«Заболоцкий – фигура недооцененная. Это гениальный поэт». 120 лет со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого

07.05.2023 7 мин. чтения
Великанова Юлия
7 мая 1903 года родился русский поэт и переводчик Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958).

Родился 7 мая (24 апреля) 1903 года в Казани, в семье агронома. Писал стихи с 7 лет.

Учась в сельской школе в Уржумском уезде Вятской губернии, с третьего класса издавал рукописный журнал, где размещал и свои стихотворения.

После окончания школы учился в Уржумском реальном училище. В 1920 году приехал в Москву, поступил в университет, сразу на два факультета. Но вскоре перебрался в Петроград. В 1925 году окончил Петроградский педагогический институт им. Герцена, отделение литературы и языка общественно-экономического факультета.

Работал в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа (объединение государственных издательств СССР).

В 1926 году был призван на военную службу, служил в Ленинграде. Недолгая армейская служба сыграла важную роль в судьбе Заболоцкого: если прежде он считал, что пишет посредственные стихи, то именно в этот период, потрясённый казарменными порядками, он стал писать иначе – обрёл свой уникальный поэтический голос.

Вскоре познакомился с поэтами Д. Хармсом и А. Введенским. Была организована группа «Левый фланг», более известная под другим названием – ОБЭРИУ.

Н. Заболоцкий – автор двух разделов манифеста ОБЭРИУ – «О поэзии» и «Об общественном лице».

Заболоцкий не разделял увлечений своих коллег. Демонстративные, шутовские выходки ОБЭРИУтов были не в его натуре. Себя он видел поэтом «голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя».

Сборник Н. Заболоцкого «Столбцы» признан не только вершиной творчества поэта, но и лучшим из созданного ОБЭРИУтами.

Гротескное живописание нэповских реалий. Книга о советском мещанстве.

«Столбцы» – это и по названию как будто не совсем стихи, а просто строки, записанные в столбик. Это очень внятная поэзия, созданная в ключе традиций русской поэзии.

Сильный художественный эффект «Столбцов» возникает на стыке формы (классический для русской традиции четырёхстопный ямб) и содержания: приземлённый быт в карикатурном, гротесковом изображении. Яркие сравнения, выпукло, узнаваемо. Цикл наполнен иронией, образы алогичны, метафоры неожиданны. Сам Заболоцкий писал, что сборник «Столбцы» поднял в литературе «порядочный скандал».

Довольно скоро Николай Заболоцкий вышел из кружка ОБЭРИУ.

Увлекся идеями натурфилософии (философия природы). Он верил в человека как в высшее творение природы, и её талантливый преобразователь. Поддерживались идеи нового мира, где животные – на равных с людьми, подлинно братья. В Хлебников писал об этом: «Я вижу конские свободы и равноправие коров».

Природу необходимо преобразовать. Об этом – сказочная поэма Заболоцкого «Торжество земледелия» (1929–1930). Опубликована в журнале «Звезда» в 1933 году.

Бесконечное доверие оказывалось человеческому разуму, способному гармонично сосуществовать и трудиться с животными. В тексте поэмы соединялись серьёзные социальные и политические термины и просторечье, детский, наивный язык. Советская критика не могла принять этого произведения – ведь автор, похоже, издевался над идеями социализма. Критики обрушились на Заболоцкого с серьёзными обвинениями политического характера.

И тогда он ушёл в детскую литературу. Писал для журналов «Ёж» и «Чиж». Сделал пересказ для детей романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

В 1937 году вышла «Вторая книга» поэзии Заболоцкого, также были опубликованы переводы Заболоцкого – поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, стихов Ф. Шиллера, И.В. Гёте и другие.

В 1938 году Н.А. Заболоцкий был обвинён по ложному доносу о создании контрреволюционной организации, арестован. Приговор – пять лет лагерей. Поэта пытали до состояния помрачения рассудка. Он сумел никого не оговорить и всегда твёрдо помнил, что невиновен.

Содержался в лагере на Дальнем Востоке. Поначалу попал на общие работы, где из-за условий жизни и труда выжить было нереально. Затем ему удалось получить должность чертёжника (он смог освоить эту профессию в считанные дни), что и спасло Н. Заболоцкому жизнь.

Со временем режим был ослаблен, позже Заболоцкий жил на поселении. В Москве он оказался лишь в 1946 году, уже по окончании войны.

Некоторые письма Заболоцкого из ГУЛАГа были опубликованы, также он написал книгу «История моего заключения» (1956). Но и в этих материалах он рассказал не много. Но и эти мемуары были опубликованы лишь в 80-е, сначала за рубежом на английском языке в 1981, в СССР – в 1986 году.

После возвращения к творчеству десять лет Заболоцкий преимущественно делал переводы. Было написано и несколько собственных стихотворений.

Поэтический стиль сильно изменился. Если поначалу ещё присутствовала яркая метафоричность, то постепенно стихи стали очень несложными по форме, при этом удивительно глубокими и грустными по содержанию: здесь размышления о человеке, нравственные, психологические вопросы.

В 1957 году вышла книга «Стихотворения».

На протяжении многих лет (и лагерь – не исключение, работа была закончена в ссылке в Караганде) Заболоцкий работал над переводом «Слова о полку Игореве». В 1951 году вышла теоретическая статья «К вопросу о ритмической структуре «Слова о полку Игореве». В ней речь шла не только о неизвестном нам авторе знаменитого «Слова…», но и о его предшественнике Бояне. Заболоцкий исследует специфику древнерусской поэзии в более общем смысле.

Скончался в 1958 году.

В 80-е годы И. Бродский сказал: «Вообще, Заболоцкий – фигура недооцененная. Это гениальный поэт… Когда вы такое перечитываете, то понимаете, как надо работать дальше».


Стихотворения Николая Заболоцкого
 
***
 
Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.
Толстозадые русалки
Улетают прямо в небо,
Руки крепкие, как палки,
Груди круглые, как репа.
Ведьма, сев на треугольник,
Превращается в дымок.
С лешачихами покойник
Стройно пляшет кекуок.
Вслед за ними бледным хором
Ловят Муху колдуны,
И стоит над косогором
Неподвижный лик луны.
Меркнут знаки Зодиака
Над постройками села,
Спит животное Собака,
Дремлет рыба Камбала,
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Леший вытащил бревешко
Из мохнатой бороды.
Из-за облака сирена
Ножку выставила вниз,
Людоед у джентльмена
Неприличное отгрыз.
Все смешалось в общем танце,
И летят во сне концы
Гамадрилы и британцы,
Ведьмы, блохи, мертвецы.
Кандидат былых столетий,
Полководец новых лет,
Разум мой! Уродцы эти –
Только вымысел и бред.
Только вымысел, мечтанье,
Сонной мысли колыханье,
Безутешное страданье, –
То, чего на свете нет.
Высока земли обитель.
Поздно, поздно. Спать пора!
Разум, бедный мой воитель,
Ты заснул бы до утра.
Что сомненья? Что тревоги?
День прошел, и мы с тобой –
Полузвери, полубоги –
Засыпаем на пороге
Новой жизни молодой.
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка.
Засыпай скорей и ты!
 
1929
 
***
 
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, –
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
 
1947
 
Поэт
 
Черен бор за этим старым домом,
Перед домом – поле да овсы.
В нежном небе серебристым комом
Облако невиданной красы.
По бокам туманно-лиловато,
Посредине грозно и светло, –
Медленно плывущее куда-то
Раненого лебедя крыло.
А внизу на стареньком балконе –
Юноша с седою головой,
Как портрет в старинном медальоне
Из цветов ромашки полевой.
Щурит он глаза свои косые,
Подмосковным солнышком согрет, –
Выкованный грозами России
Собеседник сердца и поэт.
А леса, как ночь, стоят за домом,
А овсы, как бешеные, прут…
То, что было раньше незнакомым,
Близким сердцу делается тут.
 
1953
 
Можжевеловый куст
 
Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!
 

1957

918
Автор статьи: Великанова Юлия.
Родилась в Москве в 1977 году. Окончила ВГИК (экономический факультет), ВЛК (семинар поэзии) и Курсы литературного мастерства (проза) при Литинституте им. А.М. Горького. Поэт, редактор, публицист. Член Московской городской организации Союза писателей России. Автор сборника стихотворений «Луне растущей нелегко...» (2016). Соавтор сборника стихов «Сердце к сердцу. Букет трилистников» (с А. Спиридоновой и В. Цылёвым) (2018). Организатор литературно-музыкальных вечеров. Участница поэтической группы «Тихие лирики начала НЕтихого века» и поэтического дуэта «ВерБа».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ТОП НОВОСТИ

Великанова Юлия
«Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве». 130 лет со дня рождения королевы детектива Агаты Кристи
15 сентября отмечается 130 лет со дня рождения английской писательницы, автора всемирно известных детективных романов, рассказов и пьес, создательницы знаменитых сыщиков Эркюля Пуаро и мисс Марпл - Агаты Кристи (1890–1976).
6132
Великанова Юлия
230 лет со дня рождения русского писателя Ивана Ивановича Лажечникова
25 сентября 1790 года родился русский прозаик, один из создателей русского исторического романа, «русский Вальтер Скотт» - Иван Иванович Лажечников (1790-1869). А. С. Пушкин в письме И. И. Лажечникову писал о главном его романе «Ледяной дом»: «Поэзия всегда останется поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык».
5436
Pechorin.net
«Русский академический журнал» - новый проект портала Pechorin.net
Литературный портал «Pechorin.net» объявляет о запуске нового просветительского проекта «Русский академический журнал», в рамках которого критики портала будут на постоянной основе обозревать толстожурнальную периодику, создавая мастерством собственного слова дискуссию вокруг литературных журналов - уникального явления русской культуры.
4573
Pechorin.net
«Короткая, романтическая, бесшабашная жизнь...». 125 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина
3 октября 1895 года родился русский поэт, «певец русской деревни», «национальный голос Руси», «волшебник русского пейзажа», «поэт с чувством родины» Сергей Александрович Есенин (1895-1925).
4306

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала