«Юность» № 1 (781), 2021
Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Юность» издается в Москве с 1955 года. Выходит 12 раз в год. В журнале «Юность» печатались: Анна Ахматова, Белла Ахмадулина, Николай Рубцов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Борис Васильев, Василий Аксёнов, Юнна Мориц, Эдуард Лимонов и многие другие известные авторы.
Сергей Александрович Шаргунов (главный редактор), редакционная коллегия: Сергей Шаргунов, Вячеслав Коновалов, Яна Кухлиева, Евгений Сафронов, Татьяна Соловьева, Светлана Шипицина; Юлия Сысоева (редактор-корректор), Наталья Агапова (разработка макета), Наталья Горяченкова (верстка), Антон Шипицин (администратор сайта), Людмила Литвинова (главный бухгалтер), Общественный совет: Ильдар Абузяров, Зоя Богуславская, Алексей Варламов, Анна Гедымин, Сергей Гловюк, Борис Евсеев, Тамара Жирмунская, Елена Исаева, Владимир Костров, Нина Краснова, Татьяна Кузовлева, Евгений Лесин, Юрий Поляков, Георгий Пряхин, Елена Сазанович, Александр Соколов, Борис Тарасов, Елена Тахо-Годи, Игорь Шайтанов.
Катаевские принципы и кино
(о журнале «Юность» № 1 (781), 2021)
Журнал «Юность» — весь про «здесь» и «сейчас». С одной стороны, редакция сохраняет катаевские принципы — новизна в каноне, работа с молодыми авторами, открытие новых имён, поиск оригинальности и свежести; а с другой стороны, пытается привнести что-то собственное.
Тематика январского номера — кино.
Для начала даётся читателям изысканное эссе Дмитрия Воденникова о советском фильме «Безымянная звезда» (режиссёр — Михаил Козаков-младший), превратностях человеческой судьбы и, конечно, любви — когда девушка разрывается между тем, кто назовёт звезду в её честь, и тем, кто хочет быть с ней и ищет её безустанно и несмотря ни на что. Конечно, эссе не только и не столько о фильме, сколько о непутёвой судьбе каждого из нас.
Следом идёт Василий Авченко с очерком (как и всегда с дальневосточным колоритом!) — об известном американском киноактёре Юле Бриннере. У того — русские корни, он родился в 1920 году во Владивостоке и волей судьбы оказался сначала в Харбине, после — в Париже, а оттуда уже перебрался в США и сделал головокружительную карьеру. Авченко работает в жанре «художественного исследования». Ему важен дальневосточный хронотоп — это его оптика, с которой он подходит ко многим вещам, и это же предмет его трудов.
Дополняют рубрику — критическая статья Анны Матвеевой (на книгу Антона Долина) и очерка Фёдора Шеремета о дореволюционном кинематографе. Было бы интересно подобрать поэзию и прозу в тон тематике, но, видимо, этого не получилось.
Из нового, что особенно удивляет и радует, — некоторые подборки молодых авторов сопровождаются вступительными статьями маститых литераторов: Олеся Николаева рассказывает про «Записки охотника РФ» Ивана Трофименко, а Дмитрий Быков — про стихи Андрея Никонорова.
Особое место занимает громаднейшее интервью (по-другому и не скажешь!) Егора Апполонова с Мариной Степновой. Такой откровенный разговор обо всём на свете, что называется, программный, чтобы будущие литературоведы, которые возьмутся за биографию писательницы, могли сориентироваться в её жизни. В наше время, когда подобные разговоры принято проводить в формате видео-блога a la Юрий Дудь, редакция «Юности» спешит опубликовать всё это в старом формате, но на новый лад. Вот она новизна в каноне.
Если говорить про молодых литераторов, которые завтра станут классиками, то надо упомянуть Ивана Родионова — критика из города Камышин, который год от года занимает собой пространство ведущих литературных площадок («Год литературы», «Pechorin.net» и др.), а в нынешнем году вошёл в Большое жюри премии «Национальный бестселлер». Когда читаешь его, понимаешь, что где-то недокрутил и опустил планку, а вот парень — который себе этого не позволяет; что надо читать, перечитывать и вчитываться в текст. В этом номере он разбирает роман Леонида Юзефовича — «Филэллин»: «Книга, впрочем, вполне самодостаточна. Есть в ней, например, редкая сейчас в нашей литературе пестрая полифония разноречья: писем, дневников, донесений, — сливающаяся в конце в строгий, точный язык эпоса — как раз-таки в греческих традициях».
Наконец, и в «Юности» дошло дело до культовых авторов, близких журналу. В данном случае речь идёт о Владимире Алейникове, который отмечает 75-летний юбилей, а редакция помещает в номере подборку его новых стихотворений и отрывок из очередной книги мемуаров.
Чем дальше мы уходим в XXI век, тем отчётливей осознаём, что главные события в мире искусства второй половины XX века происходили в неподцензурном пространстве. Никому сегодня в голову не придёт подробно разбирать тексты эстрадников типа Ахмадулиной или Рождественского, только если для написания биографии (жизнь человека, а тем более творческого человека интересна всегда!), а вот Бродского и Довлатова (январский номер «Звезды»), Рубцова, Передреева и Кожинова (январский номер «Нашего современника»), Кушнера и Кублановского (январский номер «Нового мира»), Алейникова (январский номер «Юности») — вполне. Ждём, на кого будут ориентированы остальные толстые журналы.
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.