"

Об издании:

Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сибирские огни» издается в Новосибирске с 1922 года. Выходит 12 раз в год. Тираж 1500 экз. Творческая судьба многих деятелей российской литературы была прочно связана с «Сибирскими огнями».

Редакция:

Главный редактор - М. Н. Щукин, Владимир Титов (ответственный секретарь), Михаил Косарев (начальник отдела художественной литературы), Марина Акимова (редактор отдела художественной литературы), Лариса Подистова (редактор отдела художественной литературы), Дмитрий Рябов (редактор отдела общественно-политической жизни), Елена Богданова (редактор отдела общественно-политической жизни), Т. Л. Седлецкая (корректура), О. Н. Вялкова (верстка), редакционная коллегия: Н. М. Ахпашева (Абакан), А. Г. Байбородин (Иркутск), П. В. Басинский (Москва), А. В. Кирилин (Барнаул), В. М. Костин (Томск), А. К. Лаптев (Иркутск), Г. М. Прашкевич (Новосибирск), Р. В. Сенчин (Екатеринбург), М. А. Тарковский (Красноярск), А. Н. Тимофеев (Москва), М. В. Хлебников (Новосибирск), А. Б. Шалин (Новосибирск).

Обзор номера:

Мох нам в помощь

(о журнале «Сибирские огни» № 7, 2021)

Открывает номер фрагмент романа Анатолия Зябрева«Ворон на снегу». И, как следует из названия, речь в нём идёт о заметном человеке. Алексей Зябрин выделяется среди своих соплеменников, и судьбу его тоже невзрачной не назовёшь, ведь в основу повествования положена «семейная память о жизни и судьбе моего [автора – В.Т.] деда Алексея Алексеевича...». Исторические события начала XX века вторгаются в частную жизнь – и человек оказывается выносливее изменчивого времени. Особенно примечательны нутряной диалект героев, обилие присущих эпохе деталей и сама манера повествования – неторопливая, сказовая, располагающая к самому искреннему диалогу с читателем.

Рассказы Ольги Павловой переносят из суетливой цивилизации в лесные просторы, где появление человека – странный и редкий случай. Читая «Лес, где растут камни» или «Нужные вещи», можно ощутить шелест ветвей, услышать безмолвные разговоры героев: как запасливый Черноухий прогоняет Белое Колечко, как воробьи бранятся с синицами... И всякий раз хочется бросить все дела и пойти в лес, посмотреть – где же бурундуковая «норка с кладовой, спрятанная то ли в зарослях ломкого клена, то ли под березовыми корнями»?

Рассказ Ирины Соляной «Подержи мои часы» тонко пародирует героический стиль и морализаторство советской молодёжной литературы. Валя, как говорится, – «студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица!», однако попадает в неловкое положение, а как из него выбраться, подскажет смекалка и мужество девушки.

Спасаются из советского пространства и герои рассказа «Дурак и дурочка» Сергея Антонова – повествование длится сквозь три десятилетия, а за это время Миша и Катя проживают разные, но на самом деле тесно сплетённые судьбы. Финал этой любовной истории не окончится, как романы Тургенева, а потому диалоги героев, конечно, выйдут за пределы этих слов: « Если бы я тогда знала, что ты меня любишь, наверняка все и сложилось бы по-другому. Что ты мне раньше этого не рассказывал? – Он лишь молча пожал плечами. Катя грустно улыбалась».

Игорь Алексеев в рассказе «Бремя управленца» с первых же строк поднимает философские вопросы, как, например, «почему один человек подчиняется другому?». Можно насмешливо ответить словами рассказчика – «сломалась она, не выдержала психика», а можно прислушаться к мудрому голосу, доносящемуся будто изнутри: «все, что задумал, — сделаешь без суеты, а что не сделаешь...».

Подборка стихотворений Дмитрия Румянцева создаёт камерную, тёплую атмосферу – отчасти внешним видом текста, где каждое заглавие словно кому-то отвечает, отчасти внутренним строем – широкая образность переплетается с поэзией повседневного, создавая новое звучание смыслов:

ты летишь и летишь
в мир детей и потомков
что еще не жесток
где любовь — чистый хлопок
и хлопок

Лирическая героиня Анны Бабанской в своих стихотворениях воссоединяется с гармонией природы, черпая из неё живительную силу и щедро раздаривая читателю:

Мох нам в помощь, и хвощ, и ромашка,
Где возникла поломка, промашка,
А когда настигает беда,
То спасут зверобой, череда.

Лада Пузыревская в стихотворной подборке «Я не вижу тебя» рефлексирует над современной посткарантинной ситуацией в мире – сам заголовок будто выхвачен из потока общения по видеосвязи. В её лирике происходит воссоединение человека с природой, почти забывшего её образ за период самоизоляции:

да нужно просто однажды набраться наглости
не пожалеть хоть раз ни огня, ни воска
и рассказать, как мы выжили в этом августе, —
зачем собирал ты, Господи, наше войско?..

Раздел «Очерк и публицистика» изобилует интересными исследованиями: Константин Голодяев вспоминает историю Новосибирского цирка в честь его 50-летнего юбилея – времена и процесс его создания, руководителей и артистов; Александр Тихонов рассказывает об опыте чтения «Русский нигилизм и жизнь ссыльных в Сибири» Д. У. Бьюэла, приводит избранные отрывки – поразительные наблюдения прошлого; Анатолий Кириллин повествует о выборе длиною в жизнь – «и раздумье в час роковой — куда пойти? — падает на седую главу, не щадя возраста, болезней, пренебрегая мудростью».

Валерий Копнинов в разделе «Картинная галерея» открывает потаённые сокровища художественного мира. Анализируя работы художницы Ольги Поповой, он задаёт справедливые критерии оценки творчества как такового: «когда же врожденные и благоприобретенные качества личности художника становятся единым целым — приходит тончайшее понимание магии цвета, владение выразительной графикой линий, точность выбора исключительной необходимости использования той или иной техники — это как минимум, а как максимум — рождается неповторимый авторский стиль».


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

Третьяк Вероника

Критик, поэт, ведёт личный блог о критике поэтического текста, регулярно выступает на обсуждениях проекта «Полёт разборов».