Жизнь в тени известных братьев-писателей и знаменитая «Четвёртая высота»
120 лет со дня рождения русской писательницы Елены Яковлевны Ильиной
Елена Ильина (Лия Яковлевна Маршак) родилась 29 (16) июня 1901 года в городе Острогожске Воронежской области, в семье главного мастера химического завода.
Родители хорошо знали и любили литературу.
Елена Ильина – сестра писателей С. Я. Маршака и М. Ильина (литературный псевдоним Ильи Яковлевича Маршака), жена философа и социолога, преподавателя И. И. Прейса (1892-1958).
Другом и учителем по литературному мастерству для Елены был ее старший брат Самуил Маршак. Самуил Яковлевич посчитал, что «в литературе должен быть только один Маршак». Так у брата и сестры появились псевдонимы.
М. Ильин – один из основателей советской познавательной книги для детей, автор сборников «Сто тысяч почему», «Как человек стал великаном».
Лия Яковлевна окончила словесное отделение Ленинградского института истории искусств в 1926 году.
Первая публикация рассказа Елены Ильиной состоялась в 1925 году в журнале «Новый Робинзон».
В том же 1925 году вышла первая книга «Турусы на колёсах».
Печаталась в журналах для детей и юношества «Ёж», «Чиж», «Костёр», «Пионер», «Мурзилка».
В книгах Е. Ильиной часто звучала школьная тема.
Елена Ильина – автор рассказов «Печать управдома» (1927), «Онорино», «В автобусе», «Белая Рыжая» (1931); повестей «Медведь-гора», «Переход через границу», «Двадцать третий пассажир» (все – 1936), «Это моя школа» (первоначально повесть называлась «Всегда готовы»; 1955), документальной повести для детей «Неутомимый путник. Детство, юность и молодые годы Карла Маркса» (1964), а также сборника документальных рассказов «Четыре мая» (1941).
Писала стихи и сказки для детей младшего и среднего возраста, которые вошли в сборники «Лёшка беспризорный», «Два детдома» (1928), «Сорока ворона» (1930), «Наш поезд» (1930), «Был у Кати день рожденья» (1963), «Шум и шумок», «Пушистый гость» (1937, переиздание – 1959), «Топ-топ».
Владея несколькими иностранными языками, Елена Ильина переводила на русский язык зарубежных писателей, в том числе – литературу народов СССР, например, перевела книгу стихов башкирских поэтов «С отвагой в сердце».
В годы сталинских репрессий Елена Ильина оказалась в числе «врагов народа» (мужа обвинили «в извращении марксистско-ленинской идеологии») и долгие годы провела в лагерях и тюрьмах.
Многие произведения Елены Ильиной ныне являются библиографической редкостью, многое можно найти только в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и в РГБ в Москве.
Елена Ильина умерла 2 ноября 1964 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Трагическая судьба. Скупые строки биографии в энциклопедическом словаре.
Есть и «живые» страницы – например, воспоминания Е. Ильиной о брате Илье Яковлевиче – будущем писателе М. Ильине. В 1962 году в Детгизе вышла книга «Годы детства и ранней юности». Брат и сестра очень дружили – и в детстве, и позднее. Писательница вспоминает:
«У нас дома знали и любили художественную литературу. Мама читала в подлиннике Шиллера. Отец был страстным поклонником Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Глеба Успенского и часто в разговоре цитировал и стихи и прозу наизусть. Брат, Самуил Яковлевич, и сам воспитывался, и нас всех воспитывал на образцах русской классической и народной поэзии. Этим традициям Самуил Яковлевич всегда оставался верен».
Создаётся ощущение, что жизнь Елены Ильиной, и личная, и творческая – прошла как бы в тени Самуила – старшего и самого известного брата. Да и М. Ильин в представлении сестры был необыкновенно ярким, наполненным и талантливым человеком. И это и составляло её мир, и её смысл.
В 1945 году была написана главная книга Елены Ильиной – повесть «Четвёртая высота» – о подвиге героини Великой Отечественной войны Гули Королёвой.
Писательница была лично знакома с героиней в детстве. При работе над книгой Е. Ильина использовала рассказы родителей Гули, в первую очередь – матери, её учителей и друзей. Также в основу книги легли фронтовые письма Гули Королёвой и воспоминания бойцов.
Книга в жанре героической повести написана живо, искренне и талантливо.
В ней рассказывается о детстве Гули (Марионеллы) Королёвой, школьных годах, о пребывании во Всесоюзной пионерской здравице «Артек». С трёх лет Гуля снималась в кино.
В 1941 году 19-летняя героиня ушла добровольцем на фронт и трагически погибла в 1942 году. Под Сталинградом Гуля Королева вынесла с поля боя 50 раненых. После гибели командира она подняла бойцов в атаку, первой ворвалась во вражеский окоп, взрывом гранат убила 15 немецких солдат и офицеров. Будучи смертельно раненой, пока не подошло подкрепление, Гуля Королева продолжала вести бой.
В 1978 году был снят фильм по книге «Четвертая высота» (реж. – Игорь Вознесенский).
В 2020 году книга «Четвёртая высота» обрела новую жизнь, когда независимый московский театральный режиссёр Ксения Зорина, случайно найдя и впервые прочтя книгу, осуществила постановку.
В её трактовке история Гули Королёвой – это спектакль о становлении личности, трудных отношениях маленького ребёнка со строгой матерью, а ещё о том, как Человек говорит с Богом.
По мнению Ксении Зориной, «Четвёртая высота» – «абсолютно житийный текст, хотя в нём нет ничего религиозного – он написан про советского человека и для советского человека.
Это история про сверхчеловека, причем не потому, что сверхчеловеком была именно Гуля Королёва, а потому что сверхчеловеком является любой человек, любой ребёнок в момент своего рождения. Потому что когда ребёнок рождается, ему принадлежит весь мир – он ничего не боится, и для него нет непреодолимых барьеров, пока мир не начинает его бить».
По мнению К. Зориной, мать Гули – тот «главный инструмент», с помощью которого мир «бьёт» малышку Гулю.
Спектакль иллюстрирует только «первую высоту» – раннее детство героини.
В постановке совсем мало текста, буквально несколько фраз из книги повторяются четырьмя актрисами многократно, в спектакле силён элемент перформанса и много импровизации.
Представляется интересным и значимым тот момент, что в наши дни известная книга Елены Ильиной обрела новое звучание – на языке современного пластического театра.
Подробнее о книге и спектакле можно прочитать по ссылке.
Елена Ильина, повесть «Четвёртая высота», фрагмент:
«Трехлетняя артистка»
Гулей прозвали ее, когда ей не было еще и года. Лежа в кроватке, она улыбалась всем, и целый день в комнате только и слышалось:
– Гу-гу...
От этого гортанного голубиного воркованья и пошло имя: Гуленька, Гулюшка. И никто уже не вспоминал, что настоящее имя Гули – Марионелла.
Одним из первых слов, которые сказала Гуля, было слово «сама». Когда ее в первый раз спустили на пол, она вырвала руку, закричала:
– Сама! – покачнулась и пошла. Она сделала шаг, другой и шлепнулась вниз лицом. Мама взяла ее на руки, но Гуля сползла на пол и, упрямо передернув плечами, снова затопала. Ее несло все дальше и дальше, из одной комнаты в другую, и мать едва поспевала за ней.
Гуля росла. Все увереннее топали ее ножки по комнатам, коридору и кухне, все шумней становилось в квартире, все больше разбивалось чашек и тарелок.
– Ну, Зоя Михайловна, – говорила Гулиной матери няня, приводя Гулю домой с прогулки, – много вынянчила я ребят, а такого ребенка сроду не видала. Огонь, а не ребенок. Сладу никакого нет. Как сядет на санки, так и не снимешь с них. Десять раз с горки скатится, и все ей мало. «Еще, кричит, еще!» А ведь санки-то у нас не свои. Сколько слез, сколько крику, спору! Не приведи бог такого ребенка нянчить!
Гулю отдали в детский сад.
В детском саду Гуля присмирела. Дома, бывало, она ни минуты не посидит спокойно, а здесь она целыми часами сидела тихо, молча и лепила что-нибудь из пластилина, для которого придумала более короткое название – лепин.
Ей нравилось также строить на полу из кубиков разные дома и башни. И плохо приходилось тем ребятам, которые осмеливались разрушить ее сооружение. Вся красная от обиды, она вскакивала и награждала своего сверстника такими тумаками, что он поднимал рев на весь детский сад.
Но все же ребята любили Гулю и скучали, если она не приходила в детский сад.
– Она хоть и драчливая, а зато с ней играть здорово, – говорили мальчики. – Она придумывать умеет.
Гулина мать работала в то время на кинофабрике. И режиссеры, бывая у Королёвых, говорили, глядя на Гулю:
– Вот бы нам Гульку в кино!
Им нравилась резвая веселость Гули, лукавый свет ее серых глаз, ее необыкновенная живость.
И однажды мама сказала Гуле:
– Ты сегодня в детский сад не пойдешь. Мы с тобой поедем смотреть рыбок и птиц.
В этот день все было не так, как всегда. К подъезду подкатил автомобиль. Гуля уселась рядом с мамой. Приехали они на какую-то площадь, где толпилось столько народу, что нельзя было ни проехать, ни пройти. Отовсюду слышался разноголосый петушиный крик, хлопотливое кудахтанье кур. Где-то важно гоготали гуси и, стараясь всех перекричать, что-то быстро лопотали индюки.
Пробиваясь сквозь толпу, мать взяла Гулю за руку.
На земле и на лотках стояли клетки с птицей и садки с живой рыбой. В воде медленно плавали большие сонные рыбы и проворно сновали вверх и вниз маленькие золотые рыбки с прозрачными, развевающимися, будто кружевными, хвостами.
– Ой, мама, что это? – вскрикнула Гуля. – Водяные птички!
Но в это время какой-то незнакомый широкоплечий человек в кожаной куртке подошел к Гуле и, кивнув ее маме, взял Гулю на руки.
– Я тебе сейчас что-то покажу, – сказал он ей и куда-то ее понес.
Гуля оглянулась на маму. Она думала, что мама отнимет ее у «кожаного дяди», но мама только помахала ей рукой.
– Ничего, Гуленька, не бойся.
Гуля и не думала бояться. Только ей не нравилось сидеть на руках у чужого, незнакомого человека.
– Я сама пойду, – сказала Гуля, – пустите меня.
– Сейчас, сейчас, – ответил он, поднес ее к стеклянному ящику и спустил на землю.
Там, в зеленой густой траве, копошились какие-то длинные, толстые веревки. Это были ужи. Гуля не долго думая вцепилась в одного из них и потащила.
– Ну и храбрая же ты девочка! – услышала Гуля над собой голос «кожаного дяди».
Трехлетняя Гуля и не подозревала, что этот дядя был кинооператор и что ее только что сняли для новой кинокартины.
В те годы на Трубной площади каждое воскресенье торговали всякой живностью. Любители птиц, рыб, диковинных зверушек всегда могли выбрать здесь по своему вкусу и певучую канарейку, и щегла, и дрозда, и породистого охотничьего щенка, и черепаху, и даже заморского попугая.
Кинооператору привезли Гулю на Трубную площадь, потому что в этот день они снимали картину «Каштанка» по рассказу Чехова. В картине этой собака Каштанка попадает на Трубный торг и теряет своего хозяин,,а в толпе взрослых и детей.
Спустя несколько дней Гуле Королёвой прислали из кинофабрики ее первый заработок – два рубля.
Один рубль был истрачен в тот же день. Дома случайно не было денег, и Гулин рубль как раз пригодился на лекарство для самой же Гули.
Другой рубль – большой, новенький, желтого цвета – хранится до сих пор у Гулиной матери. Он спрятан в коробочке рядом с льняной шелковистой прядкой Гулиных младенческих волос».