторов. Олег Демидов вспоминает буквально два более-менее современных текста о Разине – стихи Леонида Губанова и Эдуарда Лимонова. И это удивительно – отчего нынешние авторы почти не касаются такой крупной исторической фигуры? Может, дело в чрезмерном внимании к Разину в советское время – и литераторы банально «наелись»? Или ситуация в стране максимально далека от того, чтобы фокус внимания людей искусства переместился на фигуру бунтаря и народного мстителя?
Во-вторых, пишет критик, к Разину давно пора подойти с непривычных, ещё не подсвеченных сторон. И Захар Прилепин (составитель антологии) опосредованно это делает – через сноски, комментарии. Возможно, новые ключи к образу этого героя появятся в новом художественном романе писателя – Прилепин сейчас работает над исторической прозой как раз из разинской эпохи.
Разумеется, этим сентябрьская «Звезда» не исчерпывается. Особенно порадует она любителей литературоведения и вообще нонфикшна: в номере есть статья Константина Азадовского «Рильке и Россия: 1960-е годы», подборка миниатюр-зарисовок Михаила Ефимова об Аркадии Белинкове, эссе Натальи Бонецкой о философе Николае Бердяеве, рецензии Александра Вергелиса (на книгу Полины Барсковой «Седьмая щелочь») и Анастасии Житинской (на роман – а точнее, на сборник из трех новелл – Ольги Медведковой «Три персонажа в поисках любви и бессмертия»). А если вы всё-таки больше любите художественную прозу, для вас приготовлена «история» «Шестой этаж без лифта» от Юлии Боднарюк – со сплиновскими интермедиями, – а также окончание романа Бориса Голлера «Синий цвет вечности». Наконец, ещё одна дань памяти – на этот раз умершей в этом году известной писательнице и журналистке Марине Ефимовой. «Звезда» публикует тёплую заметку Ивана Толстого о Марине Михайловне, а также её автобиографическую мини-трилогию – тексты «Деревня», «Дом родной» и «Хлеб насущный».
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.