
Юнна Петровна Мориц родилась 2 июня 1937 года в Киеве, в семье инженера.
В краткой автобиографии Юнна Петровна пишет: «В год моего рождения арестовали отца по клеветническому доносу, через несколько пыточных месяцев сочли его невиновным, он вернулся, но стал быстро слепнуть. Слепота моего отца оказала чрезвычайное влияние на развитие моего внутреннего зрения».
В годы войны семья жила в Челябинске.
В 1954 году Юнна окончила школу в Киеве, начала учебу на заочном отделении филологического факультета. В 1955-м поступила на дневное отделение поэзии Литературного института в Москве.
Первые стихи были опубликованы в 1954 году.
В 1961 году при содействии поэта Николая Тихонова вышла её книга «Мыс желания», получившая название по географическому месту на Новой Земле: в 1956 году Юнна Мориц плавала по Арктике на ледоколе «Седов», стояла на зимовке на Мысе желания. Это путешествие оказало серьёзное влияние на поэтессу: «Законы арктического сообщества повлияли так сильно на мою 19-летнюю личность, что меня очень быстро исключили из Литинститута за «нарастание нездоровых настроений в творчестве» и напечатали огромную разгромную статью в «Известиях»…»
В 1961 году Мориц всё-таки удалось окончить Литинститут. В 1962 году в журнале «Юность» появилось стихотворение Ю. Мориц памяти Тициана Табидзе (этот грузинский поэт был репрессирован и посмертно реабилитирован), после чего Мориц на несколько лет попала в «чёрные списки» и не печаталась.
Однако в 1963 году Ю. Мориц удалось опубликовать в журнале «Юность» подборку стихов для детей. Детские стихи Мориц, которых она написала множество, наполнены юмором, добротой, остроумны, музыкальны, нередко парадоксальны и неоднозначны, и потому интересны не только детям. За публикацию в «Юности», по словам поэтессы, «читатель мгновенно заплатил люблями».
Книги стихов для детей – «Букет котов», «Тумбер-Бумбер», «Двигайте ушами» и другие; сборники «Крыша ехала домой» и «Лимон Малинович Компресс» вышли с подзаголовками на обложке: «Стихи-хи-хи для детей от 5 до 500 лет».
В 1970 году вышла книга «Лоза», за ней – сборники «Суровой нитью» (1974), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Синий огонь» (1985), «На этом береге высоком» (1987), «В логове голоса» (1990).
Последнее десятилетие XX века поэтесса не публиковалась, в 2000 году появилась книга «Лицо».
В сборники «Таким образом» (2001), «По закону – привет почтальону» (2005) включены страницы графики и живописи Мориц, которые являются, скорее, не иллюстрациями, а своеобразными «стихами».
Также Ю. Мориц писала рассказы, занималась переводами.
«Большой секрет для маленькой компании», «Ёжик резиновый», «Собака бывает кусачей», «Летающие лошади», «Когда мы были молодые» – стихи, ставшие песнями композитора и исполнителя Сергея Никитина.
В 1979 году по мотивам нескольких стихотворений был создан мультфильм «Большой секрет ля маленькой компании» (реж. – Ю. Калишер). Автором сценария этого, а также ряда других мультфильмов вначале 80-х годов выступила Ю. Мориц.
«Долгие годы меня не выпускали за рубеж, несмотря на сотни приглашений от международных фестивалей поэзии, форумов, университетов и СМИ, – боялись, что я сбегу и тем испорчу международные отношения, – рассказывает Мориц. – Но всё же года с 85-го у меня были авторские вечера на всех знаменитых международных фестивалях поэзии в Лондоне, в Кембридже, Роттердаме, Торронто, Филадельфии. Стихи переведены на все главные европейские языки, также на японский, турецкий, китайский».
Поэзию Ю. Мориц отличают не только точность слога, предметная образность и ощутимая внутренняя творческая энергия автора, выплёскиваемая в строках, но и категоричная прямота, бескомпромиссность, в которой она, безусловно, наследует традициям М. Цветаевой и А. Ахматовой.
С годами чёткая гражданская позиция поэтессы крепла. Ещё в 2005 году она окрестила свою поэзию «чистой лирикой сопротивления».
Мориц до сих пор размещает в соцсетях и на своём сайте острые политические стихи под рубрикой «Не для печати».
Из интервью с поэтессой 2001 года, о роли поэзии в жизни: «Если человек с детства читает поэзию и ему от природы дано вещество, откликающееся на тайны ритмичной Вселенной, которая, по сути, и есть поэзия, тогда он не то чтобы начинает поэзию любить – он начинает поэзией жить, в какие-то мгновенья вспоминая какие-то строки. А иногда он начинает жить в поэзии как поэт. Но источник один – «чужая поэзия», и она, безусловно, дает очень мощную энергию, которая движет и развивает способности человека проникать в ритмы Вселенной, где мы пребываем».
Литературовед Владимир Бондаренко так пишет о Ю. Мориц: «Пожалуй, это последний из значимых поэтов России двадцатого столетия, продолжающий творить и сегодня. И всегда – наперекор всем. Всегда в черном списке у любой власти. Этакая Черно-Мориц. Юнна Мориц всегда чувствовала себя чужой на пиру любой из элит. «Никакую паутину /исступленно не плести, / одиночества картину / до шедевра довести!..» Может быть, это и спасало ее поэзию, которую она воспринимала как важнейшую часть жизни».
Официальный сайт о творчестве поэтессы.
Стихотворения Юнны Мориц:
С той неизвестностью, которая – всегда.
Чутьё бормочет, не владея речью,
А след берёт – и там, где нет следа!
И не в словах, а между строк, где струйка
Бормочет необъятное для слов, –
Оставит след чутьё, такая чуйка,
Оставит свет, который – будь здоров!
Такая чуйка выследит во мраке
Источник света, – наследил Господь
Источниками света, всюду знаки
Его следов – до тьмы кромешной вплоть!
В кромешной тьме, чутьём, где Чувство Бога,
Я свет беру, как след, и никогда
Чутьё не врёт, не красится для слога,
А след берёт – и там, где нет следа!

