Об издании:

Литературно-художественный журнал «Волга» издается в Саратове с 1966 года, Выходит 6 раз в год. Публикует прозу, поэзию, драматургию, литературную критику, документальные исследования, публицистику. В пятом номере журнала был напечатан отрывок из «Чевенгура» А. Платонова. На первый номер «Волги» подписалось более 10 тысяч читателей. Среди авторов «Волги» были: А. Солженицын, В. Набоков, И. Шмелёв и др.

Редакция:

Анна Евгеньевна Сафронова (гл. редактор, проза), Алексей Святославович Александров (зам. гл. редактора, поэзия, критика), Алексей Иванович Слаповский (проза), Алексей Александрович Голицын (документальные исследования), Олег Геннадьевич Рогов (архивные публикации, критика).

Обзор номера:
В гостях у современной сказки

(о журнале «Волга» № 7-8 (493), 2021)

Одна из смысловых доминант июльско-августовского выпуска журнала «Волга» — это тема сказки, обращение к русскому фольклору. Волшебное соседствует в номере со всем тем, что мы любим и знаем с детства.

Открывается номер поэтической подборкой Екатерины Симоновой «Русский лубок». С помощью выпуклых, «лубочных», деталей поэтесса воссоздает современный российский быт. «Кусочек копченой рыбки», «маленькая желтая кастрюлька», «розовые в цветочек галоши» — поэтический мир Симоновой очень вещественен, о каждом предмете, его населяющего, поэтесса пишет с теплотой. Пусть строки Екатерины Симоновой и полны сантиментов, она напоминает читателю о неминуемости и неотвратимости смерти:

Не захочешь даже
Зайти в фейсбук,
Чтобы узнать,
Кто ещё жив, а кто уже умер,

Всё равно все, кто жив,
Сами напишут тебе,
Как придут к тебе все,
Кто умер

Полны примет нашего времени и стихотворения Андрея Пермякова в поэтической подборке «Инмар кылдэм ке». Пермяков отсылает к верховным удмуртским божествам, но куда больше говорит о Брюсе Ли, коньяке с чаем и аэропорте Домодедово. Еще более интертекстуальными и насыщенными отсылками к поп-культуре оказываются поэтические тексты Дмитрия Брисенко: здесь  и  «Modern Talking», и «ТикТок», и Белоснежка, и Ольга Бузова.

Наталия Черных в предисловии к подборке «Стихи из книги «СССР 2:0»» пишет, что видит Советский союз не империей зла или раем на земле, а Зазеркальем, «которое кажется более родным, чем то, что окружало при рождении». В этом преломлении виднеются цыганки в блестящих юбках, ощущает «звонкий нежный запах» антоновки, а по пути на верескову пустошь вспоминаются Толкиен, Льюис, Дороти и Водсворт.

Александр Ливенцов в рассказе «Ты тоже» обращается к мистическим обитателям леса. Его герой, волонтер фестиваля сыроедения, встречает Лешего, и тот оказывается ему намного ближе, чем большинство людей. Другая героиня русских сказок – Баба Яга – появляется в «Песне» Валерия Шубинского.

Пушкинские сюжеты перерабатываются в стихотворной подборке Натальи Игнатьевой «зима краснобайством...», в ее строках появляется царь Салтан, а три девицы превращаются в трех старушек, что «посестрились перед войной».

В номере также опубликована сказка Дмитрия Лагутина «Блуждания». К русской сказке в тексте отсылают троекратные повторения: «три истории», «трижды я слышал». Поочередно герою рассказывают о таинственных происшествиях разные люди: то про облако духов «Шалиман», то про облако вай-фая, то про загадочную яму, появляющуюся в разных местах города. Герой проживает различные этапы жизни: сначала он учится в институте, потом работает в конторах, неизменным остается одно – мистические происшествия в их маленьком городе.

Загадочный артефакт появляется и в рассказе Виталия Щигельского «Сквозь землю»; это – манускрипт, найденный в месте падения Тунгусского метеорита. Герой должен был «пролететь через центр Земли и высадиться на поверхность Овального кабинета ровно в три сорок пять по американскому времени», но всему помешали коварные интенданты, которые «стырили порох»...

Провинциальную тему продолжает Дмитрий Раскин в рассказе «Город Верхний Маслёнок и главная его достопримечательность», вероятно, это лучший текст номера. В этой простом по структуре рассказе две линии – любовные переживания стареющего профессора Вадима Андреевича Плужникова и его расследования о местном герой – Николае Кошкине, которое он и начал, только чтобы понравиться директрисе Алине Игоревне.

Когда-то Николай Кошкин спас девушку, которая пыталась утопиться от несчастной любви. С тех пор он стал объектом культа в городе. Плужников выяснил, что при жизни Кошкин был скверным человеком, да еще и доносчиком. Правда о Кошкине ранит Алину, но герой рассуждает, что, в сущности, после его разоблачающей статьи ничего не изменится, ведь людям все равно нужно во что-то верить. Однако герой ощущает, что все-таки все изменилось:

«Он, Вадим Андреевич, любит, конечно же, любит. Он успокоился после той сцены, отошел, оттаял, отругал себя за «чрезмерный драматизм» и знает, что любит. Твердо знает, да. Но чувствует, рад бы себя обмануть, но чувствует – что-то все же ушло...»

«Пьяный полицейский» Антона Ботеева – это настоящая русская Одиссея. Герой знакомится с загадочной Галей, ищущей телефонного мошенника, с «ментом» и другими персонажами, они ищут Шале, путешествуют за «солярой». А заканчивается это приключение заключением героя в палатке ПМК.

И завершает раздел прозы бессюжетный рассказ-размышление Сергея Кулакова «Страдающий», герой которого задается простым, но таким сложным вопросом: «Что со мной будет, когда меня уже не будет?».

Важную часть номера занимают публикации, посвященные ушедшим писателям. Страшные, полные смерти и ужасы стихи Вениамина Блаженного, его мрачная проза о военных днях. Блаженный пишет о войне без героического пафоса – его 41-й напоминает апокалипсис, день, когда «вдруг заговорило небо», а эвакуированных он описывает как тех, кто ест и испражняется. «Я видел: война заползала в швы матушки-России, как вши на исподнее неряшливой бабы».

Алексей Голицын пишет о саратовском поэте Виталии Волкове. В конце 30-х он попал под репрессии, а после ссылки умер от туберкулеза. Казенные формулировки протоколов допросов и судебных заседаний так ярко контрастируют с живым и легким слогом поэта:

Ты прав,
Что писательство –
Вечная драка
С цензурой,
С баббитом редакторских лбов
И лучше на Волге
Засвечивать бакан,
Чем тратить огонь
Для просящихся слов...

В конце номера опубликованы отрывки из антологии «Уйти. Остаться. Жить» издательства «Выргород», в которой помещены стихотворения ушедших в 90-е поэтов, среди них – Янка Дягилева, Катя Яровая, Макс Батурин и другие.

Завершает июльско-августовский номер журнала «Волга» раздел рецензий, состоящий из авторецензии Петра Казарновского на книгу «Транспоэтика: Авторы журнала «Транспонанс» в исследованиях и материалах», посвященной авторам позднесоветского самиздатского журнала «Транспонанс», статьи Андрея Пермякова о книге «Часть жизни» о группе «Культурная инициатива» и рецензии Наталии Черных на книгу Анны Аркатовой «Сейчас пройдет».


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

925
Войская Алла
Родилась в Москве. Окончила Литературный институт им. Горького. Пишет прозу и литературную критику. Публиковалась в журналах «Юность», «Кольцо А», «Нижний Новгород», «Формаслов», «Лиterraтура», а также в газете «Литературная Россия». Лауреатка премии «Русское слово» (2017), финалистка премий «Литблог» (2019) и «БЛОГ-ПОСТ» (2020).

Популярные рецензии

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
8338
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
6075
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
6064
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
4831

Подписывайтесь на наши социальные сети

 
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии.
Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
 
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»?
Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.
Вы успешно подписались на новости портала