Женя Декина о рассказе Ольги Бахаревой «Старая тетрадь»

18.12.2024 6 мин. чтения
Декина Женя
Рецензия Жени Декиной - члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, лауреата многих конкурсов, литературного критика «Печорин.нет» - на рассказ Ольги Бахаревой «Старая тетрадь».

Это явно один из первых рассказов начинающего автора, но уже сейчас в нем есть моменты, по которым ясно, что у автора большой прозаический потенциал.

Есть сюжет, есть все важные композиционные компоненты повествования, есть идея, и автор уверенно читателя к ней подводит. Персонажи в рассказе ясны, и при этом меняются, что очень важно. Меняется на наших глазах юный мальчик: объект влюбленности молодой учительницы, решает не пользоваться ее благосклонностью, а честно и сразу во всем признаться. Меняется и сама героиня, растет, проходя сложный путь от подавленного чувства к творчеству, которое спасает ее от боли и помогает пережить любовную драму. Это очень здорово, и показывает, что автор хорошо чувствует структуру произведения и умеет рассказывать историю, что вообще-то большая редкость.

Пока еще автору не везде хватает мастерства, которое он, несомненно, наработает, если продолжит свой творческий путь. Герои сейчас описаны конспективно, и даже большие жизненные события даны безо всяких подробностей – захотела поступить – поступила, влюбилась, страдала. Это, в общем-то, даже хорошо, что автор не изводит читателя скучными подробностями бытовой жизни героини, но обходиться совсем без них все-таки не стоит.

Читателю хотелось бы увидеть героиню, понять, почему она не влюблялась ни в кого раньше, почему именно этот мальчик так ее поразил. В какой обстановке она жила? Мы не знаем ничего, кроме профессий родителей. Конечно, жизнь человека в столь юном возрасте может показаться скучной, но стоит поискать интересных подробностей для того, чтобы образ героини стал объемным, и читатель проникся к героине еще до начала ее влюбленности.

Этого же не хватает в рассказе о том, что происходило в школе. Мы знаем, что она наряжалась (этого можно так много и не давать), и что дети все поняли, и шутили над парнем. Если бы узнали это не в пересказе автора, а в показе каких-то сценок из их жизни, чтобы мы могли почувствовать и атмосферу школы, и реакцию других детей, и реакции самого парня (читателю ведь безумно интересно наблюдать за таким представлением), то рассказ бы сильно выиграл. А вот часть с воспоминаниями о литературной студии можно сократить, как и саму студию. Она просто достала тетрадь и начала писать. И тетрадь эту обязательно нужно показать читателю раньше, еще до школы, иначе получается эффект «бога из машины», когда герой в кризисе, но тут внезапно появляется тетрадь, о которой мы даже и не знали, и спасает ее.

Отдельного разговора требует стиль произведения. «В девятом классе Юлия решила поступать в институт на педагогический факультет по специальности «Преподаватель русского языка и литературы». Это настолько официально, что читатель начинает ждать какую-то пародию, иронию от текста, но иронии нет. И дальше текст в таком стиле и продолжается.

Автору нужно много работать над языком, читать поэтические и прозаические современнее тексты, чтобы уйти от этого отстраненного официально-делового стиля, которым рассказ написан. Дело в том, что читатель сейчас крайне искушенный, и такое сухое повествование ему может понравиться только если это какой-то изящный стилистический прием. Здесь этого нет, и читателю кажется, что автор не любит своих героев, не сопереживает им, раз говорит о них так сухо и отстраненно, просто передает факты.

Это умение придет, если повысить свою начитанность. Пожелаем автору в этом больших успехов.


Евгения Декина: личная страница.

Ольга Бахарева. Родилась в небольшом поселке Колышлей Пензенской области. Увлекается литературой с десятого класса. С восемнадцати лет пишет стихи. Первые стихи опубликованы в районной газете «Трудовая честь» в августе 1999 года. С 2007 года начала писать прозу. Член Интернационального Союза писателей. Автор сборника стихов и рассказов в электронном варианте «Говорят поэты ленивые» в серии «Российский колокол». Автор рассказов в альманахе «Российский колокол» ИСП. Номинант Лондонской премии 2015–2019 за сборник «Говорят поэты ленивые». Дипломант Международного литературного конкурса им. М.Ю. Лермонтова – 2019 «Новые имена в литературе» за сборник рассказов. В феврале 2021 года при финансовой поддержке Интернационального Союза Писателей в серии «Современники и классики» «вышел в свет» первый роман «Вернись ко мне». Бронзовый лауреат «Московской Литературной Премии-2020-2022» за дебютный роман в номинации «Малая проза». Член пензенского клуба поэтов и писателей «Я сень». Первый очерк «Родной мой Колышлей» опубликован в журнале клуба «Четверговая соль» № 6 (20) за 2023 год.

331
Автор статьи: Декина Женя.
Член Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра. Редактор отдела прозы портала «Литерратура», преподаватель семинаров СПМ и СПР. Лауреат Волошинского конкурса, лауреат премий «Росписатель», «Звездный билет», «Русское слово», премии Ф. Искандера и др. Публикации в журналах «Октябрь», «Дружба народов», «Наш современник» и проч.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9770
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8902
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7379
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5819

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала