В поисках жанра. О романе О. Стужева «Правила Мерджа»

02.02.2023 6 мин. чтения
Толстов Владислав
Роман Остапа Стужева «Правила Мерджа» – криминальный триллер «из жизни олигархов». Автор хорошо знаком с реалиями, которые описывает, «он отлично ориентируется в фактуре». Перед нами крепкое произведение с захватывающей интригой, богатое событиями и разнообразием мест действия. В связи с новым романом О. Стужева критик В. Толстов вспоминает творчество «великого жанрового автора» советской литературы Юлиана Семенова, одного из популярнейших писателей своей эпохи.

Сергей Николаевич Кольцов, второй главный акционер многомиллиардного Северного холдинга, летит в Женеву бизнес-джетом – там живет его единственная дочь Наташа. Есть проблема, которая беспокоит отца. Муж Наташи ввязался в некую аферу, где фигурирует колумбийский кокаин, которым предполагается расплатиться за настоящие сокровища – бесценные шедевры живописи (в том числе картины Пикассо, Гойи, Веласкеса). В годы Второй мировой они бесследно исчезли при попытке перевезти их из Испании в некую нейтральную страну. Кольцов понимает, что один не справится, и призывает на помощь своего верного и давнего помощника Рому Чекаря, который когда-то был влюблен в Наташу, и эта любовь не угасла за 20 лет. У Чекаря тоже есть дело для Кольцова: кто-то активно скупает акции Северного холдинга на открытом рынке, похоже, готовится рейдерский захват. Рейдеры, кавказцы, бандиты, отставные офицеры спецслужб, покровители криминала из президентской администрации – каша заваривается крутая.

Судя по краткому изложению сюжета, можно предположить, что перед нами – очередная вампука «из жизни олигархов», где главные герои только тем и занимаются, что едят черную икру большими ложками, обнимают красоток с обложки «Плейбоя» и всячески прожигают жизнь. Но это не так. Если не обращать внимания на аляповатую обложку, созданную как будто в бесплатном графическом редакторе, роман Остапа Стужева (кстати, оцените вкус автора – не наобум взял псевдоним, а с намеком на легендарного московского актера, сталинского лауреата Александра Остужева) можно назвать заметным – и даже выдающимся явлением современной литературной жизни России.

Прежде всего – это хорошо написанная история. Автор отлично ориентируется в фактуре. Взаимоотношения людей из списка «Форбс»; особенности деятельности спецслужб на территории недружественных государств; нравы светской тусовки где-нибудь в Женеве; а также прочие многочисленные нюансы из жизни сверхбогатых русских, их кавказских партнеров, их бывших коллег из спецслужб (хотя бывших, как мы помним, не бывает), – во всем этом О. Стужев разбирается, понимает, не допускает ляпов. «Вы знаете, как Пикассо любил рисовать Арлекинов? Самый интересный, по крайней мере по моему мнению, это тот с зеркалом, написанный в тридцать втором. Но были еще. Так вот, среди тех картин, о которых мы с вами сейчас говорим, есть еще один, и я видел его своими глазами», говорит один из героев, и мы для себя отмечаем: не какая-то там безымянная «картина Пикассо», а именно «пятый Арлекин», коллекционеры живописи наверняка оценят этот завиток – как говорится, и здесь автор понимает, о чем пишет.

И вообще нельзя не заметить хорошей опытности О. Стужева. Он умеет убедительно и занимательно организовать мизансцену, будь местом ее действия кабинет в администрации президента, армейская казарма или вечеринка в богатом особняке. Понятно, что это доступно человеку, который некогда пересекался с прототипами своих героев – может, служил в одной конторе, может, консультировал, может, участвовал в переговорах или еще чего. В любом случае прочитав роман «Правила Мерджа», понимаешь, что автор не зря скрылся под псевдонимом. Люди, хотя бы отчасти получившие такой опыт, который описывается в романе, вряд ли захотят, чтобы их имена становились известны широкой публике.

При этом роман написан с сильным внутренним драйвом, с длинным дыханием, когда интрига, которая затевается в начале, расщепляется сразу на несколько сюжетных линий. Мы следим то за историей отношений Ромы Чекаря и его возлюбленной, то за жесткими и безупречными комбинациями, которые выстраивает Сергей Кольцов, то незримо стоим за спиной врагов, которые вынашивают свои злодейские планы. Действие стремительно перемещается из Женевы в Картахену, из Москвы в небольшой районный центр Дагестана, вотчину Магомед-Алиева, еще одного важного персонажа «Правил Мерджа». Герои непринужденно переходят то на английский, то на испанский – и этот космополитический колорит внезапно ярко высветил, кого же мне напоминает роман Остапа Стужева.

Конечно же, этот криминальный триллер написан в традиции советского писателя Юлиана Семенова, одного из важнейших и популярнейших авторов той эпохи. Совсем недавно встречал упоминание, что книги Семенова были изданы в Советском Союзе суммарным тиражом под 300 миллионов (!) экземпляров. Юлиан Семенов был поистине великим жанровым автором, его герои, сюжеты, коллизии не имели в современной ему литературе аналогов. Примерно то же самое можно сказать и о романе О. Стужева «Правила Мерджа». Он очень похож на романы Семенова – не из цикла о Штирлице, конечно, а на романы «из международной жизни» – «Межконтинентальный узел», «Пресс-центр» или «ТАСС уполномочен заявить». С той только разницей, что Семенов свои романы называл «политическими детективами», и его герои – разведчики, журналисты-международники, внешторговские работники – разбирались в хитросплетениях мировой политики. А герои Остапа Стужева прогрызают свои ходы в лабиринтах глобальной экономики, защищая уже не государственные интересы, а корпоративные. Впрочем, коллизия с поиском спрятанных нацистами картин, шедевров мирового искусства, есть и в каком-то из романов Юлиана Семенова. А так-то перекличек между его «политическими детективами» и книгой О. Стужева обнаружится немало, очень немало.

Не факт, что сам О. Стужев старался подражать Юлиану Семенову – скорее, автор пока в поисках жанра, но сходство заметно. Не столько сюжетное, сколько концептуальное, онтологическое. Думаю, надо следить за его творчеством, посмотрим, каким будет следующий роман этого автора. Возможно, мы увидим продолжение «Правил Мерджа» – мне было бы интересно узнать, как сложилась судьба его героев.

Купить роман О. Стужева «Правил Мерджа» можно здесь.

887
Автор статьи: Толстов Владислав.
Журналист, книжный обозреватель. Родился в 1968 г. в Норильске Красноярского края. С 1992 года работает в СМИ. Автор нескольких книг, в том числе биографических «Анатолий Филатов» и «Владимир Долгих» для серии «ЖЗЛ». С 2016 года — создатель и автор блога «Читатель Толстов». Живет в Твери.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41361
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17043
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9488
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8772

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала