.png)
Лев Николаевич Гумилёв родился 1 октября 1912 в семье поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой.
Отец был расстрелян в 1921 году, мать преследовали власти, что не могло не повлиять на судьбу сына. Поступлению в институт помешало дворянское происхождение. В 1930 году в Ленинграде отчим Н. Пунин устроил Гумилева чернорабочим на завод. Затем на трудовой бирже он получил направление на курсы подготовки геологических экспедиций. В 1931 году Л. Гумилёв отправился в Прибайкалье, с тех пор побывал во множестве экспедиций, это обеспечивало ему независимость и давало доход.
В 1932 году в поездке в Таджикистан у него произошёл конфликт с начальством, ему пришлось уйти от геологов, и тогда он устроился в местный совхоз. Выучил таджикский язык.
В 1933 году Гумилёв вернулся в Ленинград, зная шесть языков, активно переводил поэтов республик СССР. В том же году был впервые арестован, ненадолго, отпущен через 9 дней без предъявления обвинения.
В 1935 году поступил на исторический факультет Ленинградского университета, интересовался народами Центральной Азии, особенно кочевыми, начал исследовать их историю и культуру. Поражал преподавателей своей начитанностью, эрудицией.
К сожалению, в том же 1935 году его снова арестовали. Ахматова обратилась лично к Сталину (арестовали не только сына, но и мужа Н. Пунина). Арестованных отпустили, но из университета Льва исключили.
И тогда Лев вернулся к экспедициям, поехал на Дон, на раскопки хазарского городища. В октябре был восстановлен в университете.
В марте 1938 последовал новый арест. Он получил 5 лет лагерей в Норильске. Позже отмечал, что отбывать заключение посчастливилось с цветом российской интеллигенции.
В лагере работал над диссертацией. Главной идеей Гумилёва является теория пассионарности. Основные ее положения были сформулированы в 1939 году.
В 1943 году, после второго освобождения Гумилёв отправился добровольцем на фронт. Дошёл до Берлина.
После Победы окончил учёбу на историческом факультете.
В 1948 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, вновь был арестован (обвинения перешли из его предыдущего дела) и пробыл в заключении в Казахстане и Сибири, до 1956 года, когда был реабилитирован. В общей сложности провёл в лагерях 14 лет.
После освобождения работал в Эрмитаже. Затем был принят в штат НИИ при факультете географии ЛГУ, где он трудился вплоть до 1987 года.
В 1961 году ученый защитил докторскую диссертацию по истории (тема – «Древние тюрки VI–VIII века», а в 1974 – по географии (тема диссертации – «Этногенез и биосфера Земли», эту научную степень ВАК не утвердил, депонирована во ВНИИНТИ в 1979 году).
В 1960-х Гумилев описал пассионарную теорию этногенеза (сформулированную в лагере). Главная цель теории – объяснить цикличность и закономерность истории. Некоторые коллеги признали теорию лженаучной.
Главный труд Льва Гумилева, «Этногенез и биосфера Земли», вызвал возражения учёных-историков. Л. Гумилева называли «условным историком». Утверждается, что русские – потомки крещёных татар, а Русь таким образом – продолжение Орды. То есть, население России – русско-тюрко-монгольские народы, евразийского происхождения. Этому посвящена книга Л. Гумилёва «От Руси до России». Тема находит развитие в его сочинении «Древняя Русь и Великая степь».
У Гумилёва было и немало верных последователей в ученом мире.
Философско-историческая концепция Гумилева изложена вне академической традиции и полна парадоксов. На разработку концепции повлияли идеи многих учёных, в том числе немецкого антрополога и географа Ратцеля, который считал, что культура возникает на стыке географии и истории; руководствовался теорией бессознательного Фрейда, который считал, что культура – результат сублимации либидо.
Под культурой Гумилёв понимает совокупность материального производства и традиций. Рассматривает вопросы зарождения, становления определённой культуры – вплоть до её исчезновения.
При этом знаменитая пассионарность – это «энергия, преломленная через психофизиологию особи». Она же – основа любой культуры. Появление новой культуры начинается со значительного повышения пассионарного напряжения. Пассионарное сверхнапряжение становится причиной саморазрушения культуры. В сбалансированном состоянии пассионарной энергии культура – дело рук человеческих – сохраняется продолжительное время, порядка 1500 лет.
Так, восточно-славянская древнерусская культура существовала в I–XV веках, а выделившаяся из нее примерно в 1200 году российская культура на сегодня продолжается уже более 800 лет.
Гумилев был тюркофилом, с 1960-х годов он нередко подписывал свои письма «Арслан-бек» (перевод имени Лев на тюркский язык).
Вспомним, что А(р)слан – центральный герой серии книг К.С. Льюиса «Хроники Нарнии», создатель всего нарнийского мира. Об этом хочется сказать и в связи с подписью Льва Николаевича, и в связи с его невероятной судьбой и уникальными идеями. Имя Аслан – производное от Арслан. Льюис позаимствовал его из книг «Тысячи и одной ночи».
Основные сочинения Л.Н. Гумилева: «Хунну: Срединная Азия в древние времена» (1960), «Подвиг Бахрама Чубины» (1962), «Открытие Хазарии» (1966), «Древние тюрки» (1967), «Поиски вымышленного царства» (1970), «Этногенез и этносфера» (1970), «Хунны в Китае» (1973), «Тысячелетие вокруг Каспия» (1987), «Этногенез и биосфера Земли» (1989), «Древняя Русь и Великая степь» (1989), «От Руси к России» (1992), «Конец и вновь начало» (1992), 1993 – «Этносфера: история людей и история природы» и «Из истории Евразии», «Черная легенда. Друзья и недруги Великой Степи» (1994).
В последние годы жизни были обнародованы некоторые стихотворения Льва Гумилёва, которые были высоко оценены критиками. Многие из его стихов и поэмы утрачены. Сам Л. Гумилёв называл себя «последний сын Серебряного века».
Стихотворения Льва Гумилева:
Огонь и воздух
Дар слов, неведомый уму,
Мне был обещан от природы.
Он мой. Веленью моему
Покорно все. Земля и воды,
И легкий воздух, и огонь
В одно мое сокрыто слово.
Но слово мечется, как конь,
Как конь вдоль берега морского,
Когда он бешеный скакал,
Влача останки Ипполита
И помня чудища оскал
И блеск чешуй, как блеск нефрита.
Сей грозный лик его томит,
И ржанья гул подобен вою…
А я влачусь, как Ипполит
С окровавленной головою,
И вижу: тайна бытия
Смертельна для чела земного
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского.
1934
* * *
И только в вечности бываем дома.

