За вдохновением в Ясную Поляну

09.09.2020 11 мин. чтения
Небыков Алексей
Лев Толстой – фигура неоценимого масштаба не только для русской литературы, но и для литературы мировой. Так или иначе в литературной среде упоминание в дискуссии писателей такого порядка часто вызывает восторг, восхищение. Каждому литератору хотелось бы иметь некую сопричастность к таланту признанного мастера, к его художественным возможностям, силе образного звука. Но есть в России удивительные места, связанные с судьбами писателей, где внутренний трепет можно не только представить, но и почувствовать. Одно из таких мест - Музей-усадьба Ясная Поляна в Тульской области.
За вдохновением в Ясную Поляну

Лев Толстой – фигура неоценимого масштаба не только для русской литературы, но и для литературы мировой. Многие писатели учатся на его произведениях, стремятся раскрыть секреты художественного таланта, обрести смыслы для собственного творчества в его текстах.

Так или иначе в литературной среде упоминание в дискуссии писателей такого порядка часто вызывает восторг, восхищение. Каждому литератору хотелось бы иметь некую сопричастность к таланту признанного мастера, к его художественным возможностям, силе образного звука.

Но есть в России удивительные места, связанные с судьбами писателей, где внутренний трепет можно не только представить, но и почувствовать. Одно из таких мест - Музей-усадьба Ясная Поляна в Тульской области.

Это место рождения, жизни и деятельности великого русского писателя. Здесь он прожил более пятидесяти лет, задумал и написал около 200 произведений, в том числе романы «Война и мир», «Анна Каренина», главы романа «Воскресение». Картины яснополянской природы, образы живших здесь людей неоднократно оживали на страницах произведений Льва Толстого. Ясную Поляну называют «творческой лабораторией писателя», но очарование усадьбы способно вдохновить на созидание и любого современного автора, побывавшего в «гостях» у Льва Николаевича. Кстати, в свое время это место привлекало многих известных людей. В усадьбе бывали Тургенев, Фет, Лесков, Чехов, Короленко, Горький, Крамской, Репин, Мечников, Стасов и многие другие.

(Дом Л.Н. Толстого)

Природа

Широкая березовая аллея встречает посетителей, а рядом яблоневые сады, естественный и искусственные пруды. Одна из версий происхождения названия усадьбы «Ясная Поляна» связана с большим количеством ясеней, которые растут на территории усадьбы. Все в этом месте создано для долгих и основательных прогулок, в ходе которых можно укрыться от суеты и других людей, побыть наедине с собой. Тропинки могут вывести вас и на поляну, и в лес, и к реке Воронке, и к любимой скамейке Льва Толстого, и к его могиле.

Сам Лев Николаевич, умывшись с утра, всегда отправлялся на небольшую получасовую прогулку. По воспоминаниям секретаря Толстого – Николая Гусева: «утренние часы уединенного общения с природой служили для него вместе с тем временем, когда он усиленно сосредоточивался в самом себе для того, чтобы в течение всего последующего дня держаться на уровне духовной высоты как в сношениях со всеми людьми, родными и чужими, с которыми приходилось ему сталкиваться, так и во время его собственной напряженной творческой деятельности».

Еще одну уединенную прогулку (пешую или верхом) совершал Лев Николаевич после завтрака во втором или в третьем часу после полудня. Он дорожил этими прогулками, обдумывал свои произведения, сидя на лошади, записывал возникающие в голове мысли и образы в записную книжку.

С тех пор в усадьбе все по-прежнему, и внимательный посетитель может часами бродить по тем же тропинкам, укрываться от солнца в тени и задумывать сюжеты своих будущих произведений.

(Березовая аллея в Ясной поляне) 

Дом Л.Н. Толстого

Дом Л.Н. Толстого расположен в центральной части усадьбы. Под его зеленой крышей сохранилось около 40 тысяч подлинных вещей, принадлежавших Льву Николаевичу и его семье. Редкий дом писателя в России может похвастаться такой оставшейся после войны коллекцией. Предметы из дома успели отправить на три с половиной года в эвакуацию в Сибирь, где они и уцелели, ведь сама усадьба во время войны на протяжении полутора месяцев была оккупирована немцами.

Входя в дом, в передней мы знакомимся со страстями писателя. Перед нами библиотека – увлечение ума, и охотничьи трофеи и ружья – увлечения сердца. Лев Николаевич всю жизнь собирал книги и журналы, в доме около 23 тысяч печатных изданий. Это книги, унаследованные от деда и родителей, приобретенные и подаренные друзьями и почитателями.  А что касается страсти сердца, то после 60 лет Лев Толстой перестает охотиться и становится вегетарианцем. К этому возрасту он - сторонник «опрощения», отказывается от излишеств во всем в своей жизни.

(Передняя Дома Толстого)

В столовой дома-музея, кроме большого обеденного и маленьких столов, сервиза и самовара, фортепиано и шахмат, представлены всемирно известные живописные жемчужины. Здесь и оригиналы портретов Ивана Крамского (2 портрета самого писателя, его жены и дочери), и картины Ильи Репина (портрет писателя и дочери Татьяны), и портрет дочери Марии кисти Николая Ге, и портрет супруги писателя Софьи Андреевны Толстой, созданный Валентином Серовым.

(Зал и столовая Дома Толстого)

Попадая в спальню Льва Николаевича, мы находим ее совсем небольшой. Уютная кровать напротив окна, из которого открывается живописный вид на сад, тумбочка, умывальник, гантели – все скромно и безыскусно. На комоде висит просторная блуза. Удивительный факт, именно в честь графа Толстого такие блузы начинают называть толстовками, которые в наше время представляют собой очень популярный вид спортивной кофты.

(Спальня Л.Н. Толстого)

Кабинет писателя

Главной комнатой для любого посещающего дом-музей писателя является кабинет Льва Николаевича. Так хочется увидеть, какой была рабочая обстановка великого мастера, какие предметы были соучастниками его творческого волшебства.

И вот перед нами невысокий стол, личные предметы на нем (свечи, портреты, чернильница, книги), низкий стул-табуретка, а за ним диван для отдыха, навесные полки с книгами, среди которых самая популярная энциклопедия того времени - Брокгауза и Ефрона. Она выходила в 95 томах, у Толстого были все книги. Лев Николаевич одним из первых писателей начал использовать пишущую машинку. На ней, в частности, были изготовлены копии его статьи «Не могу молчать», в которой он осуждал смертную казнь в России. По воспоминаниям секретаря Толстого - Николая Гусева, эти вопросы сильно волновали Льва Николаевича, и он имел обыкновение прочитывать утром газету «Русь», которая печатала наверху первой страницы сведения о количестве смертных казней и приговоров за день.

 

(Кабинет Л.Н. Толстого и портрет писателя - картина Ильи Репина)

Рабочий день Льва Толстого в последние годы жизни выглядел следующим образом. После утренней прогулки он обычно садился за кофе и начинал читать письма и газеты. Покончив с ними, Лев Николаевич прочитывал «очередной день из им самим составленных его любимых книг: «Круг чтения» и «На каждый день», содержащих мысли мудрецов всех времен и народов о главнейших вопросах жизни». А затем принимался за работу, во время которой он нуждался в абсолютной тишине: затворял двое дверей, которые вели из его кабинета в столовую, и чрезвычайно редко выходил из своего кабинета по какому-нибудь делу»[1].

После работы, завтрака и дневной прогулки Лев Николаевич ложился спать. Вечерами он уже не писал так напряженно, как днем. «Или, сидя у себя в кабинете, читал, или писал письма, или же участвовал в общих разговорах в столовой, если бывал кто-либо из приезжих родственников или гостей»[2].

(Секретарская)

Места памяти

Много любимых мест было у Льва Толстого в Ясной Поляне. Здесь и колодец, и место купания писателя, и любимая скамейка, сделанная из березовых жердочек, привлекавшая писателя тенью и прохладой, уединенным расположением.

Есть в усадьбе теперь, как и прежде, и теплица, и конюшня, где катают детей, а гостей приглашают на конные экскурсии верхом и в экипаже. Для любителей активного спорта летом открыты велосипедные маршруты, а зимой – лыжные (они проходят вне центральной части усадьбы). Удивительное место, притягательное, ясное.

Но самым сильным местом памяти Льва Николаевича в усадьбе, конечно, является его могила, которая располагается по его завету без креста, памятника и надгробного камня далеко в лесу. Сейчас здесь «зона тишины», где смолкают разговоры и ничто рукотворное не нарушает природного единения. Писатель даже в смерти своей будто побуждает нас к размышлению о том, что все мы лишь части единой натуры, сливаемся после смерти своей с ее тихим ритмом и безбрежным течением. Он точно показывает нам, что не нужны человеку ни высокие стены, ни бетонные города, ни цифровые пространства, а нужны лишь лучи теплого солнца, прохлада теней леса, щебетание птиц и спокойствие земли.  

(Могила Л.Н. Толстого)

Прощание с Ясной Поляной

На выходе из Ясной Поляны можно встретить свадьбу, созерцание счастья жениха и невесты – хорошая примета и несомненная удача.

А еще рядом с усадьбой расположилось небольшое кафе, где можно попробовать блюда по рецептам супруги Льва Толстого - Софьи Андреевны Толстой. Здесь и пулярды (курица, запечённая с помидорами, сметаной и сыром), и похлёбка грибная по-деревенски, и ножка каплуна, и гречневая каша с луком и белыми грибами, и Анковский пирог, подававшийся в доме Толстых в виде пирожного и много других деликатесов.

И вот усадьба остается позади, но чувство особой значимости случившегося возникает у каждого побывавшего в Ясной Поляне. Это непонятное ощущение некой растерянности от состоявшегося душевного волнения еще долго потом сохраняется в нашей памяти. Натура творческая, тонкая, восприимчивая получает удивительный заряд вдохновения, словно сам Лев Толстой, воодушевляет и наполняет силами авторов, побывавших тут, для новых художественных свершений.

Николай Гусев вспоминал одно приметное свойство Льва Николаевича. Прощаясь с гостями, он «подавал руку. Рукопожатие его было особенное, — он как-то задерживал в своей руке руку другого, смотря в то же время в глаза особенным дружелюбным чувством. Ясно было, что он действительно хотел и старался вызвать и усилить в себе искреннее и доброжелательное отношение к каждому человеку, с которым сводила его жизнь…»

Так и встреча с Ясной Поляной навсегда остается в памяти событием в жизни важным, а желание вернуться в это приютное место несомненно загадывается каждым побывавшим в усадьбе писателем.

(Ясная поляна)


Автор статьи благодарит руководителя пресс-службы музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» Ирину Афонину за организацию поездки, фотографии и материалы и сотрудника пресс-службы Елену Алехину за профессиональную экскурсию и интересный рассказ.


[1] По воспоминаниям Николая Гусева: «Два года с Л. Н. Толстым. День Льва Толстого».

[2] Там же.

2153
Автор статьи: Небыков Алексей.
Русский писатель, просветитель, юрист и предприниматель. Основатель и главный редактор порталов «Pechorin.net» и «Моё Отечество». Создатель проектов «Русский академический журнал» и «Высочайшие вершины русской литературы».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41298
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17016
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9475
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8764

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала