«Война и Мир»: Толстой не сознавал масштаб своего творения

13.08.2021 5 мин. чтения
Шлионская Ирина
В этом году исполняется 165 лет с тех пор, как Лев Толстой впервые задумался над идеей произведения, впоследствии вылившегося в знаменитый роман-эпопею «Война и мир». Большинству российских читателей и содержание, и персонажи книги, охватывающей жизнь русского общества в 1805—1812 годах, в том числе Отечественную войну с Наполеоном Бонапартом, знакомы со школьных лет. Гораздо меньшему числу людей известна история ее создания...
«Война и Мир»: Толстой не сознавал масштаб своего творения 

В этом году исполняется 165 лет с тех пор, как Лев Толстой впервые задумался над идеей произведения, впоследствии вылившегося в знаменитый роман-эпопею «Война и мир». Большинству российских читателей и содержание, и персонажи книги, охватывающей жизнь русского общества в 1805—1812 годах, в том числе Отечественную войну с Наполеоном Бонапартом, знакомы со школьных лет. Гораздо меньшему числу людей известна история ее создания...

Несостоявшиеся «Декабристы»

Замысел эпохального произведения возник у Толстого еще в 1856 году. Первоначально он задумал написать повесть о декабристе, возвращающемся с семейством в Россию. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, - пишет Толстой в предисловии к роману. - Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с... эпохой 1812 года...».

В конце концов, писатель решил, что повествование следует начинать не позднее чем с 1805 года. Он несколько раз приступал к работе над повестью, которая к началу 1861 года уже мыслилась как роман. В это время Толстой зачитывал главы из романа «Декабристы» Тургеневу и Герцену. Но только в 1863 году он начал всерьез работать над произведением. В 1869 году оно было закончено. Поначалу писатель хотел сделать «Войну и мир» только частью истории Пьера и Наташи Безуховых, которые в 1856 году возвращаются из сибирской ссылки. Он вернулся к этому замыслу еще раз в конце 1870-х. Но не сложилось...

Впрочем, книга и так пользовалась феноменальным успехом. Отрывок из нее (роман тогда назывался «1805 год») был впервые опубликован в 1865 году в «Русском вестнике». В 1868 году вышли три части книги, чуть позднее – остальные две... Толстой несколько раз менял названия: известны такие варианты, как «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры».

Название «Война и мир» на первый взгляд совершенно «прозрачно». В книге картины сражений и военного быта чередуются с эпизодами вполне мирного бытия: тот же салон Шерер, сценки из жизни аристократов и помещиков... Интересно, что каждого читателя в романе привлекает что-то свое: как правило, когда книгу начинают проходить в школе, мальчики любят больше читать «про войну», девочки – про Наташу Ростову и ее отношения с Андреем Болконским и Пьером Безуховым. А одна учительница из нашей школы как-то попросила меня написать для ее сына сочинение по «Войне и миру», взяв за основу сцену охоты. Оказалось, она у нее самая любимая...

Впрочем, опросы показывают, что многие наши соотечественники вообще ни разу не читали «Войну и мир», обходились тем, что написано в учебниках, и отрывками из хрестоматий. Сейчас еще проще – можно прочитать краткое содержание любого классического произведения в Сети. Но вряд ли вы тогда сможете прочувствовать всю его глубину...

Вернемся к названию. Оно вовсе не так однозначно. И вот почему. В современном русском языке словом «мир» обозначаются одновременно антоним войны, а также мир в самом широком смысле, например, Вселенная, земной шар, общество или место обитания... До орфографической реформы 1917-1918 годов слово «мир» в различных значениях писалось по-разному: в первом случае – «миръ», во втором — «міръ». Есть легенда, что Толстой использовал как раз второй вариант. Но во всех прижизненных изданиях роман выходил под названием «Война и миръ». Этим книга якобы была обязана ошибкам и опечаткам, возникшим по вине других людей, занимавшихся публикациями романа. Среди них издатели М.Н. Катков и П.И. Бирюков, Софья Андреевна Толстая и даже религиозный философ Георгий Флоровский...

Многоплановость

При работе над романом писатель использовал множество самых различных источников. Это академическая история войны академика А.И. Михайловского-Данилевского, история М.И. Богдановича; работы французских историков; многочисленные свидетельства современников Отечественной войны 1812 года - Алексея Бестужева-Рюмина, Дениса Давыдова, Алексея Ермолова и др.; а также ряд мемуаров и художественных произведений.

В книге 559 героев, причем около 200 из них — исторические лица. Здесь представлены все социальные слои общества, от императоров и аристократии до солдат и крестьян.

«Война и мир» является многоплановым произведением: это одновременно роман исторический, философский, семейный, психологический... Автор пытается через призму как исторических событий, так и эпизодов из частной жизни отдельного человека, философски осмыслить глобальные законы бытия... Особое внимание Толстой уделил народной психологии, а также феномену стихийного и бессознательного в человеческой жизни. Он пытается ответить на вопрос о движущих силах истории, о роли личности в историческом процессе.

По мнению автора, отдельные личности лишь исполняют волю народа и этим вершат историю. Так, Кутузов, осознавший освободительный характер войны с французами, становится победителем, а Наполеона, пекущегося лишь о личной славе и власти, ждет фиаско... Носителем высшей мудрости выступает у Толстого Платон Каратаев – ведь он сознает себя частью целого, без притязаний на индивидуальность: «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь... Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Второе «я»

Самому писателю, безусловно, ближе всего Пьер Безухов - в его уста Толстой вкладывает собственные философские размышления: «На земле, именно на этой земле... нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды...».

Духовные искания приводят Безухова в масонский орден, где он становится на бескорыстный путь духовного познания и служения людям. Однако постепенно Безухов осознает, что многие «братья» вступают в орден только ища выгоды и знакомств с влиятельными персонами, и их членство носит чисто формальный характер. Сам Толстой не был масоном, но ему были во многом близки идеи масонства, которое особенно процветало в начале XIX столетия, при Александре I. Кстати, к масонским орденам принадлежали некоторые реальные лица, выведенные в романе – в частности, сам Александр I и М.И. Кутузов. Последнему в Швеции присудили седьмую степень масонства и присвоили орденское имя Зеленеющий Лавр, а также девиз – «Победами себя прославить». Дальнейшая жизнь знаменитого полководца вполне соответствовала этому изречению...

«Дребедень»

Книга, за исключением эпизода с Платоном Каратаевым, почти не содержит черт так называемого толстовства: это мировоззрение, подразумевающее пацифизм и «непротивление злу насилием», сформировалось у Толстого только в 1880-е... В «Войне и мире» совершенно иной главный философский посыл. Роман выражает основной тезис толстовской философии: «Царство божие внутри нас». Именно он дал толчок концепции «макрокосма и микрокосма» в русском космизме, позднее развитой философами Павлом Флоренскими Львом Карсавиным...

Любопытно, что сам Лев Николаевич вовсе не считал «Войну и мир» одним из самых значительных своих произведений, и даже как-то обмолвился, что «больше не будет писать такой дребедени». Впрочем, далеко не всегда творец способен объективно оценить масштаб своего творения...

2265
Автор статьи: Шлионская Ирина.
Родилась и выросла в г. Троицке (ныне Новая Москва). Публикуется с 11 лет. Окончила редакционно-издательское отделение факультета журналистики МГУ. После окончания университета работала редактором в различных издательствах, корреспондентом в центральной прессе. Сотрудничала с изданиями «Мир новостей», «Аргументы и факты», «Учительская газета», порталами «Правда.ру», «Русская семерка» и т.д. Является автором более 20 научно-популярных книг. Пишет фантастическую прозу и стихи. Член Союза писателей и Союза журналистов России.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41332
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17032
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9479
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8766

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала