«Скала» – некоммерческий проект о литературе и смежных искусствах от студентов Литературного института им. А.М. Горького. Совместно с порталом «Pechorin.net» проект предлагает читателям окунуться в современный литературный процесс. Главная цель проекта – создание дискуссии вокруг литературы, ведь в этом есть особый элемент сотворчества для понимания общества и современной культуры. Здесь есть место начинающим и опытным авторам и всем тем, кто неравнодушен к слову. Читайте рецензии и обзоры, открывайте знаковые события и истории об удивительных людях искусства вместе с проектом «Скала».
Астрид Линдгрен – уникальная писательница, которой удавалось отражать в своих сказках забавные детские шалости и проделки, одновременно затрагивая такие серьёзные темы, как смерть, личная драма, бесприютность и одиночество. В нашей стране наиболее популярны её весёлые и бесшабашные герои – Пеппи, Карлсон, дети из Бюллербю, Мадикен. Они полюбились читателям благодаря своей непосредственности и искренности, умению радоваться каждому дню и вносить в однообразные будни ураган сумасшествия.
Но сегодня хочется поговорить и о печальных, глубоко поэтичных сказках: «Мио, мой Мио», «Братья Львиное Сердце», «В стране между светом и тьмой», «Звенит ли моя липа, поёт ли соловушка», «Солнечная полянка» и других. В них автор словно приоткрывает свой уязвимый внутренний мир, прячущийся за бесшабашными детскими проделками.
В этих сказках оживают проблемы, глубоко волнующие автора. Тема сиротства – как буквального отсутствия папы и мамы, так и сиротства при живых родителях. Тема самоотверженности и борьбы за правду. Готовность без раздумий отдать свою жизнь за близкого человека – брата и друга. Смелость – та смелость, когда тебе страшно, но ты, изо всех сил сжав рукоять меча, всё равно идёшь в бой, потому что знаешь, что за твоей спиной стоят те, кто ещё слабее.
В некоторых сказках Астрид Линдгрен показывает жизнь после смерти и даже целую систему миров-перерождений: например, Нангияла и Нангилима – страны, куда отправляются дети после смерти. Да, дети в её сказках умирают. Ведь это правдивые сказки, без сюсюканья и приукрашивания. Причём умирают дети, как правило, в борьбе за правду и добро. Или от одиночества и непонимания. Спасая брата из пожара, замерзая на снегу или от болезни, которая поначалу не казалась опасной. В этом драматизм Линдгрен: солнечная жизнь, наполненная шалостями и приключениями, может оборваться в любой момент, и тогда судьба ставит героя перед вопросом – для чего всё это было?
Впрочем, её героев можно изначально разделить на две категории: герои счастливые и герои-мученики. Как правило, их судьбы не пересекаются, они живут в разных книгах. Счастливым героям – весёлые истории, радужное детство, друзья и тёплые воспоминания. Герои-мученики живут на других страницах и совсем в других сказках. Как правило, их жизнь настолько беспросветна, что единственной дорогой к счастью становится дорога в смерть, после чего они оказываются в светлом мире, о котором всегда мечтали, будь то сад роз или солнечная полянка.
Показательны и отрицательные персонажи. Их характер порой раскрывается неоднозначно, и главным героям не нужно вершить суд и казнь над врагом. Так мрачный Рыцарь Като убивает себя сам, устав от жестокости собственного сердца.
Родственные отношения – ещё одна важная тема в творчестве Астрид Линдгрен. Автор говорит нам о том, что не всегда самыми близкими людьми становятся именно родственники, но при этом зачастую именно кровное родство у Астрид становится залогом крепкой дружбы и настоящего братства.
Показана драматичность ситуации, когда родителям не хватает времени, чтобы посвящать себя детям. Дети вынуждены придумывать себе несуществующих друзей, – под таким углом Линдгрен освещает последствия борьбы феминисток. Работающие женщины, строящие карьеру, и их брошенные, никому не нужные дети, которые ищут поддержки и любви у домовых, джиннов, эльфов, призраков и других инфернальных существ. Просто потому что рядом нет мамы, которая вечно на работе, вечно занята. А ещё о таких предоставленных самим себе детях заботятся случайные соседи, школьные учителя и продавцы лавочек.
Ярким контрастом на фоне таких героев выделяется Пеппи – весёлая, озорная выдумщица, у которой хранится сундук с сокровищами и которая может позволить себе всё. Например, есть килограммами леденцы, купить руку манекена, выступать в цирке и держать на балконе лошадь. Однако и здесь красной нитью проходит глубоко запрятанная внутренняя боль героини: у девочки нет мамы, а папа постоянно в морях. Это одиночество в некоторых главах прорывается наружу, но Пеппи так умело маскирует свою драму шутками и «переводом на другую тему», что боль её видна не каждому. В то же время автор даёт понять читателю: никогда, ни при каких условиях не стоит унывать и опускать руки!
Сказки Астрид Линдгрен уникальны и своей поэтичностью: эльфа просит у девочки новый кружевной платочек, подаренный ей на День рождения, чтобы сшить из него бальное платье и понравиться Принцу эльфов; говорящая кукла вырастает из волшебных цветочных семян; луг из туч на небе для барашков; господин Лилионкваст – Букет лилий, который путешествует по волшебным странам с мальчиком, навсегда прикованным к инвалидному креслу…
Сказки Астрид Линдгрен необъятны и многогранны, каждый может найти среди них ту, которая придётся по душе, залечит детские травмы, поможет пережить боль утраты, поверить в мечту и чудеса. Это сказки, которые позволят взрослому на миг стать ребёнком, вспомнив собственные приключения, и помогут увидеть мир глазами детей – искренними и чистыми.