Сергей Николаевич Кольцов, второй главный акционер многомиллиардного Северного холдинга, летит в Женеву бизнес-джетом – там живет его единственная дочь Наташа. Есть проблема, которая беспокоит отца. Муж Наташи ввязался в некую аферу, где фигурирует колумбийский кокаин, которым предполагается расплатиться за настоящие сокровища – бесценные шедевры живописи (в том числе картины Пикассо, Гойи, Веласкеса). В годы Второй мировой они бесследно исчезли при попытке перевезти их из Испании в некую нейтральную страну. Кольцов понимает, что один не справится, и призывает на помощь своего верного и давнего помощника Рому Чекаря, который когда-то был влюблен в Наташу, и эта любовь не угасла за 20 лет. У Чекаря тоже есть дело для Кольцова: кто-то активно скупает акции Северного холдинга на открытом рынке, похоже, готовится рейдерский захват. Рейдеры, кавказцы, бандиты, отставные офицеры спецслужб, покровители криминала из президентской администрации – каша заваривается крутая.
Судя по краткому изложению сюжета, можно предположить, что перед нами – очередная вампука «из жизни олигархов», где главные герои только тем и занимаются, что едят черную икру большими ложками, обнимают красоток с обложки «Плейбоя» и всячески прожигают жизнь. Но это не так. Если не обращать внимания на аляповатую обложку, созданную как будто в бесплатном графическом редакторе, роман Остапа Стужева (кстати, оцените вкус автора – не наобум взял псевдоним, а с намеком на легендарного московского актера, сталинского лауреата Александра Остужева) можно назвать заметным – и даже выдающимся явлением современной литературной жизни России.
Прежде всего – это хорошо написанная история. Автор отлично ориентируется в фактуре. Взаимоотношения людей из списка «Форбс»; особенности деятельности спецслужб на территории недружественных государств; нравы светской тусовки где-нибудь в Женеве; а также прочие многочисленные нюансы из жизни сверхбогатых русских, их кавказских партнеров, их бывших коллег из спецслужб (хотя бывших, как мы помним, не бывает), – во всем этом О. Стужев разбирается, понимает, не допускает ляпов. «Вы знаете, как Пикассо любил рисовать Арлекинов? Самый интересный, по крайней мере по моему мнению, это тот с зеркалом, написанный в тридцать втором. Но были еще. Так вот, среди тех картин, о которых мы с вами сейчас говорим, есть еще один, и я видел его своими глазами», говорит один из героев, и мы для себя отмечаем: не какая-то там безымянная «картина Пикассо», а именно «пятый Арлекин», коллекционеры живописи наверняка оценят этот завиток – как говорится, и здесь автор понимает, о чем пишет.
И вообще нельзя не заметить хорошей опытности О. Стужева. Он умеет убедительно и занимательно организовать мизансцену, будь местом ее действия кабинет в администрации президента, армейская казарма или вечеринка в богатом особняке. Понятно, что это доступно человеку, который некогда пересекался с прототипами своих героев – может, служил в одной конторе, может, консультировал, может, участвовал в переговорах или еще чего. В любом случае прочитав роман «Правила Мерджа», понимаешь, что автор не зря скрылся под псевдонимом. Люди, хотя бы отчасти получившие такой опыт, который описывается в романе, вряд ли захотят, чтобы их имена становились известны широкой публике.
При этом роман написан с сильным внутренним драйвом, с длинным дыханием, когда интрига, которая затевается в начале, расщепляется сразу на несколько сюжетных линий. Мы следим то за историей отношений Ромы Чекаря и его возлюбленной, то за жесткими и безупречными комбинациями, которые выстраивает Сергей Кольцов, то незримо стоим за спиной врагов, которые вынашивают свои злодейские планы. Действие стремительно перемещается из Женевы в Картахену, из Москвы в небольшой районный центр Дагестана, вотчину Магомед-Алиева, еще одного важного персонажа «Правил Мерджа». Герои непринужденно переходят то на английский, то на испанский – и этот космополитический колорит внезапно ярко высветил, кого же мне напоминает роман Остапа Стужева.
Конечно же, этот криминальный триллер написан в традиции советского писателя Юлиана Семенова, одного из важнейших и популярнейших авторов той эпохи. Совсем недавно встречал упоминание, что книги Семенова были изданы в Советском Союзе суммарным тиражом под 300 миллионов (!) экземпляров. Юлиан Семенов был поистине великим жанровым автором, его герои, сюжеты, коллизии не имели в современной ему литературе аналогов. Примерно то же самое можно сказать и о романе О. Стужева «Правила Мерджа». Он очень похож на романы Семенова – не из цикла о Штирлице, конечно, а на романы «из международной жизни» – «Межконтинентальный узел», «Пресс-центр» или «ТАСС уполномочен заявить». С той только разницей, что Семенов свои романы называл «политическими детективами», и его герои – разведчики, журналисты-международники, внешторговские работники – разбирались в хитросплетениях мировой политики. А герои Остапа Стужева прогрызают свои ходы в лабиринтах глобальной экономики, защищая уже не государственные интересы, а корпоративные. Впрочем, коллизия с поиском спрятанных нацистами картин, шедевров мирового искусства, есть и в каком-то из романов Юлиана Семенова. А так-то перекличек между его «политическими детективами» и книгой О. Стужева обнаружится немало, очень немало.
Не факт, что сам О. Стужев старался подражать Юлиану Семенову – скорее, автор пока в поисках жанра, но сходство заметно. Не столько сюжетное, сколько концептуальное, онтологическое. Думаю, надо следить за его творчеством, посмотрим, каким будет следующий роман этого автора. Возможно, мы увидим продолжение «Правил Мерджа» – мне было бы интересно узнать, как сложилась судьба его героев.
Купить роман О. Стужева «Правил Мерджа» можно здесь.