Жизнь в тени известных братьев-писателей и знаменитая «Четвёртая высота». 120 лет со дня рождения Елены Ильиной

27.06.2021 13 мин. чтения
Великанова Юлия
29 июня исполняется 120 лет со дня рождения русской советской писательницы Елены Яковлевны Ильиной (настоящее имя – Лия Яковлевна Маршак, в браке – Прейс) (1901-1964).
Жизнь в тени известных братьев-писателей и знаменитая «Четвёртая высота»

120 лет со дня рождения русской писательницы Елены Яковлевны Ильиной

Елена Ильина (Лия Яковлевна Маршак) родилась 29 (16) июня 1901 года в городе Острогожске Воронежской области, в семье главного мастера химического завода.

Родители хорошо знали и любили литературу.

Елена Ильина – сестра писателей С. Я. Маршака и М. Ильина (литературный псевдоним Ильи Яковлевича Маршака), жена философа и социолога, преподавателя И. И. Прейса (1892-1958).

Другом и учителем по литературному мастерству для Елены был ее старший брат Самуил Маршак. Самуил Яковлевич посчитал, что «в литературе должен быть только один Маршак». Так у брата и сестры появились псевдонимы.

М. Ильин – один из основателей советской познавательной книги для детей, автор сборников «Сто тысяч почему», «Как человек стал великаном».

Лия Яковлевна окончила словесное отделение Ленинградского института истории искусств в 1926 году.

Первая публикация рассказа Елены Ильиной состоялась в 1925 году в журнале «Новый Робинзон».

В том же 1925 году вышла первая книга «Турусы на колёсах».

Печаталась в журналах для детей и юношества «Ёж», «Чиж», «Костёр», «Пионер», «Мурзилка».

В книгах Е. Ильиной часто звучала школьная тема.

Елена Ильина – автор рассказов «Печать управдома» (1927), «Онорино», «В автобусе», «Белая Рыжая» (1931); повестей «Медведь-гора», «Переход через границу», «Двадцать третий пассажир» (все – 1936), «Это моя школа» (первоначально повесть называлась «Всегда готовы»; 1955), документальной повести для детей «Неутомимый путник. Детство, юность и молодые годы Карла Маркса» (1964), а также сборника документальных рассказов «Четыре мая» (1941).

Писала стихи и сказки для детей младшего и среднего возраста, которые вошли в сборники «Лёшка беспризорный», «Два детдома» (1928), «Сорока ворона» (1930), «Наш поезд» (1930), «Был у Кати день рожденья» (1963), «Шум и шумок», «Пушистый гость» (1937, переиздание – 1959), «Топ-топ».

Владея несколькими иностранными языками, Елена Ильина переводила на русский язык зарубежных писателей, в том числе – литературу народов СССР, например, перевела книгу стихов башкирских поэтов «С отвагой в сердце».

В годы сталинских репрессий Елена Ильина оказалась в числе «врагов народа» (мужа обвинили «в извращении марксистско-ленинской идеологии») и долгие годы провела в лагерях и тюрьмах.

Многие произведения Елены Ильиной ныне являются библиографической редкостью, многое можно найти только в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и в РГБ в Москве.

Елена Ильина умерла 2 ноября 1964 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Трагическая судьба. Скупые строки биографии в энциклопедическом словаре.

Есть и «живые» страницы – например, воспоминания Е. Ильиной о брате Илье Яковлевиче – будущем писателе М. Ильине. В 1962 году в Детгизе вышла книга «Годы детства и ранней юности». Брат и сестра очень дружили – и в детстве, и позднее. Писательница вспоминает:

«У нас дома знали и любили художественную литературу. Мама читала в подлиннике Шиллера. Отец был страстным поклонником Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Глеба Успенского и часто в разговоре цитировал и стихи и прозу наизусть. Брат, Самуил Яковлевич, и сам воспитывался, и нас всех воспитывал на образцах русской классической и народной поэзии. Этим традициям Самуил Яковлевич всегда оставался верен».

Создаётся ощущение, что жизнь Елены Ильиной, и личная, и творческая – прошла как бы в тени Самуила – старшего и самого известного брата. Да и М. Ильин в представлении сестры был необыкновенно ярким, наполненным и талантливым человеком. И это и составляло её мир, и её смысл.

В 1945 году была написана главная книга Елены Ильиной – повесть «Четвёртая высота» – о подвиге героини Великой Отечественной войны Гули Королёвой.

Писательница была лично знакома с героиней в детстве. При работе над книгой Е. Ильина использовала рассказы родителей Гули, в первую очередь – матери, её учителей и друзей. Также в основу книги легли фронтовые письма Гули Королёвой и воспоминания бойцов.

Книга в жанре героической повести написана живо, искренне и талантливо.

В ней рассказывается о детстве Гули (Марионеллы) Королёвой, школьных годах, о пребывании во Всесоюзной пионерской здравице «Артек». С трёх лет Гуля снималась в кино.

В 1941 году 19-летняя героиня ушла добровольцем на фронт и трагически погибла в 1942 году. Под Сталинградом Гуля Королева вынесла с поля боя 50 раненых. После гибели командира она подняла бойцов в атаку, первой ворвалась во вражеский окоп, взрывом гранат убила 15 немецких солдат и офицеров. Будучи смертельно раненой, пока не подошло подкрепление, Гуля Королева продолжала вести бой.

В 1978 году был снят фильм по книге «Четвертая высота» (реж. – Игорь Вознесенский).

В 2020 году книга «Четвёртая высота» обрела новую жизнь, когда независимый московский театральный режиссёр Ксения Зорина, случайно найдя и впервые прочтя книгу, осуществила постановку.

В её трактовке история Гули Королёвой – это спектакль о становлении личности, трудных отношениях маленького ребёнка со строгой матерью, а ещё о том, как Человек говорит с Богом.

По мнению Ксении Зориной, «Четвёртая высота» – «абсолютно житийный текст, хотя в нём нет ничего религиозного – он написан про советского человека и для советского человека.

Это история про сверхчеловека, причем не потому, что сверхчеловеком была именно Гуля Королёва, а потому что сверхчеловеком является любой человек, любой ребёнок в момент своего рождения. Потому что когда ребёнок рождается, ему принадлежит весь мир – он ничего не боится, и для него нет непреодолимых барьеров, пока мир не начинает его бить».

По мнению К. Зориной, мать Гули – тот «главный инструмент», с помощью которого мир «бьёт» малышку Гулю.

Спектакль иллюстрирует только «первую высоту» – раннее детство героини.

В постановке совсем мало текста, буквально несколько фраз из книги повторяются четырьмя актрисами многократно, в спектакле силён элемент перформанса и много импровизации.

Представляется интересным и значимым тот момент, что в наши дни известная книга Елены Ильиной обрела новое звучание – на языке современного пластического театра.

Подробнее о книге и спектакле можно прочитать по ссылке.

Елена Ильина, повесть «Четвёртая высота», фрагмент:

«Трехлетняя артистка»

Гулей прозвали ее, когда ей не было еще и года. Лежа в кроватке, она улыбалась всем, и целый день в комнате только и слышалось:

– Гу-гу...

От этого гортанного голубиного воркованья и пошло имя: Гуленька, Гулюшка. И никто уже не вспоминал, что настоящее имя Гули – Марионелла.

Одним из первых слов, которые сказала Гуля, было слово «сама». Когда ее в первый раз спустили на пол, она вырвала руку, закричала:

– Сама! – покачнулась и пошла. Она сделала шаг, другой и шлепнулась вниз лицом. Мама взяла ее на руки, но Гуля сползла на пол и, упрямо передернув плечами, снова затопала. Ее несло все дальше и дальше, из одной комнаты в другую, и мать едва поспевала за ней.

Гуля росла. Все увереннее топали ее ножки по комнатам, коридору и кухне, все шумней становилось в квартире, все больше разбивалось чашек и тарелок.

– Ну, Зоя Михайловна, – говорила Гулиной матери няня, приводя Гулю домой с прогулки, – много вынянчила я ребят, а такого ребенка сроду не видала. Огонь, а не ребенок. Сладу никакого нет. Как сядет на санки, так и не снимешь с них. Десять раз с горки скатится, и все ей мало. «Еще, кричит, еще!» А ведь санки-то у нас не свои. Сколько слез, сколько крику, спору! Не приведи бог такого ребенка нянчить!

Гулю отдали в детский сад.

В детском саду Гуля присмирела. Дома, бывало, она ни минуты не посидит спокойно, а здесь она целыми часами сидела тихо, молча и лепила что-нибудь из пластилина, для которого придумала более короткое название – лепин.

Ей нравилось также строить на полу из кубиков разные дома и башни. И плохо приходилось тем ребятам, которые осмеливались разрушить ее сооружение. Вся красная от обиды, она вскакивала и награждала своего сверстника такими тумаками, что он поднимал рев на весь детский сад.

Но все же ребята любили Гулю и скучали, если она не приходила в детский сад.

– Она хоть и драчливая, а зато с ней играть здорово, – говорили мальчики. – Она придумывать умеет.

Гулина мать работала в то время на кинофабрике. И режиссеры, бывая у Королёвых, говорили, глядя на Гулю:

– Вот бы нам Гульку в кино!

Им нравилась резвая веселость Гули, лукавый свет ее серых глаз, ее необыкновенная живость.

И однажды мама сказала Гуле:

– Ты сегодня в детский сад не пойдешь. Мы с тобой поедем смотреть рыбок и птиц.

В этот день все было не так, как всегда. К подъезду подкатил автомобиль. Гуля уселась рядом с мамой. Приехали они на какую-то площадь, где толпилось столько народу, что нельзя было ни проехать, ни пройти. Отовсюду слышался разноголосый петушиный крик, хлопотливое кудахтанье кур. Где-то важно гоготали гуси и, стараясь всех перекричать, что-то быстро лопотали индюки.

Пробиваясь сквозь толпу, мать взяла Гулю за руку.

На земле и на лотках стояли клетки с птицей и садки с живой рыбой. В воде медленно плавали большие сонные рыбы и проворно сновали вверх и вниз маленькие золотые рыбки с прозрачными, развевающимися, будто кружевными, хвостами.

– Ой, мама, что это? – вскрикнула Гуля. – Водяные птички!

Но в это время какой-то незнакомый широкоплечий человек в кожаной куртке подошел к Гуле и, кивнув ее маме, взял Гулю на руки.

– Я тебе сейчас что-то покажу, – сказал он ей и куда-то ее понес.

Гуля оглянулась на маму. Она думала, что мама отнимет ее у «кожаного дяди», но мама только помахала ей рукой.

– Ничего, Гуленька, не бойся.

Гуля и не думала бояться. Только ей не нравилось сидеть на руках у чужого, незнакомого человека.

– Я сама пойду, – сказала Гуля, – пустите меня.

– Сейчас, сейчас, – ответил он, поднес ее к стеклянному ящику и спустил на землю.

Там, в зеленой густой траве, копошились какие-то длинные, толстые веревки. Это были ужи. Гуля не долго думая вцепилась в одного из них и потащила.

– Ну и храбрая же ты девочка! – услышала Гуля над собой голос «кожаного дяди».

Трехлетняя Гуля и не подозревала, что этот дядя был кинооператор и что ее только что сняли для новой кинокартины.

В те годы на Трубной площади каждое воскресенье торговали всякой живностью. Любители птиц, рыб, диковинных зверушек всегда могли выбрать здесь по своему вкусу и певучую канарейку, и щегла, и дрозда, и породистого охотничьего щенка, и черепаху, и даже заморского попугая.

Кинооператору привезли Гулю на Трубную площадь, потому что в этот день они снимали картину «Каштанка» по рассказу Чехова. В картине этой собака Каштанка попадает на Трубный торг и теряет своего хозяин,,а в толпе взрослых и детей.

Спустя несколько дней Гуле Королёвой прислали из кинофабрики ее первый заработок – два рубля.

Один рубль был истрачен в тот же день. Дома случайно не было денег, и Гулин рубль как раз пригодился на лекарство для самой же Гули.

Другой рубль – большой, новенький, желтого цвета – хранится до сих пор у Гулиной матери. Он спрятан в коробочке рядом с льняной шелковистой прядкой Гулиных младенческих волос».

3326
Автор статьи: Великанова Юлия.
Родилась в Москве в 1977 году. Окончила ВГИК (экономический факультет), ВЛК (семинар поэзии) и Курсы литературного мастерства (проза) при Литинституте им. А.М. Горького. Поэт, редактор, публицист. Член Московской городской организации Союза писателей России. Автор сборника стихотворений «Луне растущей нелегко...» (2016). Соавтор сборника стихов «Сердце к сердцу. Букет трилистников» (с А. Спиридоновой и В. Цылёвым) (2018). Организатор литературно-музыкальных вечеров. Участница поэтической группы «Тихие лирики начала НЕтихого века» и поэтического дуэта «ВерБа».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ТОП НОВОСТИ

Великанова Юлия
«Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве». 130 лет со дня рождения королевы детектива Агаты Кристи
15 сентября отмечается 130 лет со дня рождения английской писательницы, автора всемирно известных детективных романов, рассказов и пьес, создательницы знаменитых сыщиков Эркюля Пуаро и мисс Марпл - Агаты Кристи (1890–1976).
8082
Великанова Юлия
230 лет со дня рождения русского писателя Ивана Ивановича Лажечникова
25 сентября 1790 года родился русский прозаик, один из создателей русского исторического романа, «русский Вальтер Скотт» - Иван Иванович Лажечников (1790-1869). А. С. Пушкин в письме И. И. Лажечникову писал о главном его романе «Ледяной дом»: «Поэзия всегда останется поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык».
7165
Pechorin.net
«Короткая, романтическая, бесшабашная жизнь...». 125 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина
3 октября 1895 года родился русский поэт, «певец русской деревни», «национальный голос Руси», «волшебник русского пейзажа», «поэт с чувством родины» Сергей Александрович Есенин (1895-1925).
6544
Pechorin.net
«Русский академический журнал» - новый проект портала Pechorin.net
Литературный портал «Pechorin.net» объявляет о запуске нового просветительского проекта «Русский академический журнал», в рамках которого критики портала будут на постоянной основе обозревать толстожурнальную периодику, создавая мастерством собственного слова дискуссию вокруг литературных журналов - уникального явления русской культуры.
6113

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала