«Аврора» № 1, 2021
Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Аврора» издается с июля 1969 года в Санкт-Петербурге. Выходит 6 раз в год. Тираж 700 экземпляров.
Кира Грозная (главный редактор, отдел поэзии), Илья Бояшов (заместитель главного редактора, отдел прозы и публицистики), Стефания Данилова (рубрика «Дебют»), Ольга Лаврухина (художественный редактор), Анна Хромина (технический редактор), Дарья Розовская (корректор), Виктория Ивашкова (верстка). Редакционный совет: Валерий Попов (Председатель), Владимир Бауэр, Андрей Демьяненко, Вадим Лапунов, Вячеслав Лейкин, Татьяна Лестева, Даниэль Орлов, Виталий Познин, Дмитрий Поляков (Катин).
Масса на плотность
(о журнале «Аврора» № 1, 2021)
Первый в 2021-м году залп «Авроры» получился символическим и очень плотным, кучным: героями журнала (так сошлись даты и звёзды) стали Александр Невский, Карамзин, Достоевский и Николай Гумилёв. Но не обошлось и без наших современников и современности. Впрочем, обо всём по порядку.
Сначала по худлиту.
Открывается номер повестью прозаика и фантаста Тимура Максютова «Сорок с гектара». Первая глава повести называется «Реш», но редакция Елены Шубиной здесь ни при чём: это одна из букв ивритского алфавита. Остальные главки тоже будут носить имена букв, а буквы эти рассыпаны по кубикам фамильного браслета семейства Цейтлиных.
Главы-буквы, кстати, идут совсем не по порядку, и если вы хотите сделать повествование линейным, нужно их правильно расположить. Но это не обязательно: динамичная история о таинственном браслете, одной еврейской семье, второй половине двадцатого века, Давиде и Голиафе и цене дела и семьи прекрасно читается и так.
Рассказ Олега Новгородова «Последний ужин» тоже содержит фантастическое допущение, однако контраст мистического с ультрареализмом даёт интересный эффект: в нового Акакия Акакиевича по имени Марат веришь, как в своего соседа. Кроме того, рассказ напоминает о том, что девяностые не кончились внезапно и много где цвели все нулевые (кое-где они продолжаются и сейчас), но с одним отличием: ушла безнаказанность, и за запоздалый беспредел обязательно придётся заплатить.
Также в номере будет ироничная история о снах и пауках от Татьяны Лестевой («Сон разума рождает чудовищ»), а завершится он рассказами Натальи Потаповой (рубрика «Дебют»). Собственно, это не совсем рассказы - скорее, короткие экспрессионистские и очень оптимистические зарисовки, что кажется крайне неожиданным. Отвыкли-с от такого незамутненного ощущения счастья. Бывает.
Это эпос, а что драма?
Пьеса «Мосты в прошлое» Саши Кругосветова и Ольги Шпакович задаёт читателю сразу несколько загадок: перед нами то ли тайна, то ли мистификация. По всем канонам интересная история должна прерваться на самом интересном месте, что и происходит. Что ж, будем ждать продолжения.
Поэзия в номере представлена, во-первых, подборкой Ивана Коновалова (со степными и центрально-российскими мотивами - астраханскими, самарскими, ярославскими – но непременно кочевническими, ибо, как известно, скифы мы):
Во-вторых, в хорошем смысле молодыми и наивными стихами Николая Кузнецова, наконец, альтернативно-историческим циклом Сергея Макке «Переписывая истории».
Если вы любите творчество известного петербургского писателя Ильи Бояшова, первый номер «Авроры» вам нужно читать обязательно: здесь представлены целых четыре его текста. Три из них так или иначе связаны с фигурой Александра Невского (два опосредованно: очерки посвящены фильму Эйзенштейна и «саундтреку» Прокофьева к нему). Кроме того, Илья Бояшов рассказывает читателю о Николае Карамзине.
Александра Невского в номере много - 800 лет со дня рождения великого князя, как-никак. Кроме уже упомянутых текстов Ильи Бояшова в первой в этом году «Авроре» юбиляру посвящены статья Вячеслава Овсянникова «Александр Невский в русской литературе», а также стихи того же автора.
Ещё один юбиляр этого года - Фёдор Михайлович Достоевский. Двести лет со дня рождения! Великому русскому писателю посвящены лирическое и несколько даже автобиографическое эссе Александра Мелихова «Спасающая красота» и литературоведческое исследование Романа Круглова со сложным названием «Тема сделки в творчестве Достоевского. О каких революционерах напоминает классик».
Привязан номер и к ещё одному событию, ещё одной дате - на этот раз печальной. 6 марта 2021 года умер прозаик, литературовед и литературный критик Валентин Яковлевич Курбатов. «Аврора» публикует элегическое эссе Валентина Яковлевича «Пока он читает», а предваряют его прочувствованные строки Киры Грозной.
Но и это ещё не всё - в журнале есть эссе Владимира Логинова о Николае Гумилёве («Изысканный жираф»), тоже юбилейное; очерк Эрны Кульберг о городе Ораниенбауме (Ломоносове) в сороковые-шестидесятые годы прошлого века; критическая статья Татьяны Лестевой «Тридцатилетняя женщина ХХI века» о последней (или крайней, говоря словами самого Виктора Олеговича) книге Пелевина «Непобедимое солнце». Привязка к дате есть и здесь, хотя и несколько ироническая. Как известно, новая книга великого и ужасного ПВО выходит раз в год в один и тот же месяц – в августе. В 2020-м «Солнце» взошло над Россией двадцать седьмого числа.
ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ
Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.
Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.