.png)
«В чём счастье?.. В жизненном пути...»
200 лет со дня рождения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова
Аполлон Николаевич Майков родился 4 июня (23 мая) 1821 года в Москве, в дворянской семье.
Старинный род Майковых известен со времён царя Ивана Грозного. Святой и церковный писатель Нил Сорский (1433–1508) – из этого рода. Среди других предков – Иван Майков, живший в Ярославле и ставший одним из организаторов первого русского публичного театра. Василий Иванович Майков – поэт XVIII века. Дед Аполлон Майков (в его честь назван внук) был директором Императорских театров.
Отец был художником, имел звание академика живописи.
Детство А. Майкова прошло в подмосковных имениях семьи.
Неброская красота среднерусского пейзажа, размеренная деревенская жизнь сыграли важную роль в становлении будущего поэта.
В 1834 году семья переехала в Петербург – с тем, чтобы дать детям достойное образование.
Стихи А. Майков писал с 13 лет. Многие члены семьи увлекались писательством, с 1835 издавался семейный рукописный журнал «Подснежник».
Аполлон Майков учился дома, его наставниками были будущий писатель, историк литературы И. А. Гончаров и В. А. Солоницын – поэт, редактор журнала «Библиотека для чтения».
За три года Аполлон прошёл полный гимназический курс. После этого в 16 лет поступил на юридический факультет Петербургского университета, где среди прочего изучались и гуманитарные дисциплины.
Во время учёбы увлекался историей и античным искусством. Изучил латынь, греческих классиков читал во французских переводах.
Писал антологические стихи, воспевающие древнюю мифологию, литературу и искусство.
В 1839 году Майковы издали новый рукописный семейный альманах «Лунные ночи». В нём представлены стихи Аполлона Майкова того периода.
В 1842 году вышел первый поэтический сборник – «Стихотворения Аполлона Майкова».
Книгу хорошо приняли читатели, её похвалил и В. Г. Белинский, выделив антологическую лирику: «Это перл поэзии г. Майкова, торжество таланта его, повод к надежде на будущее его развитие».
Император Николай I пожаловал молодому талантливому поэту вознаграждение («пособие») в размере 1000 рублей. На эти деньги А. Майков совершил путешествие в Европу.
Впечатления об Италии отражены в цикле стихотворений «Очерки Рима».
Вернувшись через два года в Петербург, Майков написал диссертацию на тему древнеславянского права.
Решил связать свою жизнь с литературой, но писательский труд не приносил доходов. Поэтому А. Майков всю жизнь служил, выбирая должности, имеющие отношение к литературе.
Служил в Министерстве финансов, работал помощником библиотекаря в Румянцевском музее; в Санкт-Петербургском комитете цензуры, позднее был председателем Центрального комитета иностранной цензуры.
С 1853 года – член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Работал в особом отделе Учёного комитета Министерства народного просвещения, эта организация отбирала книги для массового чтения.
Имел звание действительного статского советника, затем – тайного советника (с 1888).
Сотрудничал в петербургском журнале «Новое слово» и «Театральной газете».
Был знаком с Некрасовым, Тургеневым, Григоровичем, Белинским. Поэма А. Майкова «Машенька» (1846) была напечатана Н. Некрасовым в «Петербургском сборнике».
Среди литераторов Майков особо выделял Федора Тютчева, коллегу по комитету цензуры, которого считал своим учителем, а себя называл «духовным крестником» Тютчева. Близко дружил с Ф. М. Достоевским.
Был знаком с Петрашевским и его идеями утопического социализма, но не разделял их, как и прочие идеи революционного переустройства мира, – поскольку главной своей задачей считал служение искусству и придерживался канона христианского воспитания, полученного в детстве.
Был свой кружок и у Майковых, в квартире родителей – здесь не говорили о политике, здесь обсуждали поэзию и живопись. А. Майков любил бывать там.
В конце 50-х годов Майков отправился в путешествие по Средиземному морю на корвете «Баян». После этой поездки были созданы циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни».
Лучшими стихами Майкова признают пейзажную лирику о России. «Лирические зарисовки природы» А. Майкова составили два цикла – «На воле» и «Дома». В своих стихах автор предстает как живописец.
Наряду с А. Фетом и Я. Полонским Аполлон Майков – поэт «чистого искусства»: поэзия должна служить источником нравственного преображения человека, напомнить ему о высших ценностях, о вечном.
В зрелой лирике Майкова поднимаются философские и религиозные вопросы. Ответы автор ищет в истории и в литературе древности.
В течение четырёх лет, с 1866 по 1870 год, Майков переводил «на современный язык» «Слово о полку Игореве». Этот перевод высоко ценится до сих пор.
Также успешно переводил европейских поэтов – Гете, Лонгфелло, Мицкевича и др.
Выделяют балладу А. Майкова «Емшан» (1875) – поэтическое переложение летописного предания.
Серьезной проблемой звучит в творчестве поэта противоречие, столкновение античного (языческого) и христианского мировоззрений. Это отражено в драматической поэме «Три смерти» – о Риме эпохи императора Нерона, а также в трагедии «Два мира». Для Майкова очень важно, что в результате в этом противостоянии победу одержали идеи христианской религии.
Но все больше звучало в произведениях Майкова назиданий и нравоучений. К концу XIX века его творчество было почти забыто. Помнили и переиздавали лишь несколько его стихотворений, ставших хрестоматийными.
Тем не менее, лучшие произведения Майкова сохранились в истории русской литературы. В советские годы стихи Майкова активно издавались, в том числе – в серии для детей «Мои первые книжки».
В 1984 году в библиотеке журнала «Огонёк» был издан двухтомник А. Майкова (тираж – 700 тысяч экземпляров).
В годы творческого расцвета Майков пользовался большой популярностью и считался лучшим поэтом послепушкинской эпохи, развивавшим идеи гармонии. «После Пушкина никто еще не писал на русском языке такими неподражаемо-прекрасными стихами», – сказал о Майкове Дмитрий Мережковский.
В своей лучшей лирике Майков достиг и совершенства формы, и сумел наполнить свои строки вечными смыслами. Чистый звук, превосходный язык и христианское смирение – главные черты Майкова-поэта в его лучших произведениях.
На стихи А. Майкова писали романсы П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и другие.
И. Ф. Анненский в своей статье «А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии» писал о поэте так: «Это была одна из тех редких гармонических натур, для которых искание и воплощение красоты является делом естественным и безболезненным, потому что природа вложила красоту и в самые души их. Созерцательно-рассудочные, эти люди не нуждаются для своего творчества ни в сильных внешних возбудителях, ни в похвале, ни в борьбе, ни даже в постоянном притоке свежих впечатлений; шум жизни, напротив, бременит их, стесняет их фантазию, потому что запас их впечатлений держится и фильтруется долго и художественные образы складываются неприметно, медленно, точно растут из почвы...».
Стихотворения Аполлона Майкова:
ОКТАВА
Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы.
1841
АНГЕЛ И ДЕМОН
Подъемлют спор за человека
Два духа мощные: один –
Эдемской двери властелин
И вечный страж ее от века;
Другой – во всем величьи зла,
Владыка сумрачного мира:
Над огненной его порфирой
Горят два огненных крыла.
Но торжество кому ж уступит
В пыли рожденный человек?
Венец ли вечных пальм он купит
Иль чашу временную нег?
Господень ангел тих и ясен:
Его живит смиренья луч;
Но гордый демон так прекрасен,
Так лучезарен и могуч!
1841
ПОД ДОЖДЕМ
Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома;
Мы спешили скрыться под мохнатой елью...
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой;
По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал;
Капли дождевые, скатываясь с игол,
Падали, блистая, на твою головку
Или с плеч катились прямо под снуровку...
Помнишь, как всё тише смех наш становился –
Ты ко мне прижалась, в страхе очи жмуря...
Благодатный дождик! Золотая буря!
1856
ЛАСТОЧКИ
...Взгляну ль по привычке под крышу:
Пустое гнездо над окном.
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот – их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне –
Далёко, далёко, далёко...
О, если бы крылья и мне!
1856
***
В чем счастье?..
В жизненном пути
Куда твой долг велит – идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и – верить.
1889

